Влияние среды на сферу потребления: культура, национальность, социальные классы, статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данного курсовой работы является изучение влияния среды на сферу потребления, а именно культуры, социальных классов, статуса.
В процессе работы, для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть значение современного маркетинга;
2) рассмотрение основных внешних факторов, влияющих на сферу потребления;
3) провести изучение влияния факторов культурного и социального характера.

Содержание

Введение 3
1 Значение современного маркетинга 5
2 Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей 7
3 Изучение факторов, влияющих на среду потребления 8
3.1. Культура 8
3.2. Практически каждое современное общество подразделяется на социальные классы. 13
3.3 Групповые и персональные влияния на потребление. 19
Заключение 23
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 55.49 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 3

1 Значение современного  маркетинга 5

2 Факторы, оказывающие  влияние на поведение  потребителей 7

3 Изучение факторов, влияющих на среду  потребления 8

3.1. Культура 8

3.2. Практически каждое  современное общество  подразделяется на  социальные классы. 13

3.3 Групповые и персональные влияния на потребление. 19

Заключение 23

Список  использованных источников 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Понятие маркетинг появилось в западной литературе в конце 19 века. Маркетинг  это совершенно особая, непохожая  на другие система взглядов, функций, элементов деловой активности на рынке. Маркетинг представляет собой  весьма разноплановую концепцию, являющуюся философией бизнеса. С одной стороны, она предполагает всестороннее изучение вкусов, спроса и предпочтений покупателей  и ориентирует предприятия на эти требования, с другой – это активное воздействие на спрос и рынок. Маркетинг представляет собой эффективный процесс управления предприятием в условиях рынка, который провозглашает приоритетным направлением удовлетворение потребностей конечных потребителей.

     Цель  маркетинга — удовлетворение нужд и потребностей покупателя. Поведение потребителей является областью маркетинга, изучающей процесс выбора товаров, услуг, идей или опыта их приобретения, распоряжения отдельными потребителями, группами и организациями для удовлетворения своих нужд и желаний.

     Изучение  поведения потребителей является актуальной проблемой в современной ситуации. Без изучения факторов, влияющих на сферу потребления, невозможно строить  процесс реализации какой-либо продукции  предприятия, организации, фирмы.

     Целью написания данного курсовой работы является изучение влияния среды на сферу потребления, а именно культуры, социальных классов, статуса.

     В процессе работы, для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

     1) рассмотреть значение современного маркетинга;

     2) рассмотрение основных внешних факторов, влияющих на сферу потребления;

     3) провести изучение влияния факторов культурного и социального характера.

     Объектом  исследования в данной работе являются конкретные факторы поведения потребителей.

     В ходе написания данной курсовой работы использовались не только теоретические  знания, полученные в ходе изучения материалов курса, но также знания, полученные из учебных и методических пособий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Значение современного  маркетинга

 

     Маркетинг - это процесс планирования и реализации мероприятий, связанных с созданием  товара, ценообразованием, продвижением на рынок и распространением товаров, услуг и идей посредством обмена потребителей и организации с  целью удовлетворения потребностей. Концепция маркетинга подразумевает, что основной целью организации  должно быть удовлетворение потребителей, а не максимизация прибыли. Другими  словами, организация должна быть ориентирована  на потребителя, стремиться к пониманию  его потребностей и удовлетворять  их быстро и эффективно таким образом, чтобы это было выгодно как  потребителю, так и самой организации. Это означает, что любая организация  должна стремиться получить как информацию о нуждах потребителей, так и сведения, которые помогут определить, каким  образом эти потребности можно  удовлетворить наиболее эффективно.

     Цель  маркетинга - удовлетворение нужд и потребностей покупателя. Поведение потребителей является областью маркетинга, изучающей процесс выбора товаров, услуг, идей или опыта их приобретения, распоряжения отдельными потребителями, группами и организациями для удовлетворения своих нужд и желаний [12, 3].

     Обострение  конкуренции вызывает интерес производителей товаров, услуг, идей к исследованию механизмов поведения потребителей и к возможностям использования этих механизмов для достижения поставленных целей.

     Производство  товаров с позиции маркетинга - это в первую очередь процесс удовлетворения потребителей и только во вторую - собственно производственный процесс.

     Потребителями товаров, услуг, идей являются люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие эти товары, услуги, идеи. Избиратели, домашние хозяйки и домохозяйства, транснациональные компании - все они могут рассматриваться как потребители товаров и услуг.

     Производители товаров и услуг стремятся  влиять на поведение потребителей, строя свою деятельность на основе концепции маркетинга.

     Поведение потребителя - это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

     Потребители - это индивидуумы, приобретающие товары или услуги для личного потребления. В отличие от них покупатели-организации приобретают в основном товары и услуги, предназначенные для использования в процессе функционирования организации. Иногда трудно отнести товар к разряду потребительских или предназначенных для удовлетворения нужд организации. Например, автомобили продаются потребителям для использования в личных целях, а также организациям для использования в процессе их деятельности.

     Работа  с потребителем - повседневная деятельность каждого специалиста, работающего  в сфере маркетинга.

     Значение  потребителя для предпринимателя  постоянно растет, поскольку он удовлетворяет  потребности этого потребителя. От того, как он делает это, зависит  успех его организации. 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Факторы, оказывающие  влияние на поведение потребителей

 

     В современной маркетинговой науке  рассматриваются два вида факторов, определяющих поведение потребителей: это внешние и внутренние факторы. Они в свою очередь также подразделяются на несколько позиций.

     Факторы  внешнего влияния на поведение потребителей:

     - факторы культуры и порядка  (культура, субкультура, социальное  положение);

     - личностные факторы (возраст,  этап жизненного цикла, род  занятий, экономическое положение,  образ жизни, тип личности, представление  о самом себе);

     - социальные факторы (референтные  группы, семья, статусы);

     - психологические факторы (мотивации,  восприятие, условия, убеждения,  отношения).

     Факторы культурного уровня – основная причина, определяющая потребности и поведение человека. Человек по своей причине усваивает базовый набор ценностей восприятия, предпочтений, манер, поступков, характерные для его семьи и основных инструментов общества.

     Социальное  положение – факторы личного  порядка на поведение потребителей влияют референтные группы, семья, роли, статусы. Референтные группы оказывают  сильное влияние на поведение  человека.

     Каждой  роли присущи определенный статус, отражающий степень положений оценки ее со стороны общества. Человек  часто ставит свой выбор на товары, говорящих об его статусе в  обществе.

     Факторы личного порядка – на  решение  покупателя оказывают и его внешние  характеристики, особенно, такие как  возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности.   
 

     3 Изучение факторов, влияющих на среду потребления

 

     3.1. Культура - это широко признанные нормы и ценности, которые усвоены обществом и обусловливают общие нормы поведения. Культура относится к набору ценностей, идей и других значащих символов, которые помогают индивидуумам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества [12, 44].

     В культуру входят как абстрактные, так  и материальные элементы. Абстрактными элементами являются ценности, убеждения, идеи, тип индивидуальности, религиозные представления. Под материальными компонентами подразумеваются книги, компьютеры, инструменты, здания и т. п. Материальные элементы культуры иногда называют материальным проявлением культуры.

     Под макрокультурой понимают ценности и символы, касающиеся общества в целом или большинства граждан. Термин «общество» обычно применим к большим и сложным, но, тем не менее, организованным социальным системам, таким, как нации, западная или восточная цивилизации.

     Микрокультура включает ценности и символы ограниченной группы людей, например религиозной, этнической или другой, являющихся частью целого. Микрокультуры иногда называют субкультурами.

     Культура  состоит из элементов: познание и  вера, ценности и нормы.

     К познанию (когнитивным элементам) относятся знания о физическом и социальном мирах, наука, технология, практические знания, идеи, касающиеся социальной структуры, организации и способы функционирования общества. В отличие от когнитивных элементов культуры вера (например, религия или магия) не поддается эмпирическому подтверждению или опровержению. Вера, тем не менее, переплетена с когнитивными элементами, образуя вместе с ними системы знания, обосновывающие и контролирующие отношения и поведение.

     Ценности  - это всеобщие взгляды на то, какого образа жизни надо придерживаться, формальные и неформальные правила, определяющие, какие цели перед собой ставить и как их добиваться. Эти идеи не одинаковы в разных обществах, например в одних культурах соперничество приветствуется, в других - подвергается строгим санкциям.

     Нормы определяются двояко: во-первых, к ним относятся схемы идеального поведения, приветствуемые и поощряемые обществом; во-вторых, норма - это описание поведения большинства членов социальной системы.

     Культура  дает людям осознание себя как  личности и уяснение приемлемых моделей  поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:

     1)  осознание себя и мира;

     2)  общение и язык;

     3)  одежда и внешность;

     4)  культура питания;

     5)  представление о времени;

     6)  взаимоотношения на уровне семьи,  организаций, правительства и т. д.;

     7)  ценности и нормы;

     8)  вера и убеждения;

     9)  мыслительные процессы и обучение;

     10) привычки в работе.

     Система маркетинга и процессы коммуникации, направляемые продавцом и покупателем, участвующие в социализации потребителя, являются важными механизмами передачи культуры во многих обществах. Телевидение, кино, реклама и мода в числе других передают значения не только экономических товаров и услуг, но и многих установленных порядков и институтов, определяющих характер современных обществ. Особенности восприятия людьми своего мира не определяются одними только физическими факторами или даже их мотивами и отношениями. Они зависят также от их культурных систем координат, того, как значения сначала присваиваются продуктам и услугам, а затем теми же товарами сообщаются.

Информация о работе Влияние среды на сферу потребления: культура, национальность, социальные классы, статус