Жизненный цикл товара

Автор: Анжелика Евтушенко, 18 Октября 2010 в 03:43, реферат

Описание работы

Товар – одна из важнейших категорий экономики в целом и рыночной экономики как таковой. Все мы живём в мире товаров, каждый день мы приобретаем товары для удовлетворения своих потребностей, каждый день товар продаём. И это утверждение верно не только по отношению к предпринимателям, которые занимаются непосредственно созданием и реализацией товаров и услуг. Оно верно и в отношении простых "работяг", которые ежедневно несут на продажу свой особый товар – свой труд. Поэтому знание особенностей "поведения" товара на рынке, на взгляд исследователя, необходимо не только людям, имеющим свой бизнес, но и простым обывателям.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты жизненного цикла товаров
1.1 Понятие жизненного цикла товаров
1.2 Этапы жизненного цикла товаров
1.3 Кривая жизненного цикла товаров. Виды кривых
2 Маркетинговые стратегии и маркетинговые инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товаров
2.1 Маркетинговые стратегии
2.2 Маркетинговые инструменты
Заключение
Список источников

Работа содержит 1 файл

ЖЦТ.docx

— 85.02 Кб (Скачать)

     Стратегия улучшения внешнего оформления заключается  в том, что она способствует выделения  товара, придания ему черт уникальности и завоеванию приверженности потребителей.

     4. Маркетинговая стратегия на этапе спада.

     Успешное  управление «стареющими» товарами требует  от компании решения ряда задач.

     Выявление «стареющих» товаров. Задача – разработка системы выявления товаров, вступивших в стадию спада.

     Существуют 5 стратегий, которые используют фирмы  на данном этапе:

  1. Увеличение инвестиций с целью захватить лидерство или укрепить позиции на рынке.
  2. Сохранение определённых уровней капиталовложений, пока не прояснится ситуация в отрасли.
  3. Сокращение инвестиций, отказ обслуживать группы менее выгодных потребителей и одновременно увеличить капиталовложение в прибыльные ниши.
  4. Отказ от инвестиций в целях быстрого пополнения денежных средств.
  5. Отказ от производства товара и продажа освободившихся основных средств с наибольшей выгодой.

     Решение об исключении товара из номенклатуры. Если компания принимает решение об исключении товара из номенклатуры продукции, ей необходимо продумать, как это произвести с наибольшей выгодой. Если товар реализуется через каналы сбыта и имеет хорошую репутацию, его можно продать другой фирме. Если производитель не в состоянии найти покупателей на свой товар, ему приходится решать, насколько быстро необходимо изымать его из ассортимента, в каких объёмах сохранять товарно-материальные запасы и на каком уровне поддерживать обслуживание бывших потребителей.

     2.2 Маркетинговые инструменты 

     На  этапе внедрения товара цель –  создать рынок для нового товара. Темп роста продаж зависит от новизны  продукции и от того, насколько  ее желает потребитель. В зависимости  от товара и выбора потребительского рынка предприятие может начинать продажу товара либо высокой престижной цены, либо с низкой цены массового  рынка. Продвижение товара должно быть информативным, и желательно прилагать  бесплатные образцы.

     Следовательно, на этом этапе применяют следующие  маркетинговые инструменты:

  • к товару стремятся привлечь внимание потребителей-новаторов, формирующих общественное мнение;
  • на рынок выходят только одну или две базовых модели товара;
  • реклама носит информационный характер и дается один раз в целях минимизации издержек;
  • реализация товара осуществляется только в одной или двух торговых точках;
  • применяется твердая, обоснованная цена.

     Цель  применения этих маркетинговых инструментов – сократить продолжительность  стадии внедрения и ускорить начало стадии роста спроса на товар. Темп роста спроса на товар и общий  уровень сбыта новой продукции  сильно зависят от двух связанных  процессов в поведении потребителей: признание товара и его распространение.

     На  этапе роста спроса на товар применяются  следующие маркетинговые инструменты:

  • привлекают к потреблению товара массовый рынок обеспеченных лиц;
  • выводят на рынок всю ассортиментную группу товаров;
  • расширяют торговую сеть;
  • устанавливают широкий диапазон цен, рассчитанный на различные рыночные сегменты;
  • увеличивают затраты на рекламу, которая должна носить убеждающий характер.

     Цель  применения этих маркетинговых инструментов – ускорить рост спроса на товар  и достичь максимальной прибыли.

     На  этапе зрелости товара предприятия  пытаются сохранить отличительные  преимущества (например, более низкая цена, качества товара и гарантии) как  можно дольше. Конкуренция достигает  максимума. В результате сокращаются  прибыли в целом по отрасли  и в расчете на единицу товара. На этом этапе покупки совершает  массовый покупатель со средними доходами. Теперь цель предприятия – не рост продаж, а сохранение достигнутого уровня.

     На  этапе зрелости товара применяется  следующие маркетинговые инструменты:

  • привлекают к потреблению товара массового потребителя;
  • сохраняют на рынке всю ассортиментную группу товаров;
  • используют для реализации товара широкую торговую сеть;
  • применяют полную ценовую линию на товары;
  • придают рекламе конкурентный характер.

     Цель  применения этих маркетинговых инструментов – удлинить продолжительность этого  этапа жизненного цикла товара, так  как объем сбыта и прибыль  максимальны.

     На  этапе спада спроса на товар у  предприятий есть три альтернативных направления действий. Во-первых, можно  сократить маркетинговые программы, снижая тем самым количество производимого  товара; уменьшить число торговых точек, через которые осуществляется продажа и продвижение товара. Во-вторых, оживить товар, изменив  его положение на рынке, упаковку или стратегию сбыта. В-третьих, можно  прекратить выпуск товара. На этом этапе  сокращается сбыт в отрасли, и  многие предприятия уходят с рынка, поскольку сокращается число потребителей или они располагают меньшими доходами. Торговый ассортимент концентрируется на наиболее хорошо продаваемых моделях, а в рекламе в информационном стиле подчеркиваются доступность и выгодность цены.

     На  этапе спада спроса на товар, ухода  товары с рынка применяются следующие  маркетинговые инструменты:

  • подключают к потреблению товара потребителей-консерваторов;
  • оставляют на рынке только те товары, которые пользуются максимальным спросом;
  • сокращают число торговых точек;
  • применяют скрытое и открытое понижение цен;
  • переходят к «мягкой» рекламе только информационного и напоминающего характера.

     Таким образом, цель применения этих маркетинговых  инструментов – сократить продолжительность  этого этапа, так как прибыль  снижается, а издержки растут.

 

     Заключение 

     Для написания своего реферата я выбрала тему "Жизненный цикл товара". Впервые концепция ЖЦТ была изложена Теодором Левитом в 1965 году. Смысл этой концепции сводится к тому, что каждый товар производится и живёт на рынке определённое время, т.е. имеет свой жизненный цикл. В зависимости от уровня спроса на продукцию, её качества, особенностей рынка жизненный цикл конкретного вида продукции может колебаться по протяжённости во времени. Он может длиться от нескольких дней до нескольких десятков лет.

     Исследователями было обнаружено, что спрос на товар  изменяется отнюдь не хаотично, но определённым образом, который графически может  быть изображён кривой. Данная кривая получила название "кривой жизненного цикла товара". Большинство исследователей выделяет 4 фазы жизненного цикла товара: внедрение, рост продаж, зрелость, спад. Большинство исследователей выделяет 6 основных разновидностей ЖЦТ: "Бум", "Увлечение", "Провал", "Возобновление", "Гребешковая линия", "Сезонность".

     Решения, которые производители принимают  в своей товарной политике, во многом зависят от стадии жизненного цикла  товара. Поэтому анализ жизненного цикла товара осуществляется непрерывно на протяжении всей деятельности компании, он является важнейшей задачей маркетинговых  исследований, источником информации для принятия решений по всем вопросам товарной политики.

     Эффективная ассортиментная политика предусматривает  выпуск широкой гаммы изделий, одновременно включающей в оптимальном соотношении  изделия, разные по проходимым ими стадиям  жизненного цикла, но одновременно находящиеся  на рынке. Задача предприятия состоит  в том, чтобы сформировать оптимальный  товарный ассортимент (портфель), в  котором сбалансированы инвестиции и доход фирмы.

     Оптимизируя товарный ассортимент, фирма может  также гибко реагировать на переход  товара из одной стадии ЖЦ в другую. На первой стадии – внедрения на рынок – выпускают обычно самые  ходовые, базовые модели, пользующиеся повышенным спросом у покупателей. На стадии роста расширяют ассортимент  выпускаемых изделий и к стадии зрелости вводят на рынок полный набор  изделий всего параметрического ряда (товарной линии). В стадии спада  на рынке оставляют только одну-две  наиболее ходовые модели.

     Таким образом, каждая компания должна полностью  изучить жизненный цикл товара, уметь  использовать его на практике правильно  для того, чтобы добиться финансового  успеха.

 

      Список источников 

     
  1. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг: Учебное  пособие. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2006г.;
  2. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. – М.: АСТ, 2001г.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1990г.
  4. Лукина А.В. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006г.;
  5. Маркетинг: Учебное пособие/ под ред.В.А. Зайцева. – М., 2006г.;
  6. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 1991г.
  7. Прошкина Т.П. Маркетинг: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2008;
  8. Родин В.П. Оценки маркетинга. – М., 1992г.
  9. Соловьёв Б.А. Маркетинг: Учебник. – М., 2005г.
  10. Теория маркетинга/ под ред.М. Бейкера. – СПб: Питер, 2002г.

Информация о работе Жизненный цикл товара