Защита коммерческой тайны торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

По мнению многих ученых, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 7
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 7
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия 13
1.3. Защита коммерческой тайны 19
2. СОХРАНЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНВОРМАЦИИ НА ООО «ВЕЛА» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вела» 27
2.2. Организация защиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 30
2.3. Результативность деятельности по защите коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ООО «ВЕЛА» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

Защита коммерческой тайны на предприятии торговли.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     По  мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям:

  1. их открытое использование связано с ущербом для предприятия
  2. они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях
  3. предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды
  4. эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом
  5. сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

     Анализ  законодательных актов промышленно  развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

    • о нерациональном природопользовании
    • о сверхнормативном загрязнении окружающей среды
    • о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей
    • о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)
    • о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны
    • о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы
    • о фактах проявления недобросовестной конкуренции
    • о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов
    • о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

     Гражданским кодексом Республики Беларусь установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». В настоящее время Закон «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  7. о нарушениях законодательства Республики Беларусь и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  11. обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

     Коммерческая  тайна, в соответствии с гражданским  законодательством РБ - это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

     Коммерческая  тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах  увеличить доходы, избежать неоправданных  расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду

     Наиболее  подробная и в то же время укрупненная  классификация сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, представлена в прил. А.

1.2. Порядок отнесения коммерческих  сведений к коммерческой тайне предприятия

 

     Первым  вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга  сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение  их по категориям важности в зависимости  от их ценности, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

     При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в  “Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия», утверждаемом руководителем предприятия. При разработке Перечня необходимо учитывать требования Закона «О коммерческой тайне», в котором оговорены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

     Практика  показывает, что данный вопрос лучше  решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности.

     Для подготовки перечня сведений, относящихся  к коммерческой тайне предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

  1. специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм
  2. специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности
  3. специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров
  4. специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

     Если предприятие достаточно велико или производимая продукция имеет разнородный характер, можно создать несколько таких групп: одну - главную, в целях координации и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости по каждому отдельному участку.

     С другой стороны, не исключено, что предприятие  может состоять лишь из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указанную задачу способен решить один руководитель, при условии, что он будет владеть перечисленной  выше информацией. Но все же, во избежание субъективных ошибок, лучше рассматривать эти вопросы как минимум вдвоем.

     Как уже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты, обладающие полным объемом данных, которые могут  быть отнесены к коммерческой тайне. Однако это не означает, что следует обязательно знакомить всех привлекаемых экспертов с конкретными сведениями, могущими представлять коммерческую тайну, если ранее они эти сведения не знали. В большинстве случаев достаточно, если хотя бы один из них осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальные представляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональной и исключит уже на первом этапе возможные предпосылки к необоснованному распространению коммерческой тайны [34, с. 184].

     Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов в следующей  последовательности:

  • выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент
  • исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить, превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий
  • определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

     Если  с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие  в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ.

     В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.

     Так, для сведений научного характера - это, как правило:

  • идеи, изобретения, открытия
  • отдельные формулы
  • новые технические проекты
  • новые методы организации труда и производства
  • программное обеспечение ЭВМ
  • результаты научных исследований.

Для сведений технологического характера:

  • конструкторская документация, чертежи, схемы, записи
  • описания технологических испытаний
  • «ноу-хау»
  • точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.)
  • сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.
  • используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

Для сведений делового характера:

  • сведения о заключенных или планируемых контрактах
  • данные о поставщиках и клиентах
  • обзоры рынка, маркетинговые исследования
  • информация о конфиденциальных переговорах
  • калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли
  • планы развития предприятия и его инвестиций.

     Если  в выделении узловых сведений возникают проблемы, то можно изучить рассматриваемый вид деятельности по отдельным технологическим этапам, по логическому алгоритму действий, по временным отрезкам. В любом случае полезными будут аналогичные примеры организации защиты секретов западными фирмами.

     Так, крупнейшие в мире производители прохладительных напитков фирмы «Кока-Кола» и «Пепси-Кола» выделяют в качестве главных секретов специальные добавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки. Американские машиностроительные и приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественные характеристики своей продукции, держат в глубоком секрете технологические особенности изготовления основных узлов, определяющих данные характеристики.

     Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может применять  широко известные методы организации производства, технологические приемы, оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться коммерческой тайной.

     Некоторые предприятия получают прибыль за счет монопольного положения на рынке, т.е. отсутствия производителей такого же вида товара в данном регионе. Не следует в этом случае пренебрегать своевременными мерами по защите коммерческой тайне, т.к., используя свободный доступ к необходимым данным, даже небольшое предприятие способно быстро организовать аналогичное производство и составить конкуренцию.

     При этот надо учитывать, что нельзя использовать отнесение каких-либо сведений к  категории коммерческой тайны в  целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий.

     Результатом работы экспертов должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

     Вполне  естественно, что по мере необходимости  этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне.

     Перечень  доводится до структурных подразделений  и соисполнителей в части их касающейся, для руководства в работе и приведения в соответствие с ним грифа работ (целесообразно применять гриф «коммерческая тайна»), документов и изделий.

     Исполнитель и руководитель, подписывающий документ, оценивают при его подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия.

     При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем  углу должен быть поставлен гриф. Например, «коммерческая тайна».

Информация о работе Защита коммерческой тайны торгового предприятия