Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:00, курсовая работа
В течение жизни у каждого индивидуума возникают ситуации, когда интересы двух или более сторон зависят от действий друг друга, при этом у каждого своя цель. К примеру, игры в шашки, домино, покер и другие. Возникает конфликт сторон, результат каждого действия одной стороны зависят от действий другой. Во многих сферах деятельности создаются конфликты. Одна из них экономическая.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Типы экономических стратегий предприятия………………………………………5
1.1 Стратегии концентрированного роста………………………………………….5
1.2 Стратегии интегрированного роста…………………………………………….5
1.3 Стратегии диверсифицированного роста………………………………………6
1.4 Стратегии сокращения…………………………………………………………..6
2. Матричные игры с нулевой суммой………………………………………………..8
2.1 Правила и понятие матричной игры…………………………………………...8
2.2 Метод игр в чистых стратегиях, упрощения платежных матриц…………...9
2.3 Методы решения матричных игр в смешанных стратегиях…………………12
2.3.1Решение матричной игры графическим способом…………………….12
2.3.2 Решение матричной игры сведением к задаче линейного……………16 программирования
2.3.3Игры с природой…………………………………………………………21
2.4 Применение теории игр в экономике………………………………………….26
3. Решение игры об открытии яхт-клуба……………………………………………..33
3.1 Постановка задачи………………………………………………………………33
3.2 Решение задачи в чистых стратегиях………………………………………….34
3.3 Решение задачи в смешанных стратегиях - игры с природой……………….35
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы…………………………………………………...40
Игрок А выберет вариант являющийся для него наиболее выгодным не смотря на поведение игрока В.
Игрок А выберет стратегию А1,при которой он потеряет не более 70 ден.ед.
Значение равное -70, называется нижней ценой игры.
|
Что думает игрок B? При выборе стратегии В1 и игрок А совершит любое свое допустимое действие ,то получу не менее 70 ден. ед. При выборе стратегии В1 и игрок А совершит любое свое допустимое действие ,то получу не менее 260 ден. ед. При выборе стратегии В1 и игрок А совершит любое свое допустимое действие ,то получу не менее 590 ден. ед. При выборе стратегии В1 и игрок А совершит любое свое допустимое действие ,то получу не менее 920 ден. ед.
|
Игрок В использует логику, которая гарантирует ему минимальный проигрыш вне зависимости от поведения игрока А.
Игрок В выберет стратегию В1,при которой он получит доход 70 ден.ед.
Значение равное -70, называется верхней ценой игры.
Как вы видите, в нашем случае, нижняя и верхняя цены игры совпадают, и их общее значение -70 - называется ценой игры. Эта ситуация возникает при применении игроком А чистой стратегии A1, а игроком В чистой стратегии B1. Совокупность этих чистых стратегий называется решением игры или говорят, что игра обладает седловой точкой.
Вывод:
|
Проигрыш игрока А составит 70 ден.ед. |
Выигрыш игрока В составит 70 ден.ед. |
Игрок А использует чистую стратегию A1. |
Игрок В использует чистую стратегию B1.
3.3 Решение задачи в смешанных стратегиях – игры с природой
Критерий Вальда. По критерию Вальда за оптимальную принимается чистая стратегия, которая в наихудших условиях гарантирует максимальный выигрыш, т.е. a = max(min aij) Критерий Вальда ориентирует статистику на самые неблагоприятные состояния природы, т.е. этот критерий выражает пессимистическую оценку ситуации.
Выбираем из (-70; -240; -410; -680) максимальный элемент max=-70 Вывод: выбираем стратегию N=1. Критерий Севиджа. Критерий минимального риска Севиджа рекомендует выбирать в качестве оптимальной стратегии ту, при которой величина максимального риска минимизируется в наихудших условиях, т.е. обеспечивается: a = min(max rij) Критерий Сэвиджа ориентирует статистику на самые неблагоприятные состояния природы, т.е. этот критерий выражает пессимистическую оценку ситуации. Находим матрицу рисков. Риск – мера несоответствия между разными возможными результатами принятия определенных стратегий. Максимальный выигрыш в j-м столбце bj = max(aij) характеризует благоприятность состояния природы. 1. Рассчитываем 1-й столбец матрицы рисков. r11 = -70 - (-70) = 0; r21 = -70 - (-240) = 170; r31 = -70 - (-410) = 340; r41 = -70 – (-680) = 610; 2. Рассчитываем 2-й столбец матрицы рисков. r12 = 260 - (-70) = 330; r22 = 260 - 260 = 0; r32 = 260 - 90 = 170; r42 = 260 - (-80) = 340; 3. Рассчитываем 3-й столбец матрицы рисков. r13 = 590 - (-70) = 660; r23 = 590 - 260 = 330; r33 = 590 - 590 = 0; r43 = 590 - 420 = 170; 4. Рассчитываем 4-й столбец матрицы рисков. r14 = 920 - (-70) = 990; r24 = 920 - 260 = 660; r34 = 920 - 590 = 330; r44 = 920 - 920 = 0;
Результаты вычислений оформим в виде таблицы.
Выбираем из (990; 660; 340; 610) минимальный элемент min=340 Вывод: выбираем стратегию N=3. Критерий Гурвица. Критерий Гурвица является критерием пессимизма - оптимизма. За (оптимальную принимается та стратегия, для которой выполняется соотношение: max(si) где si = y min(aij) + (1-y)max(aij) При y = 1 получим критерий Вальде, при y = 0 получим – оптимистический критерий (максимакс). Критерий Гурвица учитывает возможность как наихудшего, так и наилучшего для человека поведения природы. Как выбирается y? Чем хуже последствия ошибочных решений, тем больше желание застраховаться от ошибок, тем y ближе к 1.
Рассчитываем si. s1 = 0.5•(-70)+(1-0.5)•(-70) = -70 s2 = 0.5•(-240)+(1-0.5)•260 = 10 s3 = 0.5•(-410)+(1-0.5)•590 = 90 s4 = 0.5•(-680)+(1-0.5)•920 = 120
Выбираем из (-70; 10; 90; 120) максимальный элемент max=120 Вывод: выбираем стратегию N=4. Общий вывод: Рассмотренные критерии приводят к различным решениям и дают тем самым информацию к размышлению (принятое решение здесь будет существенно зависеть от психологии и интуиции субъекта решения).
Заключение.
Сам метод теория игр довольно полезен для многих отраслей. С ним легче и увереннее принимаешь решения. Хороший метод решения в чистых стратегиях. Он смотрится легким к применением, но очень редко сходится на практике. У смешенного метода много способов нахождения оптимальной стратегии. Если появляется проблема, то можно решить её во всех способах и выбрать наиболее выгодный вариант. Можно рассчитывать влияние природы с помощью критериев Вальда, Севиджа, Гурвица. Природу тяжело просчитать и создание таких критериев имеют положительное влияние. В условиях альтернативы (выбора) очень часто нелегко принять решение и выбрать ту или иную стратегию. Исследование операций позволяет с помощью использования соответствующих математических методов принять обоснованное решение о целесообразности той или иной стратегии. Теория игр имеет в запасе арсенал методов решения матричных игр при разных наборах факторов. Даже «природу» Теория игр пытается просчитать. Теория игр хорошо укрепилась в многих отраслях, стала не заменима для многих людей. Наличия большого количества Нобелевских лауреатов по экономике за достижения в области теории игр говорит о том, что в этой сфере за последнее время достигнуто очень много.
Список литературы:
1. Доцент, к.т.н. Бушуев А.Б. Теория матричных игр и двухсторонняя монополи «Учебное пособие», 2001.2.Э.Мулен Теория игр с примерами из математической экономики(Пер. Меньшиковой О.Р. ,Меньшикова И.С.).1985. 49-53 с.3. Г.Оуэн Теория игр (Пер. Врублевский И.Н., Дюбина Г.Н., Под ред. КорбутаА.А.). 1971. 35-53 с.4.Крушевский А.В. Теория игр.1977 . 14-55 с.5.Дж. фон Нейман, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение(Под ред. Воробьева). 1970. 111-239 с. 6.Печерский С.Л., Беляева А.А. Теория игр для экономистов. 2001. 7.Петросян Л.А., Зенкевич Н.А Теория игр. 1998. 8.Васин А.А., Морозов В.В. Введение в теорию игр с приложениями к экономике.2003. 8-37 с 9. Самаров К.Л. Математика, элементы теории игр. 2009. 10.Дж. Итуэлла, Милгейта М. Экономическая теория.2004.887-894 с. 11 Борисова С.П., Власова И.А., Коваленко А.Г. Теория игр и исследование операций – Издательство «Самарский университет», 2006. 12 Воробьёв Н.Н. Матричные игры – М.: Физматгиз, 1961. 13 Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2006. 304с. 14 Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. 2006. 15 Шапкин А.С, Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций.2005.285-316с. 16 Кузнецов А.В., Сакович В.А. Высшая математика. 2001. С 108-125 17 Кузнецов А.В., Холод Н.И. Руководство к решению задач по математическому программированию.2001. с 357-393 |
[1] Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. 2006
[2] Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. 2006
[3] Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. 2006
[4] Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. 2006
[5] Самаров К.Л. Математика, элементы теории игр. 2009.
[6] Кузнецов А.В., Холод Н.И. Руководство к решению задач по математическому программированию.2001.с378
[7] Кузнецов А.В., Сакович В.А. Высшая математика. 2001.с 125
[8] Дж. фон Нейман, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение
[9] Крушевский А.В. Теория игр.1977
[10] Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2006