Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель работы: изучить и описать постановку решения задач теории статистических решений в условиях риска и их основные понятия.
Задачами этой курсовой работы заключаются:
1. В теоретической части:
- Какие бывают виды рисков;
- Подходы к описанию, оцениванию и управлению рисками;
- Применение экспертных оценок для управления рисками;
2. В практической части:
Введение……………………………………………………………………..3
1.Теоритическая часть……………................................................................4
1.1 Виды рисков..............................................................................................4
1.2 Подходы к учету неопределенности при описании рисков…………..9
1.3 Подходы к оцениванию рисков....................................................10
1.4 Необходимость применения экспертных оценок при оценке и управлении рисками……………………………………………........15
1.5 Подходы к управлению рисками………………………………..16
2. Практическая часть (на примере выполнения инновационных
проектов в вузах)………………………………….......................................20
2.1 Инновационные проекты в вузах..................................................21
2.2 Модель инновационного проекта……………………………….24
2.3 Риски……………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….37
Литература…………………………………………………………………..
Отметим, что рассмотренные
выше вероятностно-статистические подходы
к оцениванию рисков предполагают использование
в качестве критериев таких характеристик
случайной величины, как математическое
ожидание, медиана, квантили, дисперсия
и др. Эти характеристики определяются
функцией распределения случайного
ущерба, соответствующего рассматриваемому
риску. При практическом использовании
этого подхода перечисленные
характеристики оцениваются по статистическим
данным. Они оцениваются по выборке,
состоящей из наблюденных величин
ущерба. При этом необходимо вычислять
доверительные интервалы, содержащие
оцениваемые теоретические
В риск-менеджменте компании целесообразно выделить оперативное управление риском и стратегическое управление риском. Первый вид деятельности – постоянно проводящаяся работа, связанная с обеспечением качества продукции, плановым снижением экологических рисков, работой с покупателями, поставщиками, персоналом, связанная с повышением лояльности, и т.д.
Стратегический риск-менеджмент
– составная часть
2. Практическая часть
(на примере выполнения
инновационных проектов в
2.1 Инновационные проекты в вузах.
Можно сказать, что большая часть научного потенциала страны сейчас сосредоточена в российских вузах. Здесь квалификация работников была и остается очень высокой. Однако, хотя и не в таких масштабах, как в науке и на промышленных предприятиях, наблюдается отток кадров, но тем не менее он присутствует. Причем в первую очередь речь идет о так называемой «внутренней утечке умов», т.е. прежде всего переходе квалифицированных специалистов из вузов в сферу бизнеса. Открывшиеся здесь широкие возможности позволили многим бывшим преподавателям и ученым относительно легко найти высокооплачиваемую, «перспективную» работу. Как следствие, многие руководители банков, инвестиционных и промышленных компаний, совместных предприятий и других крупных, средних и малых коммерческих структур имеют ученые степени, хотя и не владеют экономическими знаниями в должной степени. Подобного рода перераспределение квалифицированных кадров, возможно, способствовало подъему новых для России отраслей «рыночной экономики», но, очевидно, явилось и серьезным ударом по отечественной науке.
Произошло не только сокращение
численности персонала научно-
Специфика инновационных проектов в вузах связана с небольшими объемами финансирования и краткими сроками, а больше всего – с рисками, относящимися непосредственно к научно-техническому развитию. Рассмотрим (в первом приближении) проблему оценивания рисков реализации инновационных проектов в вузах на основе вероятностных экономико-математических моделей.
Обычно под инновационным
проектом в вузе понимают
Таким образом, в
инновационном проекте
1) освоение выпуска продукции,
2) переход к массовому выпуску,
3) продажу первых партий продукции,
4) первое получение оплаты от покупателей,
5) первое поступление средств на расчетный счет вуза, и т.д.
Таким образом, для
успешного завершения
Структура и выраженность рисков реализации инновационных проектов в вузах несколько отличаются от таковых для инновационных проектов вообще и тем более от рисков разнообразных инвестиционных проектов.
На первое место
выходят риски невыполнения
- Риск невыполнения работ в соответствии с техническим заданием;
- Риск невозврата средств;
- Риск недооценки сложности научно-технической задачи;
- Риск смены научного руководителя;
- Риск, связанный с нехваткой времени;
- Риск, связанный с решением руководства;
- Риск, связанный с ненадежностью
деловых партнеров и
Возможные итоги выполнения
инновационной работы можно
а) работа и финансовые обязательства всех партнеров выполнены в полном объеме;
б) научно-исследовательская
часть работы выполнена
в) научно-исследовательская
часть работы выполнена
г) научно-исследовательская
часть работы не выполнена
полностью, но получены
д) научно-исследовательская часть работы не выполнена, но получены некоторые интересные научные результаты; однако планируемый вначале научный результат не будет достигнут в обозримое время;
е) выполнение в
вузе инновационной работы
Также при любом
из вышеперечисленных исходов
существует вероятность
Таким образом, только в двух случаях из шести оценка однозначна: итог а) - это полный успех, а итог е) - это полный провал. В остальных случаях - итоги б), в), г), д) - получены некоторые научные результаты, а в случае итога б) - также и некоторые коммерческие результаты. При этом в случае итогов а), б), в) научно-исследовательский коллектив выполнил все, что от него требовалось, хотя "полный успех" имеет место только в одном из этих трех случаев - в зависимости от результатов работы внешнего партнера.
2.2 Модель инновационного проекта.
Начнем с выделения
основных факторов, определяющих
риски реализации
Будем исходить из
двухступенчатой схемы:
Вероятность того, что
научно-исследовательский
Таким образом, выделяются четыре основные группы факторов риска:
- связанные с коллективом исполнителей,
- связанные с вузом,
- связанные с внешним партнером,
- связанные с общей экономической обстановкой.
Принимаем, что все
четыре фактора независимы
В соответствии со
сказанным выше основная
P = P1 * P2 * P3 * P4 ,
где Р - вероятность "полного успеха", т.е. итога а) согласно приведенной выше классификации, при этом риск того, что инновационный проект не будет осуществлен полностью, оценивается вероятностью "отсутствия полного успеха", т.е. величиной (1 - Р),
P1 - вероятность того, что ситуация внутри коллектива исполнителей не помешает выполнению инновационного проекта (следовательно, риск коллектива оценивается величиной 1- P1),
P2 - вероятность того, что ситуация внутри вуза не помешает выполнению инновационного проекта (1- P2 - риск вуза),
P3 - вероятность того, что внешний партнер полностью выполнит свою работу, после того, как научно-исследовательский коллектив полностью выполнит свою часть работы (1- P3 - риск партнера)
P4 - вероятность того, что ситуация в народном хозяйстве не помешает выполнению инновационного проекта (1- P4 – макроэкономический риск, т.е. риск ситуации в стране).
Следующий шаг - оценивание
четырех перечисленных
Рn = 1 - А1nХ1n - А2nХ2n - ... - АКnХКn,
где
- индекс n принимает одно из значений 1, 2, 3, 4,
- Х1n, Х2n,..., ХКn - факторы (переменные), используемые при вычислении оценки риска типа n,
- А1n, А2n,..., АКn - коэффициенты весомости (важности) этих факторов.
Приведенный ниже
Значения факторов Х1n, Х2n,..., ХКn оценивают эксперты для каждого конкретного инновационного проекта, в то время как значения коэффициентов весомости А1n, А2n,..., АКn задаются одними и теми же для всех проектов - по результатам специально организованного экспертного опроса.
На основе практического
опыта работ, проведенных
Члены экспертной комиссии в вузе оценивают факторы Xmn по качественной шкале:
0 - практически невозможное событие (с вероятностью менее 0,01),
1 - крайне маловероятное событие (с вероятностью от 0,02 до 0,05),
2 - маловероятное событие (вероятность от 0,06 до 0,10),
3 - событие с вероятностью, которой нельзя пренебречь (от 0,11 до 0,20),
4 - достаточно вероятное событие (вероятность от 0,21 до 0,30),
5 - событие с заметной вероятностью (более 0,30).
Согласно теории измерений итоговая оценка дается как медиана индивидуальных оценок (при четном числе членов экспертной комиссии - как правая медиана).
Поскольку максимально
возможный балл - это 5, то сумма
всех весовых коэффициентов
Для упрощения описания переменные Xm1 будем ниже обозначать Xm, переменные Xm2 - как Ym, вместо Xm3 будем писать Zm, а вместо Xm4 - Wm. При описании числовых значений коэффициентов Amn будем опускать индекс n, равный соответственно 1,2,3,4.