Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Содержание

Введение
Глава1. Основные направления работы со старшими дошкольниками
1.1. Формирование представлений о числах
1.2. Обучение измерению
1.3. Ознакомление с геометрическими фигурами
1.4. Овладение пространственными представлениями
1.5. Закрепление и углубление временных представлений
Глава 2. Условия успешного обучения дошкольников началам математики
Глава 3. Влияние игры на формирование элементарных математических способностей
3.1. Использование дидактических игр
3.2. Сюжетно-ролевые игры
3.3. Занимательные вопросы и задачи-шутки
3.4. Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой
Глава 4. Математические конкурсы и досуги
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая по математике чужая.docx

— 70.07 Кб (Скачать)

Воспроизведение в игре жизненных  ситуаций, требующих определение  количества, развивает интерес детей, побуждает их считать и измерять.

Счет и измерение –  действия взаимосвязанные, их надо выполнять  точно в определенной последовательности. Поэтому в игре, где используются эти математические действия, воспитатель  принимает непосредственное участие, он берет на себя такую роль, которая  позволяет руководить детьми, контролировать и уточнять выполняемые действия. Так, в старшей группе счет до 10 и  отсчитывание предметов по заданному  числу, можно закрепить в игре "Магазин". Продавцы, кассиры и покупатели определяют количество необходимых предметов с помощью счета.

Количественный состав числа  из единиц осваивается в игре "Почта". Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного  счета, сравнение рядом стоящих  чисел, тем самым происходит закрепление  полученных на занятиях знаний. Знакомясь  с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенных занятий в  игре "Почта", дети применяют полученные знания практически. Учатся считать  с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.

Игре "Зоопарк", где  дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в  зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом "В мире животных". На доступных  примерах детям раскрывается сложность  работы по уходу за животными и  их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что  люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего  зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится  в одной клетке?

Ознакомление с трудом людей разных профессий, в которых  счет имеет важное значение, и совместное изготовление игрового материала способствует развертыванию интереса. Причем новые  игры можно объединить с уже известными. Например, игра "Зоопарк" развивается  в рамках знакомых детям сюжетов  с игрой "Магазин" и "Больница" и обеспечивает одновременное участие  многих детей. В начале проведения игр  одну из главных ролей выполняет  воспитатель, чтобы лучше контролировать и направлять развитие сюжета.

Игровая ситуация ставит ребенка  перед необходимостью не только определить количество, но и вступить в активное взаимодействие с партнерами по игре.

Когда только начинаешь вводить  в практику такие игры, то дети действуют  с предметами счета практически: переставляют предметы, дотрагиваются  до них, пересчитывают, сравнивают. В  дальнейшем дети считают предметы на расстоянии, сначала произнося числительные вслух, затем шепотом, используя  пальцы, а впоследствии считают молча.

По мере получения знаний и умений эти игры перерастают  в сюжетно-ролевые, где роли распределяют сами дети.

Полученные результаты позволяют  утверждать, что, используя усвоенные  на занятиях знания в сюжетно-дидактической  игре, дети обогащают свои знания и  учатся применять их при решении  различных задач. Это способствует повышению уровня общего умственного  развития дошкольников.

3.3 Занимательные  вопросы и задачи-шутки

На занятиях по математике дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход  решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное  эмоциональное отношение к ней. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проблем: практическими (действия в подборе, перекладывании) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата). В ходе поиска дети проявляют догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения.

В работе со старшими дошкольниками  необходимо использовать загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Занимательные  задачи с математическим смыслом  побуждают детей применять находчивость, смекалку, чувства юмора, приобщают  детей к активной умственной деятельности.

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и  других психологических процессов  имеют загадки. При знакомстве с  числами можно предлагать детям  разгадывать такие загадки, в  которых упоминаются те или иные числительные.

Например, при знакомстве с числом 4 я предлагаю детям  отгадать:

4 крыла, а не бабочка.  Крыльями машет, а ни с места.  Что это такое? (ветряная мельница.)

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)

На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)

При изучении числа 5 можно  загадать:

5 братцев: годами они  равные, ростом разные? (Пальцы.)

Для пяти мальчиков –  пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)

При ознакомлении с числом 8 пригодится загадка:

8 ног, как 8 рук, вышивают  шелком круг. Мастер в шелке  знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)

Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки:

Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (морковь.)

Рядышком двое стоят, направо  – налево глядят. Только друг другу  совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.)

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у  детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

Примерами таких занимательных  вопросов могут служить следующие:

- У бабушки Даши есть  внучка Маша, кот Пушок, собака  Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи  погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

- Над рекой летели птицы:  голубь, щука, две синицы. Сколько  птиц, ответь скорей. (3.) и др.

При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.

- Если Саша вышел из  дома раньше Сережи, то Сережа…  (вышел позже Саши.)

- Если сестра старше  брата, то брат… (младше сестры.)

- Если правая рука справа, то левая… (слева.)

- Если стол выше стула,  то стул… (ниже стола.) и др.

Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

2 – под березой,

1 – у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине?

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их сможет сосчитать?

В снег упал Сережка,

А за ним Алешка.

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что  знания и умения, приобретенные в  игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.

Применять и закреплять математические знания можно во время других занятий  и разнообразных игр.

Навыки счета отрабатываются при использовании считалок:

Один, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре –

Шесть, семь! Жили мушки на квартире.

Пойду каши я поем. И повадился  к ним друг -

Вы ж пока считайте, Крестовик, большой паук.

Кому водить гадайте! Пять, шесть, семь, восемь –

Паука мы вон попросим.

К нам, обжора, не ходи…

Ну-ка, Мишенька, води!

Для закрепления навыков  обратного счета также можно  использовать считалки. Например:

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один,

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

Следует отметить, что математические знания и представления можно  совершенствовать и на других занятиях. Например, формированию элементарных математических представлений могут  помочь пословицы и поговорки.

При обучении счету можно  использовать такие пословицы, где  встречаются числительные. Например:

- Один в поле не воин.

- Два сапога – пара.

- Семеро одного не ждут.

- Семь раз отмерь, один  отрежь.

Не нужно забывать и  о порядковом счете:

- Первый блин всегда  комом.

- Первый сын – богу, второй – царю, третий себе  на пропитание.

- второй Родины не бывает.

Помогут пословицы и при  изучении временных представлений. Опыт работы в старшей группе детского сада позволяет утверждать, что дети с трудом запоминают названия дней недели. Поэтому можно познакомить  детей со следующими пословицами  и поговорками:

- Понедельник и пятница  – дни тяжелые, вторник и  суббота – легкие.

- С понедельника на  всю неделю.

- В понедельник – на  могильник, во вторник – на  кокорник, в среду – на переды, в четверг – на коты, в пятницу  – на мельницу, В субботу –  на работу, в воскресенье –  на веселье.

- Кто в пятницу дело  начинает, у того оно будет  пятиться.

- Не суйся, пятница,  на перед четверга.

Помогут пословицы запомнить  и названия месяцев:

- Январь – году начало, зиме – середина.

- Февраль воду подпустит,  а март подберет.

- Ни в марте воды, ни  в апреле травы.

- Месяц май – коню  сена дай, а сам на печь  полезай.

- Декабрь год кончает,  зиму начинает.

Подобные игровые моменты  сделают занятия математики наиболее интересными, а, следовательно, позволят эффективнее реализовать цели и  задачи по усвоению у детей знаний, умений и навыков. А это главное, к чему мы должны стремиться, готовя ребенка к обучению в школе.

3.4 Пальчиковая  гимнастика на занятиях математикой

Уровень развития ребенка  находится в прямой зависимости  от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые  способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться  регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.

Интересны упражнения, осложненные  решением сопутствующих задач. Например, по стихотворению Ю. Чужака "Покупал  баран баранки" можно закреплять обратный счет. На базаре (выставляют кулак)

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро)

Для барашков (пальцы левой  руки "играют")

Для овечек (пальцы правой руки "играют")

Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев)

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

(показывают соответствующее  количество пальцев).

Про себя не позабыл (отрицательное  движение головой),

А для женушки – подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие  пальцы прижаты друг к другу)!

Игра "Часы "

(Садимся на коврик (на  колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки ).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются"  на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Игра "Червячки "

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях  или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем  к себе ладонь (движение ползущей  гусеницы), идем по столу указательным  и средним пальцами (остальные  пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: "Вот и обед!"

(Раскрываем ладонь, отводя  большой палец вниз, а остальные  вверх).

Глядь – а червячков  уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимая  их к груди)

Игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы  прижимаем друг к другу. Локти  опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не  разъединяя их).

Сейчас все котята по парам  стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими  пальцами друг о друга (от  большого к мизинцу).

Игра "Весна"

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем  ладони, боковые части остаются  прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные  движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты "ковшом").

Уже глядит цветок...

(Ладони раскрываются, боковые  стороны рук соединяются, пальцы  раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений у дошкольников