Защита коммерческой тайны торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

По мнению многих ученых, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 7
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 7
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия 13
1.3. Защита коммерческой тайны 19
2. СОХРАНЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНВОРМАЦИИ НА ООО «ВЕЛА» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вела» 27
2.2. Организация защиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 30
2.3. Результативность деятельности по защите коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ООО «ВЕЛА» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

Защита коммерческой тайны на предприятии торговли.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Структура службы безопасности ООО «Вела» такова, что ее работники перекрывают все возложенные на данное подразделение функции. Одновременно исключается дублирование действий и незагруженность работников.

     Директор  ООО «Вела» предоставляет СБ следующие права:

  • вносить предложения о запрещении работ с документами, оставляющими КТ, а также об изменении порядка хранения или перевозки товаров других ценностей при выявлении нарушений, которые могли бы повлечь нанесение экономического ущерба;
  • контролировать с привлечением специалистов предприятия состояние и надежность защиты закрытых работ и имущества, денежных средств;
  • выходить с ходатайством об отстранении конкретных исполнителей предприятия (фирмы) от ведения закрытых работ, переговоров с другими фирмами, перевозки, хранения, охраны имущественной собственности;
  • согласовать мероприятия, разрабатываемые подразделениями предприятия в целях обеспечения экономической безопасности;
  • давать в рамках своей компетенции руководителям подразделений и исполнителям обязательные для исполнения рекомендации; проводить по вопросам обеспечения экономической безопасности предприятия обучение и инструктаж сотрудников;
  • по приказу директора предприятия (фирмы) принимать участие или проводить самостоятельно расследование фактов разглашения КТ, утраты документов и изделий, хищений товаров, других ценностей, а также грубых нарушений установленного режима экономической безопасности предприятия.

     Решения и организационно-распорядительные документы по вопросам отношения  СБ с другими подразделениями  предприятия при необходимости  оформляются приказами директора. О наличии такого подразделения  и его полномочиях должны знать все сотрудники предприятия. Это объясняется прежде всего тем, что даже не работающий с КТ сотрудник предприятия может стать создателем ценнейшей информации, требующей немедленной защиты.

     Служба  безопасности ООО «Вела» подчиняется непосредственно руководителю предприятия и создается в соответствии с его приказом. 
Служба безопасности является структурной единицей предприятия, непосредственно участвующей в производственно-коммерческой деятельности. Работа этого отдела проводится во взаимодействии со структурными подразделениями предприятия.

     Вышеназванные и другие требования вносят в Положение  о службе безопасности, которое разработано по указанию директора. 
При выполнении возложенных на СБ задач ее сотрудники используют в своей работе различные формы и методы: издание организационно-распорядительной и методической документации, проведение в подразделениях предприятия комплексных и целевых проверок, заслушивание сообщений руководителей соответствующего уровня о состоянии режима в подразделении, различные формы и методы профилактической работы и т.д.

     Руководитель  службы безопасности регулярно, в установленные  сроки отчитывается в своей работе перед директором предприятия. 
Приступая к разработке системы мер по обеспечению защиты экономической безопасности предприятия, его руководитель  получает ответы на следующие вопросы:

  • что конкретно необходимо защищать (охранять), от кого и когда?
  • кто организует и обеспечивает защиту (охрану)?
  • как оценивать эффективность и достаточность защиты (охраны)?

2.3. Результативность деятельности по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»

 

     В результате деятельности по сбору и  анализу сведений о защите коммерческой информации на предприятии служба безопасности ОАО «Вела» разработало следующую  универсальную систему защиты коммерческой информации:

  1. Определяется предмет защиты. Разрабатывается Перечень сведений, составляющих КТ, в котором выделяется наиболее ценная информация, нуждающаяся в особой охране, учитываются требования по защите других предприятий (фирм), участвующих в совместных работах.
  2. Устанавливаются периоды существования конкретных сведений в качестве КТ.
  3. Выделяются категории носителей ценной информации: персонал, документы, изделия и материалы; технические средства хранения, обработки и передачи информации; физические излучения. Для обеспечения восприятия разрабатываемой системы защиты можно составить схему, в которой указываются конкретные сотрудники, осведомленные о коммерческой тайне, названия (категории) классифицированных документов и изделий и т.п.
  4. Перечисляются стадии (этапы) работ, время материализации КТ в носителях информации применительно к пространственным зонам (местам работы с ними внутри и за пределами предприятия). Например, отчеты НИОКР на рабочих местах исполнителей; журнал результатов испытаний изделия на испытательном стенде; договор, подписываемый за рубежом; выступления участников отчетных совещаний в конкретных кабинетах; размножение классифицированных документов на множительном участке; образцы изделий, демонстрирующиеся на выставках и т.п.
  5. Составляется схема работ с конкретными сведениями, материализованными в носителях, в пределах предприятия (фирмы) и вне его и предполагаемого их перемещения. Рассматриваются возможные для предприятия несанкционированные перемещения, которые могут быть использованы конкурентами для овладения коммерческой тайной.
  6. Разрабатываются (или корректируются) в процессе анализа разрешительные подсистемы допуска и доступа к конкретным сведениям, составляющим КТ.
  7. определяется, кто реализует мероприятия и кто несет ответственность за защиту конкретной информации, процессов работ с классифицированными данными. Намечаются меры по координации, назначаются конкретные исполнители.
  8. Планируются действия по активизации и стимулированию лиц, задействованных в защите.
  9. Проверяется надежность принятых к реализации мер обеспечения защиты.

     В процессе деятельности службы безопасности по защите коммерческой тайны были выявлены основные объекты, подлежащие контролю с целью недопущения  утечки коммерческой информации:

    • соблюдение норм, правил хранения и охраны в помещениях, спец хранилищах, на рабочих местах;
    • ведение учета и обеспечение личной ответственности за выполнение данной функции;
    • соблюдение порядка хранения, учета и уничтожения;
    • соблюдение требований порядка обращения;
    • меры по предотвращению несанкционированного выноса носителей КТ за территорию предприятия;
    • соблюдение режима и охраны при транспортировке, рассылке, доставке;
    • организация доступа приглашенных, командированных, приглашенных лиц к информации предприятия;
    • организация проведения совещаний, выставок, переговоров и т.п.;
    • уровень знаний требований режима лиц, допущенных к закрытым работам и документам;
    • степень обеспеченности службы безопасности надежными хранилищами, запирающими устройствами, средствами опечатывания;
    • уровень обеспеченности сотрудников соответствующими рабочими местами для работы с носителями секретов;
    • состояние пропускного и внутреннего режима в зданиях, помещениях, в целом на предприятии;
    • механизм распределения носителей КТ по уровням исполнения и управления;
    • обоснованность доступа к различным видам носителей конкретных групп сотрудников;
    • порядок обращения с носителями на рабочих местах;
    • порядок пользования средствами получения, обработки, хранения, отображения, передачи информации;
    • порядок обмена сведениями внутри предприятия и с внешними партнерами;
    • своевременность и правильность классификации и раскрытия сведений;
    • организация и проведение выставок, конференций, симпозиумов и т.д.;
    • качество разработки организационно-методических документов, выполнение планов работ и специальных мероприятий по защите информации;
    • уровень и полнота выполнения требований руководства предприятия;
    • состояние профилактической работы с сотрудниками;
    • уровень организационно-методического обеспечения взаимодействия между подразделениями;
    • время поиска и доведения информации до исполнителей.

    В заключение следует отметить, что  анализ, регулярно проводимый службой безопасности ООО «Вела» включает в себя моделирование различных каналов утечки информации, возможных приемов и способов несанкционированного получения закрытой информации.

 

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ  ТАЙНЫ В ООО «ВЕЛА»

 

     В результате анализа деятельности СБ ООО «Вела» по защите коммерческой информации можно сделать вывод, что данная деятельность способствует предотвращению утечки коммерческий тайн на предприятии. Однако, службе безопасности следует обратить внимание на следующие факторы, способствующие утечке коммерческой информации за пределы ООО «Вела»:

  • совместную с другими фирмами деятельность, участие в переговорах;
  • фиктивные запросы со стороны о возможности работать в фирме на различных должностях;
  • экскурсии и посещения фирмы;
  • общения торговых представителей фирмы о характеристиках изделия;
  • чрезмерную рекламу;
  • поставки смежников;
  • консультации специалистов со стороны, которые в результате этого получают доступ к установкам и документам фирмы;
  • публикации в печати и выступления;
  • совещания, конференции, симпозиумы и т.п.;
  • разговоры в нерабочих помещениях;
  • обиженных сотрудников фирм.

     Службе  безопасности при организации защиты коммерческой тайны необходимо учитывать  следующие возможные методы и  способы сбора информации:

  • опрос сотрудников изучаемой фирмы при личной встрече;
  • навязывание дискуссий по интересующим проблемам;
  • рассылка в адреса предприятий и отдельных сотрудников вопросников и анкет;
  • ведение частной переписки научных центров и ученых со специалистами.

     Следует особенно учитывать, что в ряде случаев  для сбора сведений представители конкурентов могут использовать переговоры по определению перспектив сотрудничества, созданию совместных предприятий. 
Наличие такой формы сотрудничества, как выполнение совместных программ, предусматривающих непосредственное участие представителей других организаций в работе с документами, посещение рабочих мест, расширяет возможности для снятия копий с документов, сбора различных образцов материалов, проб и т.д. При этом с учетом практики развитых стран экономические соперники могут прибегнуть в том числе и к противоправным действиям, промышленному шпионажу.

     Наиболее  вероятно использование следующих  способов добывания информации, на которые службе безопасности необходимо обратить особое внимание:

  • визуальное наблюдение;
  • подслушивание;
  • техническое наблюдение;
  • прямой опрос, выведывание;
  • ознакомление с материалами, документами, изделиями и т.д.;
  • сбор открытых документов и других источников информации;
  • хищение документов и других источников информации;
  • изучение множества источников информации, содержащих по частям необходимые сведения.

     Аналитические исследования, моделирование вероятных  угроз позволяют наметить при  необходимости дополнительные меры защиты. При этом следует оценить вероятность их выполнения, наличие методического материала, материального обеспечения, готовность СБ и персонала их выполнить. При планировании учитываются имевшие место на предприятии недостатки в обеспечении сохранности коммерческой тайны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы по коммерческой тайне предприятия и ее защите, и ответственности за ее разглашение.

     Подводя итог можно сказать, что предпринимательская  деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

     Информация, используемая в предпринимательской  деятельности весьма разнообразна.

     Защита  коммерческой информации как часть  деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.

Информация о работе Защита коммерческой тайны торгового предприятия