Защита коммерческой тайны торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

По мнению многих ученых, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 7
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 7
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия 13
1.3. Защита коммерческой тайны 19
2. СОХРАНЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНВОРМАЦИИ НА ООО «ВЕЛА» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вела» 27
2.2. Организация защиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 30
2.3. Результативность деятельности по защите коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ООО «ВЕЛА» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

Защита коммерческой тайны на предприятии торговли.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, следует учитывать мировой  опыт по защите коммерческой информации. В разных странах существуют различные  приоритетные направления защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные  меры, в США и Франции, наряду с ними, предпочтение отдается организации собственных служб безопасности фирм, для Японии характерен корпоративный дух и долгосрочная занятость в фирме, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами

     Принимая во внимание белорусскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями:

     a) законодательный. Основан на соблюдении  тех прав предпринимателя на  конфиденциальную информацию, которые  содержатся в российском законодательстве, при обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации должно быть обращение в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.

     b) физическая защита - охрана, пропускной  режим, специальные карточки для  посторонних, использование закрывающихся  помещений, сейфов, шкафов и пр.

     c) организационный. Он включает:

     1) введение должности или создания службы, ответственной за отнесением определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдением правил доступа и пользования этой информацией

     2) разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства

     3) соблюдение правил пользования информацией (не выносить за пределы служебных помещений, не оставлять без присмотра во время обеда, включить сигнализацию при уходе)

     4) наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.).

     d) технический. Используются такие  средства контроля и защиты  как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства  идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.

     e) работа с кадрами. Предполагает  активную работу кадровых служб  фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию  персонала, с обязательным учетом анкетных данных и проверочных результатов тестирования следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.

     Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в связи, с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам.

     Конечно, каждый руководителя сам решает какую  информацию защищать, и каким образом, но стоит заметить, что рентабельность и рост фирмы в целом, зависит не только от того, как ведется бизнес, но и от того, как он защищается. В современном белорусском обществе коммерческая тайна еще не приобрела истинное значение, но это во многом происходит от правовой не грамотности людей, которые занимают руководящие должности, либо от не желания применять необходимые меры для защиты своего предприятия. 
 
 
 
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Арустамов, Э.А. Оборудование предприятий (торговля) / Э.А. Арустамов. – 2-е изд. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. – 226 с.
  2. Байбурдина, Т.Н. Снабженческо-сбытовая деятельность / Т.Н. Байбурдина. - Минск: ЗАО «Техноперспектива», 2004. – 416 с.
  3. Белоусов, А.Л. Организация и технология торговли: учеб. пособие / А.Л. Белоусов. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 100 с.
  4. Берман, Б. Розничная торговля: стратегический подход / Б. Берман, Р. Джоэл, Н. Эванс; под ред. Б. Берман. - М.: Вильямс, 2003. – 1184.
  5. Виноградова, С.Н. Товародвижение и система продвижения товаров в системе маркетинга: учеб. пособие / С.Н. Виноградова, И.В. Колбаско; под ред. С.Н. Виноградовой. - Гомель: ГКИ, 1992. – 482 с.
  6. Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология / И.Н. Герчикова. - М.: Высшая школа, 1994. – 258 с.
  7. Голиков, Е.А. Оптовая торговля: менеджмент, маркетинг, логистика, финансы, безопасность / Е.А. Голиков. – М.: Экзамен, 2003. – 200 с.
  8. Гурская, С.П. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров / С.П. Гурская. - Гомель: ГКИ, 1998. – 126 с.
  9. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 448 с.
  10. Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004. – 520 с.
  11. Долгополов, Ю.Б. Предпринимательство и безопасность / Ю.Б. Долгополов. – М.: Универсум, 2003. – 390 с.
  12. Егоров, В.Ф. Организация торговли / В.Ф. Егоров. - СПб.: Питер, 2006. – 344с.
  13. Зенькович, В.А. Административная ответственность за правонарушения в сфере торговли / В.А. Зенькович. – Минск.: Амалфея, 2000. – 176 с.
  14. Кореева, О.Л. Организация торговли / О.Л. Кореева. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 385с.
  15. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1990. – 723 с.
  16. Логистика: Учебник / Б.А. Аникина [и др.]; под общ. ред. Б.А. Аникина. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005 г. – 348 с.
  17. Нестеров, А. Криминализация экономики и проблемы экономической безопасности. / А.К.Нестеров, А.А. Вакурин // Вопросы экономики.- 2004 .- № 5.- С.28-46.
  18. Новикова, А.М. Товароведение и организация торговли продтоварами / А.М. Новыкова, Т.С. Голубкина. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 368 с.
  19. Об охранной деятельности: Закон Республики Беларусь от 08 ноября 2006 г. № 174-3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 51. – С. 16-22.
  20. О коммерческой тайне: Закон Республики Беларусь от 01 ноября 2004 г. № 670 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 42. – С. 10-12.
  21. О предприятиях в СССР: Закон СССР от 04 июня 1990 г. № 1529-1 // Реестр правовых актов СССР. – 1990. – № 42. – С. 4-9.
  22. Организация и технология торговли / С.Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой.  – Минск: Вышэйшая Школа, 2002. – 460 с.
  23. Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М.: ЮНИТИ, 1997. – 416 с.
  24. Основы логистики / В.В. Щербаков [и др.]; под общ. ред. В.В. Щербакова. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 408 с.
  25. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность. Учебник для вузов / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996. – 298 с.
  26. Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2009. – 318 с.
  27. Платонов, В.Н. Организация розничной торговли: учеб. пособие / В.Н. Платонов. - Минск: БГЭУ, 1996. – 210 с.
  28. Платонов, В.Н. Организация торговли / В.Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2002. – 288 с.
  29. Пловцева, Ф.П. Коммерческая деятельность / Ф.П. Пловцева. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 468 с.
  30. Ромина, А.Г. Оптовая торговля / А.Г. Ромина, В.В. Лагойко, В.М. Рыбаков; под ред. А.Г. Роминой. - Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2002. – 218 с.
  31. Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок. Учебник / А.Н. Стерлигова. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 478 с.
  32. Улейский Н.Т. Оборудование торговых предприятий / Н.Т. Улейский, В.Н. Улейская. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 306 с.
  33. Шуляков, Л.В. Оборудование предприятий торговли: учеб. пособие / - Л.В. Шуляков. - Минск: Новое знание, 2004. – 262 с.
  34. Ярочкин, В.И. Системы безопасности фирмы. Концепции. Правовые основы. Организационная структура / В.И. Ярочкин. – М.: Ось-89, 2003. – 286 с.

Информация о работе Защита коммерческой тайны торгового предприятия