Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:18, курсовая работа
Теория массового обслуживания – область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др.
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживан6ия, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..…3
ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1 Общее понятие теории массового обслуживания……………………….….4
1.2 Моделирование систем массового обслуживания……….………………..7
1.3 Потоки событий. Простейший поток и его свойства………….……..….14
1.Механизм обслуживания……………………………….……………………..23
1.5 Графы состояний СМО…………………………………………………....…23
Глава II. УРАВНЕНИЯ, ОПИСЫВАЮЩИЕ СИСТЕМЫ
МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ПРИМЕР МОДЕЛИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Процессы «рождения – гибели»………………………………..…….…..29
Пример моделирования системы массового обслуживания…….…..…31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………
|
(3) |
где 1/l - средняя длина пакета, измеряемая в битах.
Процесс поступления пакетов в систему является пуассоновским с параметром Lr (пакетов/с), где r - номер пары «узел-источник» - «узел адресат». Все пары упорядочены в соответствии с номерами 1,2,..., R. Маршрут пакетов r-го класса (передаваемых в r-й паре источник-адресат) определяется матрицей ||Pij ( r )||, где Pij ( r ) - вероятность того, что пакет r-о класса, закончивший обслуживание в i-м канале, поступит потом в j-й канал (i,j=1,M ).
В рассматриваемой модели будем предполагать, что очередь не ограничена и подтверждение об успешной обработке пакета передается мгновенно.
Сделанные
предположения позволяют
Интенсивность потока пакетов класса r, поступающих в i-й канал lir удовлетворяет уравнению баланса потоков:
|
(4) |
Общий поток пакетов, поступающих в i-й канал lir и извне в сеть L, равен соответственно:
|
(5) |
|
(6) |
Обозначим через rir загрузку i-го канала пакетами r-го класса и ri общую загрузку канала i:
|
(7) |
|
(8) |
Одноканальные
СМО с неограниченной очередью можно
представить в виде графа состояний,
который представлен на рисунке
3.
Рис.
3 Граф состояний одноканальной СМО с неограниченной
очередью
S0 – СМО свободна
S1 – канал занят, очереди
S2 – канал занят, одна заявка в очереди
Sk – канал занят, k-1 заявок в очереди
Финальные вероятности состояний [5]:
|
(9) |
|
(10) |
|
(11) |
Характеристики эффективности СМО с учетом выше представленных формул
A=l, Q=1, Pотк=0
|
(12) |
|
(13) |
|
(14) |
|
(15) |
Вероятность того, что обслуживающий канал занят:
|
(16) |
Многоканальные СМО с неограниченной очередью можно представить в виде графа состояний которой представлен на рисунке 4. На n-канальную СМО поступает простейший поток заявок с интенсивностью l, время обслуживания одной заявки – показательное с параметром m.
Состояния СМО нумеруются по числу заявок в СМО:
S0 – СМО свободна;
S1 – занят один канал;
Sk – занято k каналов;
Sn – заняты все n каналов;
Sn+1 – заняты все n каналов, одна заявка стоит в очереди;
Sn+r – заняты все n каналов, r заявок стоит в очереди.
Рис.
4 Граф состояний многоканальной СМО
с неограниченной очередью
Финальные
вероятности состояний
|
(17) |
|
(18) |
|
(19) |
Проведя
анализ полученных значений, можно
сделать заключение о работоспособности
системы в целом, получить загруженность
каждого устройства обработки и
определить вклад каждого устройства
в работоспособность системы. Также
получить следующие характеристики
системы: загрузка устройств, максимальную
длину очереди заявок ожидающих
обслуживание, количество обработанных
заявок, среднее число занятых
каналов. Используя систему предпочтений
относительно характеристик эффективности
СМО, возможно построение системы с
оптимальными параметрами, заданными
на начальном этапе. На основании
результатов моделирования
Глава II. УРАВНЕНИЯ, ОПИСЫВАЮЩИЕ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ПРИМЕР МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1 Процессы «рождения – гибели».3
Среди
однородных марковских процессов существует
класс случайных процессов, имеющих
широкое применение при построении
математических моделей в областях
демографии, биологии, медицины (эпидемиологии),
экономики, коммерческой деятельности.
Это так называемые процессы «рождения
- гибели», марковские процессы со стохастическими
графами состояний следующего вида:
3Мухин
Олег Игоревич курс
«Моделирование систем» 1995
г.
|
|
λ0 λ1 λ2
λ3 λn-1
|
|
|
μ0 μ1 μ3 μ4 μn-1
Рис. 2.1
Размеченный граф процесса «рождения
- гибели»
Этот
граф воспроизводит известную
Для Марковского
процесса «рождения - гибели», описанного
стохастическим графом, приведенным
на рис. 2.1, найдем финальное распределение.
Пользуясь правилами
для состояния S0-λ0p0=μ0p1;
для состояния S1-(λ1+μ0)p1= λ0p0+μ1p2, которое с учетом предыдущего уравнения для состояния S0 можно преобразовать к виду λ1р1= μ1p2.
Аналогично можно составить уравнения для остальных состояний системы S2, S3,…, Sk,…, Sn. В результате получим следующую систему уравнений:
Решая эту систему уравнений, можно получить выражения, определяющие финальные состояния системы массового обслуживания:
Следует заметить, что в формулы определения финальных вероятностей состояний р1, р2, р3,…, рn, входят слагаемые, являющиеся составной частью суммы выражения, определяющей р0. В числителях этих слагаемых находятся произведения всех интенсивностей, стоящих у стрелок графа состояний, ведущих слева на право до рассматриваемого состояния Sk, а знаменатели представляют собой произведения всех интенсивностей, стоящих у стрелок, ведущих справа на лево до рассматриваемого состояния Sk, т.е. μ0, μ1, μ2, μ3,… μk. В связи с этим запишем эти модели в более компактном виде:
к=1,n
2.2 Пример. Автозаправочная станция (АЗС).
1. Постановка задачи. На рис. 30.5 приведен план АЗС. Рассмотрим метод моделирования СМО на ее примере и план ее исследования. Водители, проезжая по дороге мимо АЗС по дороге, могут захотеть заправить свой автомобиль. Хотят обслужиться (заправить машину бензином) не все автомобилисты подряд; допустим, что из всего потока машин на заправку в среднем заезжает 5 машин в час.
| |
Рис. 30.5. План моделируемой АЗС |
На АЗС две одинаковые колонки, статистическая производительность каждой из которых известна. Первая колонка в среднем обслуживает 1 машину в час, вторая в среднем — 3 машины в час. Владелец АЗС заасфальтировал для машин место, где они могут ожидать обслуживания. Если колонки заняты, то на этом месте могут ожидать обслуживания другие машины, но не более двух одновременно. Очередь будем считать общей. Как только одна из колонок освободится, то первая машина из очереди может занять ее место на колонке (при этом вторая машина продвигается на первое место в очереди). Если появляется третья машина, а все места (их два) в очереди заняты, то ей отказывают в обслуживании, так как стоять на дороге запрещено (см. дорожные знаки около АЗС). Такая машина уезжает прочь из системы навсегда и как потенциальный клиент является потерянной для владельца АЗС. Можно усложнить задачу, рассмотрев кассу (еще один канал обслуживания, куда надо попасть после обслуживания в одной из колонок) и очередь к ней и так далее. Но в простейшем варианте очевидно, что пути движения потоков заявок по СМО можно изобразить в виде эквивалентной схемы, а добавив значения и обозначения характеристик каждого элемента СМО, получаем окончательно схему, изображенную на рис. 30.6.
| |
Рис. 30.6. Эквивалентная схема объекта моделирования |
Заключение
В данной работе были раскрыты понятия, приводящие к системе массового обслуживания.
Информация о работе Моделирование систем массового обслуживания