Жизненный цикл товара. Политика маркетинга на разных этапах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление на основе анализа основных этапов жизненного цикла товара и определение политики маркетинга на этих этапах.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 306.03 Кб (Скачать)

     Цель  фирмы  – вернуть утраченные позиции  на рынке, восстановить сбыт.

     Задачи  маркетинга  на этапе

     На  данном  этапе резко уменьшается  эффективность  маркетинговой деятельности, расход  средств не целесообразен и  не дает отдачи.

     Возможные  причины спада:

• новые достижения в технологии (моральное старение),

• изменение вкусов потребителей,

• обострение конкуренции.

     Пути  выхода:

• снижение цен;

• придание товару рыночной новизны;

• поиск новых сфер использования товара и новых рынков;

• снятие старых товаров с производства (возможен резкий выход с рынка);

• сокращение маркетинговой программы;

• переход к выпуску и продвижению нового перспективного товара.

     Приоритет  элементов концепции маркетинга  на этапе:

 1) Реклама нового потребления

 2) Цена

 3) Сервис

 4) Качество

     Преимущественные  типы потребителей

     Основные  потребители  – "консерваторы" – убежденные  противники нового (составляют от 15 до 20% числа конечных потребителей), а также пожилые люди и люди  с низкими доходами. 

В таблице приведены основные характеристики, цели и стратегии  маркетинга на четырех этапах "жизненного цикла" товара.

 

 

Таблица 1.

«Основные характеристики, цели и стратегии маркетинга на четырех этапах "жизненного цикла" товара».

 

Глава II. Оценка современного состояния рынка «The Coca Cola Company».

2.1. Обзор и экономическая  характеристика «The Coca Cola Company».   

Компания  «The Coca-Cola Company» основана в 1892 году.

Уставный  капитал Coca-Cola в 1892 г. был равен $100 тыс. Coca-Cola была во многом обязана изобретательности своего президента, который не уставал придумывать, говоря современным языком, эффективные маркетинговые ходы. Например, Кандлер предлагал в рекламных целях бесплатно поставить какой-нибудь аптеке два галлона сиропа (что соответствовало 256 стандартным порциям готового напитка) – в обмен на 128 имен и адресов ее постоянных клиентов. Затем каждому из них высылали талон на приобретение одного бесплатного стаканчика Coca-Cola в указанной аптеке. Расчет был прост и точен: посетители, попробовав новый напиток, закажут еще по стаканчику, таким образом аптекарь мгновенно сбудет всю партию товара. После чего обязательно закажет еще! Кроме того, Кандлер активно торговал часами, календарями и сувенирами с торговой маркой Coca-Cola. Сегодня все это азы рекламного дела, но век назад такие вещи были в новинку, и с их помощью можно было творить чудеса.

Всамый первыйраз «Кока-Кола» была продана  в бутылке прямоугольной и  бесцветной, в 1894 году. Также в 1894 году был открыт первый, за пределами Атланты, завод по изготовлению сиропа. Это произошло в Далласе, штат Техас. Следующими были заводы в Чикаго (Иллинойс) и Лос-Анджелесе (Калифорния).   

Сегодня мировая империя Coca-Cola выглядит следующим  образом: 11 крупных компаний-боттлеров, работающих в масштабах нескольких государств, и несколько десятков отдельных предприятий-неконсолидированных боттлеров. Например, Coca-Cola Enterprises Inc. работает в США (где производит примерно 70% потребляемых американцами напитков) и в ряде стран Западной Европы. В 1996 году компания приобрела концентратов на 1,6 млрд долларов. Другой крупный боттлер-Coca-Cola Amatil Ltd. занимает аналогичные позиции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В странах Восточной Европы работает Coca-Cola Helenic Botling Company.   

На  данный момент существует около 200 видов  напитков, которые производит компания Coca-Cola. Но трем из них принадлежит 80% от всего мирового объема продаж –  это Кока-Кола, Фанта и Спрайт. В мире выпускается около 70 сортов Фанты с разнообразнейший вкусами (апельсиновым, лимонным, мандариновым, грейпфрутовым, киви, дыни, арбуза и так далее). Кока-Колы существует 8 видов. Компания Coca-Cola старается удовлетворить вкусы всех потребителей – она выпускает и высококалорийные напитки, обогащенные минеральными веществами. А еще компания Coca-Cola выпускает натуральные соки. Совместно с компанией Nestle выпускаются холодный чай – Nestea и холодный кофе Nescafe. Летом 1999 года Coca-Cola преобрела все права на торговую марку «Schweppes», принадлежащую ранее компании Cadbury.    

На  сегодняшний день товарный знак Coca-Cola является наиболее известным товарным знаком в мире, а компания Кока-Кола – известнейшей компанией на Земле. Торговую марку Coca-Cola знают 98% всего  населения земного шара. Coca-Cola продается  почти в 200 странах мира. Каждый день во всем мире продается около 1 миллиарда единиц продукции компании.

Не сложно заметить, что  родиной большинства глобальных компаний являются США, что свидетельствует  о благоприятных условиях появления  и развития в этой стране именно такой формы бизнеса. Соответственно этим приоритетам американская научная  мысль старательно обосновывала полезность и неизбежность глобальной экономики. Глобальная парадигма выступает  на протяжении ряда лет главным фактором, определяющим цели проникновения на зарубежные рынки американских компаний. Coca Cola здесь является наиболее ярким примером. Не случайно история развития Компании вошла во все классические учебники по маркетингу.

Как пишут Райс Эл, Траут Джек в своей знаменитой книге «Маркетинговые войны», энергия менеджеров Компании всегда была направлена на стимулирование потребления. Наиболее яркими в ее истории примерами являются«Жажда не знает времен года» (1922) и «Пауза, которая освежает» (1929).2

2.2. Анализ жизненного цикла товаров «The Coca Cola Company».

 

 

   Как отмечают эксперты3, рассматривать жизненный цикл товара лучше всего  на примере компании Сoca Cola. Компании, чей товар имеет, пожалуй, самый продолжительный жизненный цикл.    

Рассмотрим  создание самого известного продукта данной компании газированный напиток  «Coca-Cola».   

В России, этот бренд представлен в 3х видах: Coca-Cola, Coca-Cola light и Coca-Cola Vanilla, а в других странах мира Coca-Cola насчитывает 15 вкусов.   

Итак, первая стадия жизненного цикла товара «Coca-Cola» - это внедрение на рынок. Основами является то, что все, что мы видим, берет свое начало в мире идей. Если проследить развитие всех успешных товаров или услуг, то они тоже когда-то начинались как идеи. Но вот выживали только те из товаров или услуг, производители которых понимали что такое реально управление.    

В 1894 году был открыт первый, за пределами  Атланты, завод по изготовлению сиропа. Это произошло в Далласе, штат Техас. Следующими были заводы в Чикаго (Иллинойс) и Лос-Анджелесе (Калифорния). В 1895 году г-н Кендлер мог сообщить в ежегодном отчете акционерам, что "отныне "Кока-Колу" пьют в каждом штате на всей территории США". По мере того, как стремительно возрастал спрос на "Кока-Колу", разрасталась и штаб-квартира Компании. В 1898 году на Эджвудавеню в Атланте было выстроено новое трехэтажное административное здание. Айза Кендлер наивно полагал, что его будет вполне достаточно для нужд Компании "на все времена" - оно оказалось тесным уже через десятилетие.   

Основной  целью маркетинговой деятельности на данном этапе компания ставит расширение доли рынка. Первыми двумя странами где Кока-Кола развернула свою деятельность после завоевывания Америки стали Куба и Панама случилось это в 1906 году.   

Но, как это может показаться с  первого взгляда, развитие Компании не было абсолютно безоблачным: как  и другие популярные продукты, "Кока-Колу" в скором времени начали подделывать. Для борьбы с производителями  фальшивой "Кока-Колы" стала изобретенная в 1915 году известная теперь всему миру контурная бутылка. Ее дизайн разработали на предприятии "Рут Гласс Компани" в штате Индиана. В 1977 году контурная бутылка была зарегистрирована как один из товарных знаков The Coca-Cola Company наряду со знаками "Coca-Cola" и "Coke"( зарегистрирован в 1945 г.).   

Пожалуй, главным достижением Роберта  Вудраффа (3 президента компании, занявшим пост в 1923) стала мощная экспансия Coca-Cola на международный рынок. Он создает отдел внешнеторговых операций, который в 1930 году выделится в самостоятельную компанию под названием The Coca-Cola Export Corporation. К тому времени число стран, где будут работать заводы по розливу напитка, возрастет почти в четыре раза, а к началу Второй мировой войны их станет уже 44. В 21 веке напиток Coca-Cola будет производиться в более чем 200-х станах мира.   

На  третьем этапе жизненного цикла напитка «Coca Cola» - этапе зрелости – компания достигает максимального уровня продаж и прибыли. В 1988 году высочайшее качество Coca-Cola, помноженное на самую эффективную систему рекламы и маркетинга, дает закономерный результат. Три независимых опроса, проведенных компанией Landor & Associates по всему миру, свидетельствуют: Coca-Cola — самый известный и наиболее предпочитаемый напиток в мире.    

Занимая практически 73 % рынка газированных напитков компания не оставляет шанса  конкурентам. И единственным постоянным и самым главным конкурентом  и по сей день является продукция  компании «Pepsi-Cola»   

Итак, на сегодняшний день компания Coca-Cola — это более 2 800 напитков, которые производятся и продаются в более 200 странах мира. Компания Coca-Cola владеет 4 из 5 самых популярных брендов безалкогольных напитков. Бренд Coca-Cola — самый дорогой бренд в мире, знакомый 94% населения Земли. В Компании по всему миру работает более 90 тысяч высокопрофессиональных сотрудников.   

И наконец, четвертая стадия жизненного цикла – это спад. Компания «Coca-Cola» является примером качественной маркетинговой деятельности, благодаря которой компания до сих пор находится на пике своей деятельности.    

Однако  причины падения объема продаж существовали. Например, после того как в конце 1890-х годов общественное мнение повернулось против кокаина, а в 1903 году в газете «New York Tribune» появилась разгромная статья, утверждавшая, что именно кока-кола виновата в том, что упившиеся ею негры из городских трущоб начали нападать на белых людей. Однако, компания учитывая мнение общественности приняла меры. После этого в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а уже «выжатые», из которых был удалён весь кокаин.      

В России, где по данным на 1991 год продажи Pepsi в 10 раз превосходили продажи Coca-Cola ситуация изменилась только к 1998 году. В этом году напиток Кока-Кола продавался уже в три раза больше, чем Пепси. Вообще, популярность первой, в нашей стране обусловлена скорее всего очень хорошей новогодней рекламной кампанией, которая как оказалось, понравилась большинству Россиян(подразумевается кампания «Праздник к нам приходит» ). Да и другие ролики напитка, такие как «Волшебная стран» и «Пусть все будет Кока-Кола»(про любовь молодежи) пользуются у нас большей популярностью(да и не только у нас), чем дорогие ролики Pepsi со звездами мирового футбола во главе с Дэвидом Бекхэмом. Причина этого кроется в том, что в роликах последней, смотрят на Бекхэма больше, чем на напиток.

ТОВАРНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ. В этом случае продавец производит два или несколько товаров  с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в  разной расфасовке и т. п. Сегодня  фирма «Кока-кола» выпускает несколько  безалкогольных напитков в разной упаковке разной емкости. Эти товары призваны не столько понравиться различным сегментам рынка, сколько создать разнообразие для покупателей.

ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ. В этом случае продавец производит разграничение  между сегментами рынка, выбирает из них один или несколько и разрабатывает  товары и комплексы маркетинга в  расчете на каждый из отобранных сегментов. Например, фирма «Кока-кола» создала  свой напиток «Таб» для удовлетворения нужд потребителей, заботящихся о диете.

Сегодня фирмы все больше.переходят от методов массового и товарно-дифференцированного маркетинга к технике целевого маркетинга, который помогает продавцам полнее выявлять имеющиеся маркетинговые возможности. Для каждого целевого рынка продавец может разработать нужный этому рынку товар. Для обеспечения эффективного охвата каждого такого рынка он может варьировать цены, каналы распределения, рекламные усилия. Вместо того чтобы распылять свои маркетинговые усилия («стрельба из дробовика»), он сможет сфокусировать их на покупателях, наиболее заинтересованных в приобретении товара («стрельба из винтовки»). 

 

2.3. сегментирование рынка «The Coca Cola Company».

 

Глава III. Разработка маркетинговых решений «The Coca Cola Company».

3.1. Решения о  товарной политике «The Coca Cola Company».

Внешняя среда предприятия - это внешние по отношению к  нему силы: конкуренты, потребители, поставщики, торговые посредники, инвесторы, а также  факторы макросреды: социально-демографические, географические, экономические, природные, технические, политические и культурные. 
Анализ внешней среды предприятия необходим не только для определения общей стратегии развития предприятия, но также и для выявления и разработки маркетинговой стратегии . На рынке прохладительных напитков продукция предприятия «Кока-Кола» относиться к сегменту фруктовой воды. У предприятия не много конкурентов, производителей прохладительных напитков, которые удовлетворяют те же потребности потребителей, что ООО «Кока-Кола», благодаря своей доступности и узнаваемой марки. Главный конкурент предприятия ООО «Кока-Кола» является предприятие ООО «ПепсиКо». 
Число фирм, занимающих данную нишу в городе Волжском, достаточно высоко: в большинстве случаев оптовики для закупки крупных партий товара выходят на внешний для г. Волжского рынок. На рынке присутствует большое количество местных производителей, но уровень качества их продукции низок. Представительства иностранных и крупнейших российских фирм могут внести изменения в эту нишу, но в сложившихся кризисных экономических условиях основной конкурент Компания «ПепсиКо» не может организовать официального представительства и организовать работу своего дистрибьютора. С другой стороны, конкурентами ООО «Кока-Кола» являются крупные иногородние поставщики, особенно из таких торговых центров как Москва и Санкт-Петербург. 
Положительным фактором конкуренции является крупный размеры фирмы, что позволят закупать товар по самым минимальным ценам производителя. В нашем случае, ООО «Кока-Кола» имеет эксклюзивное право на торговлю продукцией компании «Кока-Кола» в городе Волжском, а еще в г.Волгограде, п.Средняя Ахтуба, а вместе с этим и очень низкие закупочные цены. В городе проводились исследования компании по предпочтениям напитков у потребителей (табл. 2).

Информация о работе Жизненный цикл товара. Политика маркетинга на разных этапах