Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Содержание

Введение
Глава1. Основные направления работы со старшими дошкольниками
1.1. Формирование представлений о числах
1.2. Обучение измерению
1.3. Ознакомление с геометрическими фигурами
1.4. Овладение пространственными представлениями
1.5. Закрепление и углубление временных представлений
Глава 2. Условия успешного обучения дошкольников началам математики
Глава 3. Влияние игры на формирование элементарных математических способностей
3.1. Использование дидактических игр
3.2. Сюжетно-ролевые игры
3.3. Занимательные вопросы и задачи-шутки
3.4. Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой
Глава 4. Математические конкурсы и досуги
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая по математике чужая.docx

— 70.07 Кб (Скачать)

Курсовая работа на тему: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение

Глава1. Основные направления  работы со старшими дошкольниками

1.1. Формирование представлений  о числах

1.2. Обучение измерению

1.3. Ознакомление с геометрическими  фигурами

1.4. Овладение пространственными  представлениями

1.5. Закрепление и углубление  временных представлений

Глава 2. Условия успешного  обучения дошкольников началам математики

Глава 3. Влияние игры на формирование элементарных математических способностей

3.1. Использование дидактических  игр

3.2. Сюжетно-ролевые игры

3.3. Занимательные вопросы  и задачи-шутки

3.4. Пальчиковая гимнастика  на занятиях математикой

Глава 4. Математические конкурсы и досуги

Заключение

Библиографический список

Введение

Для умственного развития детей существенное значение имеет  приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых  для познания окружающего мира.

Многие видные психологи  и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка  математических представлений должно опираться на предметно-чувственную  деятельность, в процессе которой  легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих  математических понятиях.

старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая  в младших группах.

Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В  четвертом квартале рекомендуется  закреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой, на прогулках и в повседневной жизни.

Занятия проводятся 1 раз  в неделю продолжительностью 25 минут.

Формированию у детей  элементарных математических представлений  способствуют используемые методические приемы ( сочетание практической и  игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых  ситуаций).

Большинство занятий носит  интегрированный характер, в которых  математические задачи сочетаются с  другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится  самостоятельному решению дошкольниками  поставленных задач, выбору ими приемов  и средств, проверке правильности его  решения. Обучение детей включает как  прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению  математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.

Занятия предполагают различные  формы объединения детей (пары, малые  подгруппы, вся группа) в зависимости  от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у  дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

При объяснении нового материала  необходимо опираться на имеющиеся  у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в  течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный  дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить  аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов  детей.

Все полученные знания и  умения закрепляются в дидактических  играх, которым необходимо уделять  большое внимание.

В процесс обучения полезно  включать пословицы, считалки, загадки. С их помощью дошкольникам предлагается объяснить ход решения различных  математических задач. Это способствует и речевому развитию детей.

Большое внимание уделяется  индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаются задания  для родителей с целью привлечения  их к совместной деятельности с воспитателем.

Каждый воспитатель должен предъявлять особые требования к  своей речи. Необходимо обратить внимание на употребление специфической терминологии. Недопустимо включение в речь терминов, понятий и символов, используемых в методической литературе для взрослых, таких как, эквиваленты, условная мерка  и другие. Воспитатель должен следить  за четкостью и доступностью своей  речи, правильностью и осознанностью  речи детей.

В конце учебного года с  помощью специально разработанных  методик целесообразно провести проверку уровня овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Все полученные знания и  умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач  на следующей ступени развития. А  это значит, что, формируя элементарные математические представления в  детском саду, мы готовим ребенка  к изучению математики в школе!

Глава 1. Основные направления работы со старшими дошкольниками

1.1 Формирование  представлений о числах

В старшей группе детей  учат считать в приделах 10, продолжая  знакомить с цифрами первого  десятка (с цифрами от 1 до 5 дети уже  познакомились в средней группе).

На основе действий с множествами  и измерения с помощью условной мерки продолжается формирование представлений  о числах до 10.

Образование каждого из новых  чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. Например, на счетной линейке раскладываются две группы предметов в ряд: на верхней полоске – пять ромашек, на нижней – пять васильков. Сравнивая  и пересчитывая ромашки и васильки, дети убеждаются, что их поровну. Затем  добавляется одна ромашка. Пересчитав и сравнив ромашки и васильки, дети выясняют, что ромашек стало  больше, а васильков – меньше. Воспитатель обращает внимание на то, что образовалось новое число "шесть". Оно больше пяти. Число шесть получилось, когда к числу пять прибавили  еще один.

Параллельно с показом  образования числа детей знакомят с цифрами. Соотнося определенную цифру  с числом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение  цифры, проанализировать его и сопоставить  с уже знакомыми цифрами. Дети делают образные сравнения (единица, как  солдатик; цифра восемь похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и  семь похожи, только у цифры семь есть "козырек" и т. п.).

Особое внимание заслуживает "запись" числа 10. Она состоит  из двух цифр – единицы и нуля. Образовав число десять (путем  прибавления к девяти предметам  еще один) воспитатель предлагает около десяти предметов (игрушек, квадратов) поставить соответствующую цифру: "Посмотрите, как обозначается число  десять. Одну из цифр вы знаете,- говорит  воспитатель и показывает цифру 1, предлагает ее назвать.- А какая  это цифра?"- воспитатель показывает на нуль. Возможно, что кто-то из детей  правильно ответит, что это "нуль". Независимо от этого воспитатель  должен наглядно показать образование  числа "нуль". Для этого детей  просят сосчитать кубики, стоящие  на столе. Дети пересчитывают их и  определяют, что кубиков – десять. Воспитатель говорит: "А теперь я буду убирать по одному кубику". И убирает до тех пор, пока не останется  ни одного. На вопрос "Сколько кубиков  осталось" дети отвечают: "Ничего не осталось". Воспитатель соглашается  и объясняют, что это и обозначается цифрой "нуль". Затем воспитатель  предлагает найти место нуля в  числовом ряду. Если дети сами не справятся  с этим заданием, то воспитатель  объясняет, что цифра 0 стоит перед 1, так как нуль на один меньше числа  один. После этого дети вместе с  педагогом решают, что нуль должен стоять перед единицей.

В течение всего учебного года дети упражняются в счете. Они  пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают  предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан  в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, представлен в виде звуков, движений. При выполнении этих заданий  важно научить детей внимательно  слушать задания воспитателя, запоминать их, а затем выполнять.

С большим интересом дети выполняют задания в дидактических  играх: "Что изменилось?", "Найди  ошибку", "Чудесный мешочек", "Считай дальше", "Считай – не ошибись", "Кто быстрее назовет", "Сколько", "Поймай мяч" и др.

Программа старшей группы предусматривает сравнение последовательных чисел в пределах десяти на конкретном материале. Дети должны уметь сравнивать два множества, знать, какое из чисел  больше, а какое меньше, как из неравенства сделать равенство, а из равенства сделать неравенство.

Сравнивая две группы предметов, детей подводят к самостоятельному выводу: шесть больше пяти на один, а  пять меньше шести на один, значит число  шесть должно стоять после числа  пять, а число пять должно стоять перед числом шесть. Подобным образом  происходит сравнение всех изучаемых  чисел в пределах десяти.

Продолжая работу, начатую  в средней группе, необходимо уточнить представления о том, что число  не зависит от величины предметов, от расстояния и пространственного  расположения. На наглядном примере  можно показать, что больших предметов  может быть меньше, чем маленьких, а маленьких больше, чем больших, а также больших и маленьких  может быть поровну.

Дети должны уметь считать  предметы, расположенные по вертикали, кругу, в виде числовых фигур. Необходимо учить детей считать, начиная  с любого указанного предмета в любом  направлении (справа налево, слева направо, сверху вниз) при этом не пропуская  предметы и не пересчитывая их дважды.

В старшей группе продолжается работа над усвоением порядкового  счета в пределах десяти. Детей  учат различать порядковый и количественный счет. Используя количественный счет, можно ответить на вопрос: "Сколько?" определив, сколько всего предметов. Результат счета остается неизменным независимо от направления счета.

Считая предметы по порядку, необходимо условиться, с какой стороны  надо начать счет, так как именно от этого зависит результат счета. Например, если дети пересчитывают  десять предметов слева направо, то матрешка будет вторая, а если считать справа налево, то та же самая  матрешка будет девятая.

Дети должны научиться  правильно отвечать на вопросы: "Сколько?"; "Какой по счету?"; согласовывая при этом числительное с существительным  в роде, падеже, числе.

Умение детей различать  порядковый и количественный счет закреплять в упражнениях и дидактических  играх: "Какой игрушки не стало?", "Кто первый?" и других.

1.2 Обучение  измерению

Важной программной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучение измерению помогает устранить недостатки в формировании представлений о  числе, которые возникают при  обучении счету отдельных величин.

Обучать детей измерению  с помощью условной мерки начинают в средней группе. Их учат сравнению  двух предметов, которые невозможно непосредственно соизмерить (наложить или приложить) и использовать при  этом третий предмет – меру. Такое сравнение является частным случаем измерения, так как используемая при этом мерка равна одному из измеряемых предметов.

В старшей группе детей  учат измерять с помощью условной меры длину протяжения, объем жидкий и сыпучих тел, переводя количественные отношения в наглядно-представляемые множества.

Прежде всего, детей следует  познакомить с правилами измерения  протяженных величин, жидких и сыпучих  тел. Воспитатель показывает и объясняет  правила измерения. Процесс измерения  разбивается на этапы, каждый из которых  повторяется детьми вслед за воспитателем. Воспитатель сначала демонстрирует  мерку, с помощью которой можно  измерить полоску бумаги, ленту и  пр. Затем показывает, что мерку  надо приложить так, чтобы концы  измеряемой полоски мерки совпадали. Дети повторяют это действие. Далее  воспитатель отмечает конец мерки, объясняет, что каждый раз, когда  мерка уложилась полностью, нужно  отложить "для памяти" фишку (кружок, квадрат, игрушку), которая показывает, что мерка уложилась в полоске  полностью.

Далее мерка прикладывается к отметке, вновь отмечается конец  мерки и снова откладывается  фишка. Так измеряется вся полоска. В результате измерения перед  детьми образуется ряд фишек, пересчитав которые можно сказать, сколько  раз мерка уложилась в измеряемом объекте.

Дети должны прочно усвоить  правила измерения, так как на последующих занятиях они выполняют  измерение самостоятельно от начала до конца. Важно, чтобы дети не только запомнили последовательность измерения, но и четко выполняли правила, понимали смысл каждого действия. Иногда дети допускают небрежность  при измерении: неточно совмещают  края измеряемого объекта и полоски-мерки; неверно ставят отметку; откладывая мерку последний раз, забывают ставить  фишку. Все эти неточности сказываются  на результате измерения. Важно, чтобы  весь материал, с которым работают дети, был точно выверен, чтобы  в измеряемом объекте мерка уложиться  полностью число раз.

При измерении сыпучих  и жидких тел используются те же правила измерения, а также добавляются  новые, характерные для измерения  сыпучих и жидких тел. Например, воспитатель  показывает миску с крупой и спрашивает: "Сколько здесь крупы, как узнать?". Чаще всего дети предлагают взвесить. "Правильно,- говорит воспитатель,- но у меня нет весов. Как узнать по другому, сколько здесь крупы?" На столе стоят чашка, стакан, ложка, блюдце. Воспитатель указывает на них: "Может эти предметы помогут  нам?" Очевидно, дети скажут, что крупу  надо измерить ложкой, чашкой. Воспитатель  говорит: "Я покажу, как это  надо сделать. Давайте попробуем  измерить крупу стаканом. Но сначала  надо договориться, как мы будем  насыпать". Воспитатель показывает, что стакан можно насыпать крупой до половины, полный до краев, "горочкой". Дети могут предложить один из этих вариантов, например, полный до краев. Воспитатель показывает этот стакан с крупой и говорит: "Вот наша мерка – полный до краев стакан. Когда мы будем измерять, надо следить  за тем, чтобы стакан всегда был полный до краев, потому что мы так договорились".

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений у дошкольников