Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с системным подходом организация рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой.
Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным.
Основными характеристиками внешней среды являются ее сложность, динамизм и неопределенность.

Содержание

1. Опишите особенности внешней среды организации и её характеристики. Что такое среда прямого и косвенного воздействия? Что они характеризуют и чем отличаются друг от друга? ……………………………...2
2. В чем заключаются процессуальные теории мотивации? Опишите основные из них. ………………………………………………………...…………9
3. Какими, по вашему мнению, личными качествами должен обладать менеджер? ................................................................................................................13
Литература ……………………………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

Менеджмент КР.docx

— 65.55 Кб (Скачать)
 

     Менеджмент.

     Содержание.

     Вариант 6

     1. Опишите особенности внешней  среды организации и её характеристики. Что такое среда прямого и  косвенного воздействия? Что  они характеризуют и чем отличаются друг от друга?  ……………………………...2

     2. В чем заключаются процессуальные  теории мотивации? Опишите основные из них.   ………………………………………………………...…………9

     3. Какими, по вашему мнению, личными  качествами должен обладать менеджер?   ................................................................................................................13

     Литература  ………………………………………………………………  30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Опишите особенности  внешней среды  организации и  её характеристики. Что такое среда  прямого и косвенного  воздействия? Что   они характеризуют  и чем отличаются  друг от друга?

     Общая характеристика.

     В соответствии с системным подходом организация рассматривается как  открытая система, активно взаимодействующая  с внешней средой.

     Внешняя среда включает те элементы хозяйственной  системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и  последствия деятельности, но не относятся  к внутренним переменным.

     Основными характеристиками внешней среды  являются ее сложность, динамизм и неопределенность.

     Сложность внешней среды как системы  характеризуется наличием многих элементов, каждый из которых является подсистемой, а также взаимосвязями между  этими элементами. Сложность внешней  среды проявляется в ряде моментов.

     В конкретной ситуации на функционирование организации оказывает влияние  большое число условий и факторов. Они имеют различную природу. К техническим факторам относятся  имеющиеся технологии, материалы. Социальные условия и факторы включают социальные нормы, ценности, предпочтения и т.д. Организационные факторы - это используемые организационные структуры, типы хозяйственных  связей. Можно выделить также экономические, правовые, политические, культурно-исторические факторы и условия.

     На  деятельность организации оказывает  влияние и международное окружение, особенно если организация осуществляет международные операции. Например, необходимо учитывать таможенные, налоговые  законодательства страны-экспортера или  импортера, требования по качеству, правила  сертификации и т.д.

     По  характеру воздействия на организацию  выделяют среду прямого воздействия  и среду косвенного воздействия.

     К среде прямого воздействия относятся  поставщики, потребители и конкуренты, а также государственные органы и правовые нормы, непосредственно  влияющие на деятельность организации.

     К среде косвенного воздействия относятся  факторы внешней среды, которые  влияют на организацию опосредовано. Они учитываются при разработке стратегии организации. Это общеэкономическая  ситуация, например, фаза цикла (спад или  подъем), уровень безработицы, темпы  инфляции, технологический прогресс, политический климат и т.д.

     Сложность внешней среды проявляется не только в большом числе и многообразии ее элементов, но и в их взаимосвязи. Здесь можно выделить два уровня взаимосвязей. Во-первых, это взаимосвязи  элементов одного фактора. Примером могут быть взаимосвязи между  конкретными поставщиками, между  конкурентами, между элементами законодательной  базы, между государственными органами, регулирующими деятельность организации.

    Во-вторых, это взаимосвязи между различными факторами внешней среды. Например, политическая нестабильность затрудняет приток инвестиций, а, следовательно, замедляется технологическое обновление, затрудняются поставки ресурсов и т.д.

    Сложность внешней среды по-разному влияет на различные внутренние переменные организации, что особенно наглядно при сложной структуре организации.

    Второй  важной характеристикой внешней  среды является ее динамизм, который  проявляется в ряде моментов.

    В соответствии с процессным подходом к менеджменту влияние внешней  среды на организацию является процессом. Его содержанием становятся изменения  в самой внешней среде.

    Изменения во внешней среде характеризуются  скоростью этих преобразований. Они  затрагивают и законодательную  базу хозяйственной деятельности, и  рынки ресурсов, и состояние конкурентной среды.

Для внешней  среды современных организаций  характерно ускорение темпа изменений  под воздействием науки, усиление интернационализации  хозяйственной деятельности. Хозяйство  становится сферой технологического применения достижений науки.

    Неравномерность изменений во внешней среде проявляется  в различных темпах изменений  этой среды в конкретных отраслях и в отдельных элементах внешней  среды. Например, у организаций, действующих  в наукоемких отраслях (производство компьютерных систем, биотехнология, разработка телекоммуникаций и т. д.) внешняя  среда изменяется быстрее, чем в  мебельной промышленности; например, быстрее изменяется законодательная база, структура государственных органов, регулирующих деятельность организации.

    Динамизм  внешней среды приводит к возрастанию  ее влияния на деятельность организаций, особенно имеющих международный  характер (осуществляющих операции на внешних рынках, включающих зарубежные филиалы и т.д.). Усиливается неравномерность  изменений отдельных внутренних переменных организации под воздействием внешней среды.

    Третья  характеристика внешней среды - ее неопределенность.

    Для учета сложности и динамичности внешней среды при разработке управленческих решений необходима информация. Однако достоверность такой  информации на момент принятия решения  всегда ограничена. Ограничены и возможности  организации в получении и  уточнении информации для конкретной ситуации. Под воздействием усложнения внешней среды, ее динамизма, потребность  в информации возрастает, а возможность  ее получения для конкретной, быстро меняющейся ситуации сокращается. Это  приводит к усилению неопределенности внешней среды.

    Среда прямого воздействия.

    Основными факторами среды прямого воздействия  являются поставщики ресурсов; потребители  продукции и услуг; конкуренты; государственные  органы и нормативные акты, непосредственно  воздействующие на деятельность организации.

    Анализ  среды прямого воздействия включает рассмотрение отдельных факторов и  их взаимодействия.

    Поставщики  обеспечивают удовлетворение потребности  организации в различных ресурсах. Основные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, информационные.

    Обеспечение материальными ресурсами включает поставки сырья и полуфабрикатов, комплектующих деталей и узлов, оборудования, энергии в соответствии с объемами и структурой потребностей в установленные сроки при  выполнении других условий.

    Обеспечение финансовыми ресурсами включает обоснование объема и структуры  необходимых ресурсов, взаимоотношений  с инвесторами, финансовыми и  коммерческими структурами, бюджетом, частными лицами.

    Для современной организации возрастает значение обеспечения менеджмента  качественной информацией. Это может  быть информация о рынках сбыта, планах конкурентов, приоритетах государственной политики, новых разработках продукции и т.д.

    Особое  место занимает обеспечение организации  трудовыми ресурсами, соответствующими ей по количеству, структуре, уровню общей  и профессиональной подготовки, возрасту. Наиболее значимым здесь является привлечение  высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления, а также  обучение способных руководителей, в том числе внутри организации.

    Потребители приобретают произведенные товары или услуги. В зависимости от объема спроса различают мелких и крупных  потребителей. Учет запросов последних  необходимое условие успешной деятельности организации. В зависимости от отношения  к потребителям можно говорить о  различных стратегиях организации: продавать уже производимую продукцию; производить продукцию, в которой  нуждается потребитель; формировать  своего потребителя, убеждая его  в необходимости приобретения продукции, которая будет производиться.

    Государственные и муниципальные органы также  непосредственно воздействуют на организацию, а, следовательно, относятся к среде прямого воздействия. Это налоговая и санитарная инспекции, органы статистического учета и т.д.

    В результате взаимодействия организации  с поставщиками и потребителями  формируется система хозяйственных  связей - одна из важнейших характеристик  среды прямого воздействия.

    Другая  характеристика - это состояние рыночной среды. Здесь, прежде всего, определяется характер среды - монополия (чистая, естественная), олигополия или монополистическая конкуренция.

    Конкуренты  могут вести борьбу за различные  объекты. Традиционно - за рынки сбыта  продукции. В настоящее время  это также борьба с производителями  заменяемой продукции, за деньги потребителей.

    Объектами конкуренции могут быть и ресурсы: трудовые, материальные и финансовые, научно-технические разработки  и  т.д.

    Стоит ли помогать конкуренту? Во время кризисного состояния  корпорации "Крайслер" помощь ей пришла со стороны более  мощного  конкурента "Дженерал моторз". Что было причиной? “Крайслер” располагает  развитой дилерской сетью, в первую очередь в США. И в случае краха  фирмы  эта сеть могла бы быть приобретена динамично развивающимися зарубежными конкурентами "Дженерал моторз."

    Государственное воздействие осуществляется через  законодательство и  деятельность государственных  органов. Законодательно регулируются трудовые отношения между работниками  и работодателями, налоговые, таможенные отношения, охрана труда, условия производства определенных видов продукции, экологическая нагрузка на окружающую среду и т.д..

    Государственные органы по характеру выполняемых  ими функций могут быть условно  разделены на контролирующие  и  регулирующие.  При этом используются различные способы и  методы  воздействия на организации - выдача лицензий, установление ставок налогов  и квот, регулирование уровня цен  и тарифов, определение мест строительства  и т.д.

    Среда косвенного воздействия.

    Факторы среды косвенного воздействия имеют  более сложную структуру, многоплановый  характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого  воздействия, испытывают влияние организации. Информация о среде косвенного воздействия  часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на конкурентоспособность  организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические  данные.

      Технологии как фактор среды  косвенного воздействия характеризуют  общий уровень производительных  сил. Это наиболее динамичный  фактор данной среды. Уровень  и темп изменения технологий  в различных отраслях существенно  отличаются. Однако наиболее наукоемкие  отрасли и производства - компьютерные  технологии, системы телекоммуникаций, производство синтетических материалов - оказывают значительное и все  возрастающее воздействие на  другие организации, эффективность  их деятельности. На смену трудоемкой  и фондоемкой стадиям развития  производства пришли наукоемкие  технологии, позволяющие экономить  традиционные ресурсы.

    Темпы инфляции, безработицы, ставки налогов  и банковских кредитов, формы и  масштабы государственной поддержки  бизнеса и т.д. непосредственно  воздействуют на взаимосвязи организации  с поставщиками и потребителями, на поведение конкурентов. Например, установление налоговых льгот способствует притоку капитала, а, следовательно, облегчает удовлетворение потребности в финансовых ресурсах. Прогноз повышения уровня инфляции побуждает увеличивать материальные запасы, получение кредитов. Возрастание спроса на материальные и финансовые ресурсы также затрудняет их приобретение.

Информация о работе Внешняя среда организации