Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработать проект повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО «Оскол-Мебель».
Для реализации указанной цели в работе предполагается решение следующих задач:
- изложить теоретические основы анализа финансового состояния предприятия;
- провести анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «Оскол-Мебель»;
- разработать проект по повышению эффективности хозяйственной деятельности ООО «Оскол-Мебель»
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 7
1.1. Сущность финансового анализа и принципы его организации 7
1.2. Цели и методы финансового анализа 10
1.3 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия ………………………………………..13
ГЛАВА 2. Анализ деятельности предприятия ООО «Оскол-Мебель» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Оценка хозяйственной деятельности ООО «Оскол-Мебель» 18
2.3. Анализ финансовой деятельности предприятия 23
ГЛАВА 3. Разработка и обоснование проекта по повышению эффективности хозяйственной деятельности ООО «Оскол-Мебель» 28
3.1. Описание проекта производства детского уголка ………………..…… ..29
3.2. Расчет экономической эффективности проекта…………………….…….32
Заключение 44
Список использованной литературы 50
Приложение 51
Одним из первых и важных этапов комплексной оценки работы предприятия является анализ эффективности его хозяйственной деятельности (таблица 2.1).
Данные таблицы свидетельствуют о том, что за анализируемый период объем выполненных работ возрос на 7752,1 тыс. руб. или на 100,5%. Комплексный показатель эффективности хозяйствования в результате всех изменений повысился на 42,4%. Долевое участие интенсивного направления использования ресурсного потенциала в приросте объема работ составил 42,2% (42,4 / 100,5 * 100), оценивается положительно, так как ведет к относительному сокращению затрат. В отчетном периоде отмечено повышение эффективности использования трудовых ресурсов и материально технической базы.
Таблица 2.1
Основные технико–
П О К А З А Т Е Л И |
2010г |
2011г | ||
1 |
2 |
3 | ||
Объем товарной продукции, тыс. руб. |
7713,3 |
15465,4 | ||
Материальные затраты , тыс. руб. |
3014,9 |
7933,5 | ||
Материалоотдача, руб. |
2,6 |
1,9 | ||
Среднесписочная численность работников, всего, чел. |
49 |
52 | ||
В том числе работников прилавка, чел. |
15 |
18 | ||
Удельный вес работников, прилавка в среднесписочной численности работников, % |
30,61 |
34,62 | ||
Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб. |
157,4 |
297,4 | ||
Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб. |
514,2 |
859,2 | ||
Среднегодовая стоимость основных средств (по первоначальной стоимости) |
8747,2 |
8719,7 | ||
Фондоотдача, тыс. руб. |
0,88 |
1,77 | ||
Себестгоимость, тыс. руб. |
7591 |
1525,1 | ||
Прибыль, тыс. руб. |
309 |
280,3 | ||
Рентабельность продаж |
1,58 |
1,39 |
Рост фондоотдачи на 101,1% обеспечил прирост объема работ на 7760,5 тыс. руб. (0,9*8719,7). Причем, повышение фондоотдачи происходит в условиях некоторого сокращения средней годовой стоимости основных средств – на 27,5 тыс. руб. или 0,3%. Следовательно, материально-техническая база используется в интенсивном направлении, что оценивается положительно.
Эффективно
используются и трудовые ресурсы, о
чем свидетельствует рост производительности
труда как одного работника, так
и одного работника прилавка. При
этом наблюдается улучшение
В целом же проведенный анализ позволяет дать положительную оценку хозяйственной деятельности.
Основной целью
анализа доходов торгового
Одним из основных показателей, при помощи которого оценивается хозяйственная деятельность торгового предприятия, является товарооборот. Размер товарооборота оказывает влияние на другие экономические показатели деятельности предприятия. Так, рост товарооборота способствует снижению издержек обращения, обеспечивает повышение рентабельности и укрепляет финансовое положение предприятия. Поэтому экономический анализ целесообразно начинать с изучения розничного товарооборота [17]. В условиях рыночных отношений, при увеличивающемся росте инфляции, розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих, так и в сопоставимых ценах, с использованием индекса роста цен [8].
Анализ динамики розничного товарооборота (таблица 2.2), показывает, что за розничный товарооборот в сопоставимых ценах по сравнению с базисным годом возрос на 3045,9 тыс. руб. и составил в отчетном году 8787,2 тыс. руб. Аналогичная динамика роста происходит и в сопоставимых ценах к предшествующему году, данный показатель в 2011 году составил 8787,2 тыс. руб., что на 3645,0 тыс. руб. или на 70,88% больше чем в 2010 году, но в 2010 году наблюдается сокращение товарооборота в сопоставимых ценах по сравнению с 2009 годом на 1408,7 тыс. руб. или на 21,5%, что говорит об увеличении товарооборота за счет ценового фактора в 2010 году.
Таблица 2.2
Динамика товарооборота в сопоставимых ценах (тыс. руб.)
Годы |
Товаро-оборот в действ. ценах |
Индексы цен |
Товаро-оборот в сопост. ценах (к базисному году) |
Прирост товарооборота по сравнению с базисным годом |
Прирост товаро-оборота по сравнению с предшест-вующим годом |
Темпы роста (снижения) в сопоставимых ценах, % | ||
цепные |
базисные |
базисные |
цепные | |||||
2001 |
5741,3 |
- |
- |
5741,3 |
- |
- |
- |
- |
2009 |
8123,1 |
1,24 |
1,24 |
6550,9 |
809,6 |
809,6 |
114,10 |
114,10 |
2010 |
7713,3 |
1,21 |
1,50 |
5142,2 |
-599,1 |
-1408,7 |
89,66 |
78,50 |
2011 |
15465,4 |
1,17 |
1,76 |
8787,2 |
3045,9 |
3645,0 |
153,05 |
170,88 |
Изменение объема розничного товарооборота в отчетном и прошлом периодах обусловлено влиянием двух факторов: физического объема и уровнем цен на реализуемые товары. Необходимо определить это влияние.
Таблица 2.3.
Анализ влияния цен на изменение розничного
товарооборота, (тыс. руб.)
Год |
Розничный товарооборот |
Абсолютный прирост (снижение) за год |
Темп роста, % | |||||
в действ. ценах |
индекс цен |
в сопост. ценах |
всего |
в т.ч. за счет изменения |
в действ. ценах |
в сопост. ценах | ||
физического объема |
роста цен |
|||||||
2010 |
7713,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2011 |
15465,4 |
1,17 |
13218,3 |
7752,1 |
39,8 |
7712,3 |
200,50 |
171,37 |
Анализ влияния цен на изменение розничного товарооборота в отчетном году (таблица 2.3.) показал, что розничный товарооборот на данном предприятии увеличился, в большей степени за счет ценового фактора - на 7712,3 тыс. руб.. Его влияние велико, так как в отчетном году товарооборот, за счет физической массы, увеличился всего на 39,8 тыс. руб. Это говорит о менее эффективной работе предприятия в отчетном году, о некотором неэффективном распределении ресурсов.
Наиболее полное удовлетворение спроса населения продукцией высокого качества является основной задачей промышленных предприятий. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Также немаловажную роль играет ассортимент продукции. В таблице 2.4 представлен ассортимент продукции ООО «Оскол-Мебель», реализованной за 2010 – 2011 года.
Таблица 2.4
Анализ ассортимента реализованной продукции
Номенкла-тура |
2010 г. |
2011 г. |
отклонение | |||||||||
Шт. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Шт. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Шт. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
1.Мягкая мебель |
349 |
43 |
3085 |
40 |
596 |
37 |
5413 |
35 |
247 |
- 6 |
2328 |
- 5 |
- диван |
86 |
- |
774 |
- |
130 |
- |
1170 |
- |
44 |
- |
396 |
- |
- кресло |
154 |
- |
770 |
- |
260 |
- |
1300 |
- |
106 |
- |
530 |
- |
- мягкий уголок |
64 |
- |
768 |
- |
112 |
- |
1344 |
- |
48 |
- |
576 |
- |
- комплект |
45 |
- |
773 |
- |
94 |
- |
1598 |
- |
49 |
- |
825 |
- |
2.Кухонные гарнитуры |
89 |
11 |
1465 |
19 |
189 |
12 |
3093 |
20 |
100 |
1 |
1628 |
1 |
- угловые |
41 |
- |
738 |
- |
86 |
- |
1548 |
- |
45 |
- |
810 |
- |
- простые |
48 |
- |
727 |
- |
103 |
- |
1545 |
- |
55 |
- |
818 |
- |
3.Корпусная мебель |
369 |
46 |
3162 |
41 |
816 |
51 |
6959 |
45 |
447 |
5 |
3797 |
1 |
- шкаф-купе |
151 |
- |
1057 |
- |
331 |
- |
2317 |
- |
180 |
- |
1560 |
- |
- прихожие |
176 |
- |
1055 |
- |
394 |
- |
2367 |
- |
218 |
- |
1312 |
- |
- стенки |
42 |
- |
1050 |
- |
91 |
- |
2275 |
- |
49 |
- |
1225 |
- |
ИТОГО |
807 |
100 |
7713 |
100 |
1601 |
100 |
15465 |
100 |
- |
- |
- |
- |
Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. По степени принадлежности используемый капитал подразделяется на собственный (раздел 1 пассива баланса) и заемный (разделы 2 и 3 пассива).
Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия. Структура источников формирования имущества исследуемого предприятия приведена в таблице 5.
Данные таблицы 5 свидетельствуют о следующем: величина источников формирования имущества за отчетный период сократилась на 235,9 тыс. руб. или на 2,4 % и составила на конец отчетного года 9423 тыс. руб. Это было обусловлено сокращением как собственного капитала, так и заемного на 72,9 тыс. руб., или 0,9% и на 163,2 тыс. руб., или на 8,8% соответственно. Положительным в данной ситуации является то, что удельный вес собственного капитала в составе всего имущества за отчетный период возрос на 1,3%, что обусловило сокращение доли заемного капитала на ту же величину.
Сложившуюся структуру капитала, как в начале, так и на конец периода, можно оценить как вполне оптимальную, так как на долю собственного капитала приходится основная часть источников формирования имущества (80,7 и 82% соответственно). Таким образом, можно сделать вывод об относительной независимости организации от внешних источников финансирования.
В ходе дальнейшего анализа необходимо остановиться на изучении структуры источников формирования имущества (таблица 2.5).
Таблица 2.5
Структура собственного капитала по источникам образования
Состав собственного капитала |
На 01.01.2011 г. |
На 01.01.2005 г. |
Отклонение по |
Темп роста, % | |||
сумма, тыс. руб. |
удельн. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
удельн. вес, % |
сумме, тыс. руб. |
уд. весу, % |
||
1.Собственный капитал, всего |
7801,0 |
100,00 |
7728,1 |
100,00 |
-73,1 |
х |
99,1 |
2. Авансированный капитал |
1200,0 |
15,38 |
1200,0 |
15,53 |
- |
0,15 |
100,0 |
в том числе: |
|||||||
2.1Уставный капитал (за вычетом пополнения за счет прибыли) |
1200,0 |
100,00 |
1200,0 |
100,00 |
- |
- |
100,0 |
3. Накопленный капитал, |
6601,0 |
84,62 |
6528,1 |
84,47 |
-73,1 |
-0,15 |
98,9 |
3.1 Добавочный капитал (исключая эмиссионный доход) |
4263,8 |
64,59 |
4263,8 |
65,31 |
- |
0,72 |
100,0 |
3.2 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
2337,2 |
35,41 |
2264,3 |
34,69 |
-73,1 |
-0,72 |
96,9 |