Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:13, реферат
Экономико-математическое моделирование является неотъемлемой частью любого исследования в области экономики. Бурное развитие математического анализа, исследования операций, теории вероятностей и математической статистики способствовало формированию различного рода моделей экономики.
Модели оптимального планирования формализуют тем или иным способом цели экономического развития, возможности и средства их достижения.
Дисциплина очереди –
это важный компонент системы
массового обслуживания, он определяет
принцип, в соответствии с которым
поступающие на вход обслуживающей
системы требования подключаются из
очереди к процедуре
Механизм обслуживания определяется характеристиками самой процедуры обслуживания и структурой обслуживающей системы. К характеристикам процедуры обслуживания относятся: продолжительность процедуры обслуживания и количество требований, удовлетворяемых в результате выполнения каждой такой процедуры. Для аналитического описания характеристик процедуры обслуживания оперируют понятием «вероятностное распределение времени обслуживания требований».
Следует отметить, что время обслуживания заявки зависит от характера самой заявки или требований клиента и от состояния и возможностей обслуживающей системы. В ряде случаев приходится также учитывать вероятность выхода обслуживающего прибора по истечении некоторого ограниченного интервала времени.
Структура обслуживающей системы определяется количеством и взаимным расположением каналов обслуживания (механизмов, приборов и т.п.). Прежде всего следует подчеркнуть, что система обслуживания может иметь не один канал обслуживания, а несколько; система такого рода способна обслуживать одновременно несколько требований. В этом случае все каналы обслуживания предлагают одни и те же услуги, и, следовательно, можно утверждать, что имеет место параллельное обслуживание.
Система обслуживания может состоять из нескольких разнотипных каналов обслуживания, через которые должно пройти каждое обслуживаемое требование, т.е. в обслуживающей системе процедуры обслуживания требований реализуются последовательно. Механизм обслуживания определяет характеристики выходящего (обслуженного) потока требований.
Рассмотрев основные компоненты
систем обслуживания, можно констатировать,
что функциональные возможности
любой системы массового
В качестве основных критериев эффективности функционирования систем массового обслуживания в зависимости от характера решаемой задачи могут выступать:
Предметом теории массового
обслуживания является установление зависимости
между факторами, определяющими
функциональные возможности системы
массового обслуживания, и эффективностью
ее функционирования. В большинстве
случаев все параметры, описывающие
системы массового
Случайный характер потока заявок (требований), а также, в общем случае, и длительности обслуживания приводит к тому, что в системе массового обслуживания происходит случайный процесс. По характеру случайного процесса, происходящего в системе массового обслуживания, различают системы марковские и немарковские. В марковских системах входящий поток требований и выходящий поток обслуженных требований (заявок) являются пуассоновскими. Пуассоновские потоки позволяют легко описать и построить математическую модель системы массового обслуживания. Данные модели имеют достаточно простые решения, поэтому большинство известных приложений теории массового обслуживания используют марковскую схему. В случае немарковских процессов задачи исследования систем массового обслуживания значительно усложняются и требуют применения статистического моделирования, численных методов с использованием ЭВМ.
Независимо от характера процесса, протекающего в системе массового обслуживания, различают два основных вида систем массового обслуживания:
Системы массового обслуживания с ожиданием делятся на системы с ограниченным ожиданием и системы с неограниченным ожиданием.
В системах с ограниченным
ожиданием может
В системах с неограниченным ожиданием заявка, стоящая в очереди, ждет обслуживания неограниченно долго, т.е. пока не подойдет очередь.
Все системы массового обслуживания различают по числу каналов обслуживания: одноканальные системы и многоканальные системы.
Приведенная классификация систем массового обслуживания является условной. На практике чаще всего системы массового обслуживания выступают в качестве смешанных систем. Например, заявки ожидают начала обслуживания до определенного момента, после чего система начинает работать как система с отказами [1, стр. 82 – 86].
Развитие производительных
сил и усложнение связей в обществе
привели к необходимости
Динамическое программирование – один из разделов оптимального программирования, в котором процесс принятия решения и управления может быть разбит на отдельные этапы (шаги).
Экономический процесс является управляемым, если можно влиять на ход его развития. Под управлением понимается совокупность решений, принимаемых на каждом этапе для влияния на ход развития процесса. Например, выпуск продукции предприятием – управляемый процесс. Совокупность решений, принимаемых в начале года (квартала и т.д.) по обеспечению предприятием сырьем, замене оборудования, финансированию и т.д., является управлением. Необходимо организовать выпуск продукции так, чтобы принятые решения на отдельных этапах способствовали получению максимально возможного объема продукции или прибыли.
Динамическое программирование
позволяет свести одну сложную задачу
со многими переменными ко многим
задачам с малым число
Задачи динамического программирования имеют ряд особенностей.
В отличие от линейного программирования, в котором симплексный метод является универсальным методом решения, в динамическом программировании такого универсального метода не существует. Одним из основных методов динамического программирования является метод рекуррентных соотношений, который основывается на использовании принципа оптимальности, разработанного американским математиком Р.Беллманом. Принцип состоит в том, сто, каковы бы ни были начальное состояние на любом шаге и управление, выбранное на этом шаге, последующие управления должны выбираться оптимальными относительно состояния, к которому придет система в конце данного шага. Использование данного принципа гарантирует, что управление, выбранное на любом шаге, не локально лучше, а лучше с точки зрения процесса в целом.
В некоторых задачах, решаемых
методом динамического
Специфика метода динамического программирования состоит в том, что для отыскания оптимального управления изучаемый процесс расчленен на этапы. Он представляется как развивающийся по этапам, причем каждый раз оптимизируется управление только на одном этапе.
Динамическое программирование (планирование) – это планирование дальновидное, с учетом будущего, а не близорукое, когда руководствуются принципом «лишь бы хорошо сейчас, а там – что будет».
Как же находить оптимальное управление в многошаговом процессе? Общее правило состоит в том, что управление на каждом шаге надо выбирать с учетом будущего. Их этого правила есть исключение – это последний шаг, где можно действовать без оглядки на будущее: его на последнем шаге нет.
Управление на последнее шаге надо выбирать так, чтобы получить наибольший эффект без учета будущего (так как его нет). Поэтому процесс динамического планирования естественно разворачивается с конца, сначала планируется последний шаг. Как же это планировать, если неизвестно, чем кончился предпоследний шаг. Очевидно, надо сделать различные предположения о том, чем кончился предпоследний шаг, и для каждого из них выбрать управление на последнем. Таким образом, приходим к понятию условно оптимального управления – оптимального управления, найденного в предположении, что предыдущий шаг окончится так-то.
Динамическое
Руководствуясь этим
принципом, разворачиваем
Итак, методология динамического программирования состоит в расчленении задачи на этапы и поэтапном построении оптимального управления на каждом шаге [1, стр. 366 – 368].
Информация о работе Экономико-математические методы и модели