Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:12, реферат
Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль включает установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Пересмотр стандартов необходим,
когда сами стандарты и планы
оказываются нереальными, недостаточно
обоснованными. Успешно действующие
организации зачастую вынуждены
пересматривать свои стандарты в
сторону повышения. Подчас стандарты
надо пересматривать и в сторону
понижения, поскольку завышенные стандарты
не позволяют достичь
3. Поведенческие аспекты контроля
Отрицательные последствия контроля часто являются побочными результатами его влияния на поведение людей.
Поведение, ориентированное
на контроль, формируется в связи
с тем, что сотрудники организации
знают, что их ошибки и успехи в
тех областях, где руководство
установило стандарты и последовательно
выполняет процедуру контроля, служат
основанием для распределения
Необходимо тщательно разрабатывать систему контроля с учетом рассматриваемого эффекта, чтобы направлять сотрудников на достижение целей организации.
Получение непригодной информации
является следствием того, что контроль
может побуждать людей выдавать
организации непригодную
Рекомендации по проведению эффективного контроля:
1. Внедряйте стандарты,
воспринимаемые сотрудниками. Сотрудники
должны понимать, что стандарты,
используемые для оценки их
деятельности, полно и объективно
отражают их работу, а также
что стандарты способствуют
2. Устанавливайте двустороннее
общение с подчиненными, чтобы
у них при возникновении
3. Избегайте чрезмерного
контроля, поскольку перегрузка
подчиненных многочисленными
4. Устанавливайте жесткие,
но осуществимые стандарты,
5. Вознаграждайте за выполнение стандарта, чтобы мотивировать на достижение установленных стандартов результативности.
4. Характеристики эффективного контроля
Стратегическая направленность контроля является одним из главных условий его эффективности. Контролироваться должны результаты деятельности организации по ее стратегическим, главным направлениям на основе количественных оценок. Деятельность в областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять не часто, о полученных результатах сообщать работникам, если отклонения станут необычно большими; Контроль над мелкими операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей. Он часто приводит к открытому неповиновению требованиям вести детальный учет в мелочах.
Основные требования эффективного контроля сводятся к следующему.
Ориентация на результаты.
Конечная цель контроля — не сбор информации,
не стандарты или выявление
Соответствие делу. Для
того чтобы быть эффективным, контроль
должен соответствовать
Своевременность контроля заключается
во временном интервале между
проведением измерений или
Гибкость контроля, как
и гибкость планов, необходима, чтобы
приспосабливаться к
Простота контроля. Как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Кроме того, люди их понимают и поддерживают. Контроль должен соответствовать возможностям людей.
Экономичность контроля. Совершенствование контроля, увеличение затрат на его проведение оправдано до тех пор, пока это приводит к увеличению преимуществ и доходов организации, превышающих рост затрат на контроль. Если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, организации необходимо изменить систему контроля или вести менее тщательный контроль. Для реальной оценки соотношения затрат и прибыли, связанных с системой контроля, необходимо рассматривать как текущие, так и долгосрочные результаты ее применения.
5. Информационно-управляющая система
Информационно-управляющая
система (ИУС) предназначена для
сбора, обработки и выдачи руководителям
информации, необходимой для принятия
управленческих решений и контроля
их выполнения. Информационно-управляющая
система — это постоянно
Информационно-управляющая система должна выдавать информацию о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем; отслеживать все существенные события внутри организации и вне ее. Общей целью ИУС является облегчение эффективного выполнения функций планирования, контроля и производственной деятельности. Самой важной ее задачей является выдача нужной информации нужным людям в нужное время. ИУС в организациях может состоять из ряда информационных систем, каждая из которых служит для принятия решений в определенной области.
Компьютеры и современные информационные технологии многократно повышают эффективность ИУС. Например, директор супермаркета может получать ежечасную, ежедневную, еженедельную или ежеквартальную информацию о том, какие товары продаются, по какой цене, в каких количествах, каковы остатки, что нужно заказать, каковы текущие затраты и доходы, какими они могут быть в следующем году и многое другое. Большая часть этой информации получается автоматически. Например, продажи и доходы фиксируются, когда кассир-контролер с помощью кассового аппарата считывает записанную на упаковке шифрованную информацию о товаре.
Проектирование ИУС. При проектировании информационной системы нужно учитывать характер внешней среды организации и различия в информационных потребностях управляющих разных иерархических уровней, различных функциональных обязанностей.
Обычно по различиям в информационных потребностях выделяют три основных уровня управленческой деятельности: 1) стратегический — процесс принятия решений относительно целей организации, изменения этих целей и соответствующего распределения ресурсов; 2) тактический, на котором управляющие обеспечивают получение ресурсов и их использование для достижения общих целей организации; 3) оперативный, на котором обеспечивается выполнение конкретных задач.
Эти уровни управления примерно соответствуют обязанностям управляющих высшего, среднего и низового звена. ИУС должна давать им информацию, соответствующую требованиям каждого уровня. Как правило, от высшего уровня к низшему сокращается широта информации, ее важность для организации в целом, но возрастает детальность, точность, скорость поступления информации. С повышением уровня управления, как правило, возрастает доля информации из внешней источников.
Кроме того, руководителям
нужна специфическая
Влияние внешней среды
должно учитываться при формировании
ИУС, поскольку в зависимости
от степени ее подвижности и неопределенности
менеджеры выбирают соотношение
между способами получения
Этапы проектирования ИУС: 1) анализ системы принятия решений, включающий определение всех типов решений, для принятия которых требуется информация на каждом уровне и в каждой функциональной области; 2) анализ информационных требований — определение типа информации, необходимой для принятия каждого решения; 3) агрегирование решений, т.е. группировка по задачам управления, для которых необходим определенный тип информации; 4) проектирование процесса обработки информации — системы сбора, хранения, передачи и модификации информации; 5) проектирование ИУС, системы контроля за ее работой и системы ее модернизации.
Повышение эффективности ИУС. Можно рекомендовать следующие меры повышения эффективности работы ИУС.
Участие пользователей в проектировании системы необходимо, поскольку пользователи лучше других знают, какие решения являются главными и какая информация нужна для их принятия. Кроме того, если руководители, которые будут пользоваться информацией, не примут определенного участия в процессе разработки, может оказаться, что они не доверяют системе и неэффективно ее используют.
Обучение пользователей
позволяет уменьшить
Соразмерность затрат и эффективности должна соблюдаться при разработке и внедрении системы. В состав затрат входит время и средства, затраченные на ее проектирование, создание, обучение персонала, расходы, связанные со сбором, накоплением и обработкой информации. Они должны окупаться за счет роста прибыли коммерческой организации или возможностей некоммерческой. Отбор нужной информации очень важен, поскольку ИУС легко может выдавать чрезмерное количество информации, избыток которой затрудняет процесс принятия решения, как и недостаток нужной информации.Организация должна нанять соответствующее количество обслуживающего технического персонала для подержания ИУС в работоспособном состоянии. Эти специалисты должны понимать, что их дело — помочь организации в достижении ее целей, а не просто обеспечить безотказную работу компьютерной системы.
6. Оперативный контроллинг
оперативный стратегический контроллинг контроль
Под контроллингом менеджеры немецкоговорящих стран понимают руководящую концепцию эффективного управления предприятием и обеспечения ее долгосрочного существования. Служба контроллинга сосредоточивается на аналитических функциях сферы контроля на предприятии. Она анализирует отчетность предприятия, определяет направления его развития, оказывая таким образом помощь в принятии управленческих решений. При этом методы оперативного и стратегического контроллинга помогают в управлении предприятием в рамках согласования целей в условиях поддержания равновесия в сфере финансов организации.
Концепция контроллинга позволяет интегрировать, традиционный учет, планирование и маркетинг в рамках отдельного предприятия в единую систему управления.