Классификация систем массового обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:03, реферат

Описание работы

Во многих областях практической деятельности человека мы сталкиваемся с необходимостью пребывания в состоянии ожидания. Подобные ситуации возникают в очередях в билетных кассах, в крупных аэропор¬тах, при ожидании обслуживающим персоналом самолетов разрешения на взлет или посадку, на телефонных станциях в ожидании освобождения линии абонента, в ремонтных цехах в ожидании ремонта станков и обо¬рудования, на складах снабженческо-сбытовых организаций в ожидании разгрузки или погрузки транспортных средств. Во всех перечисленных случаях имеем дело с массовостью и обслуживанием. Изучением таких ситуаций занимается теория массового обслуживания.

Содержание

Введение 3
1. Параметры систем массового обслуживания 4
1.1. Общие положения. 4
1.2. Процесс поступления заявок. 4
1.3. Процесс обслуживания. 7
1.4. Дисциплина обслуживания. 7
1.5. СМО с неоднородной нагрузкой. 8
1.6. Многоканальные СМО. 9
1.7. Мнемоническое обозначение СМО. 10
2. Характеристики функционирования СМО 11
2.1. Характеристики одноканальной СМО с однородной нагрузкой. 11
2.2. Характеристики одноканальной СМО 14
с неоднородной нагрузкой. 14
2.3. Характеристики многоканальной СМО 15
(однородная нагрузка). 15
2.4. Вывод формулы Литтла. 16
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

на сдачу.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Рыбинская государственная  авиационная технологическая  академия им. П. А. СОЛОВЬЕВА  

      Социально-экономический  факультет

      кафедра высшей математики 
 
 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т 

по  дисциплине 

 Математическое  моделирование экономических процессов 
 

на тему

Классификация систем массового  обслуживания, их основные характеристики 
 
 
 

      Студент группы                                                             Корюкина Д.С. 

      Руководитель  к.т.н., доцент                                       Березина Л.В. 

    Нормоконтролер  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Рыбинск  2011

 

       Содержание 

 

Введение 

      Во  многих областях практической деятельности человека мы сталкиваемся с необходимостью пребывания в состоянии ожидания. Подобные ситуации возникают в очередях в билетных кассах, в крупных аэропортах, при ожидании обслуживающим персоналом самолетов разрешения на взлет или посадку, на телефонных станциях в ожидании освобождения линии абонента, в ремонтных цехах в ожидании ремонта станков и оборудования, на складах снабженческо-сбытовых организаций в ожидании разгрузки или погрузки транспортных средств. Во всех перечисленных случаях имеем дело с массовостью и обслуживанием. Изучением таких ситуаций занимается теория массового обслуживания.

      В теории систем массового обслуживания (в дальнейшем просто -CMО) обслуживаемый объект называют требованием. В общем случае под требованием обычно понимают запрос на удовлетворение некоторой потребности, например, разговор с абонентом, посадка самолета, покупка билета, получение материалов на складе.

      Средства, обслуживающие требования, называются обслуживающими устройствами или каналами обслуживания. Например, к ним относятся каналы телефонной связи, посадочные полосы, мастера-ремонтники, билетные кассиры, погрузочно-разгрузочные точки на базах и складах.

      В теории СМО рассматриваются такие случаи, когда поступление требований происходит через случайные промежутки времени, а продолжительность обслуживания требований не является постоянной, т.е. носит случайный характер. В силу этих причин одним из основных методов математического описания СМО является аппарат теории случайных процессов . 
 
 
 
 
 

      1. Параметры систем  массового обслуживания

      1.1. Общие положения. 

       Системой  массового обслуживания называется система, процесс функционирования которой является, по сути, процессом обслуживания, который состоит в предоставлении той или иной услуги, определяемой из функционального назначения системы. Объект обслуживания в СМО называется требованием или заявкой. Общепринятое графическое представление простейшей СМО имеет вид: 

      Процесс функционирования СМО включает в  общем случае следующие этапы:

    1. приход (поступление) требования;
    2. ожидание (при необходимости) в очереди;
    3. обслуживание в приборе;
    4. уход требования из системы.

      Изучение  любой системы, в том числе  и СМО, предполагает ее формализацию (описание), т.е. определение параметров системы, необходимых и достаточных для анализа характеристик ее функционирования.

      Для формализации любой СМО необходимо описать:

    1. процесс поступления заявок в систему;
    2. процесс обслуживания заявок в системе;
    3. дисциплину обслуживания.
 
 

      1.2. Процесс поступления  заявок.

      Прежде  чем описать процесс поступления  заявок приведем необходимые обозначения и определения.

       Пусть t1, t2, t3, ... , tk, ... — моменты поступления в систему 1-го, 2-го, 3-го, ..., k-го, ... требований:

      Обозначим через tk = tk tk-1 промежуток времени между моментами прихода (k–1)-го и k-го требований, который называется интервалом прихода k-го требования (k = 1, 2, 3, ...).

      Если  интервалы прихода всех заявок являются постоянными, т.е. , то такой поток называется  детерминированным или регулярным. Однако, как правило, интервалы прихода tk являются случайными величинами, и соответствующий поток заявок называется стохастическим или случайным. Очевидно, что регулярный поток является частным случаем случайного потока.

      Для описания стохастического потока (стохастического  процесса поступления) заявок необходимо задать функцию распределения случайного в общем случае интервала прихода для каждой заявки:

      

 .

      Поток заявок, для которого функции распределения  интервалов прихода всех заявок одинаковы, т.е.

      

называется  рекуррентным. Другими словами, для рекуррентного потока интервалы прихода (t ) всех заявок распределены по одному и тому же закону.

      Важная  характеристика любого потока — это  его интенсивность, которая обозначается через l(t) и определяет среднее число заявок, поступающих в систему в единицу времени. Если интенсивность поступления l(t) не зависит от времени, т.е. l(t) º l, то такой поток называется стационарным.

      Величина  а, обратная интенсивности l (а=1/l), определяет среднее значение интервалов прихода или средний интервал поступления заявок.

      Если  в каждый момент времени t1, t2, t3, ... поступает только одна заявка, то такой поток называется ординарным, в противном случае — групповым (могут приходить одновременно две или более заявок). В дальнейшем рассматриваются только рекуррентные, стационарные и ординарные потоки.

      Поток заявок называется потоком без последействия, если заявки поступают независимо друг от друга или другими словами момент поступления очередной заявки не зависит от того, когда пришла последняя заявка и от того, сколько их пришло.

      При анализе СМО важное место занимает так называемый простейший поток. Простейшим называется поток, в котором интервалы поступления заявок распределены по экспоненциальному закону:

.

      Очевидно, что параметр l данного экспоненциального распределения является интенсивностью соответствующего простейшего потока.

      Простейший поток является потоком рекуррентным стационарным ординарным и без последействия и, наоборот, любой рекуррентный стационарный, ординарный поток без последействия является простейшим.

      Простейший  поток обладает следующими свойствами.

  1. Сумма (слияние) двух или более простейших потоков образует простейший поток, интенсивность которого равна сумме интенсивностей составляющих его простейших потоков.

      2) Если из простейшего потока  интенсивности l исключить каждую заявку с вероятностью р (а с вероятностью 1–р оставить), то как поток исключенных, так и поток оставшихся заявок, окажутся простейшими с интенсивностями рl и (1–р)l соответственно:

 3) Число заявок N(t) простейшего потока, поступающих в СМО за время t, будучи случайной целочисленной дискретной величиной, распределено по закону Пуассона:

      

Поэтому очень часто простейший поток  называют стационарным Пуассоновским потоком. Такое же выражение было получено (см. пособие "Математические основы моделирования дискретных систем") и для простейшего процесса чистого размножения, что позволяет утверждать: процесс чистого размножения является адекватной моделью простейшего потока.

      Таким образом, для описания рекуррентного, стационарного и ординарного процесса поступления заявок необходимо в общем случае задать функцию распределения интервалов их поступления. Однако не всегда бывает известной функция распределения. В таких случаях вместо неизвестной функции распределения для описания входного потока задаются интенсивность l (или средний интервал а=1/l) и коэффициент вариации (КВ) nа интервалов поступления, что оказывается достаточным для многих теоретических и практических приложений. Более того, в большинстве аналитических исследований в качестве входного потока заявок рассматривается простейший поток, ибо только в этом случае удается получать сколько-нибудь содержательные результаты анализа СМО. А для описания простейшего потока достаточно задать интенсивность l, т.к. при этом КВ nаº1 в силу экспоненциального характера распределения интервалов поступления заявок.

       Выделение используемых при анализе СМО потоков схематически представлено на рисунке:

      1.3. Процесс обслуживания.

      По  аналогии с процессами поступления  заявок в систему для описания процессов обслуживания необходимо задать функцию распределения Bk(t) длительности обслуживания для каждой k-й заявки (k = 1, 2, 3, ...), которая в общем случае является случайной величиной. При этом под длительностью обслуживания tв понимается промежуток времени, в течение которого заявка находится в обслуживающем приборе. Далее будем считать, что все заявки создают статистически однородную нагрузку, т.е. длительности обслуживания всех заявок распределены по одному и тому же закону:

      Важной  характеристикой процесса обслуживания является интенсивность обслуживания m, характеризующая среднее число заявок, обслуживаемых системой в единицу времени.

      Величина  b, обратная интенсивности m (b=1/m), определяет среднее время обслуживания одной заявки.

      Как и в случае интервалов поступления, если функция распределения B(t) неизвестно, то для многих приложений (теоретических и практических) оказывается достаточным определить интенсивность обслуживания m (или среднее время обслуживания b) и КВ nв длительности обслуживания. Если длительность обслуживания распределено по экспоненциальному закону, то достаточно задать интенсивность обслуживания m (или среднее время обслуживания b). Следует отметить, что, в отличие от интервалов поступления заявок, отказ от экспоненциального характера распределения длительности их обслуживания не столь усложняет задачу аналитического исследования СМО, и многие содержательные результаты получены при произвольном характере распределения времени обслуживания.  

      1.4. Дисциплина обслуживания.

      Дисциплиной обслуживания (ДО) называется правило, по которому выбираются на обслуживание заявки из очереди. Различают следующие ДО:

Информация о работе Классификация систем массового обслуживания