Влияние бренда на человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Приступая к работе над данным курсовым проектом, была поставлена цель: изучить проблему влияния бренда на человека. Задачи проекта: на основе специализированных источников рассмотреть значение понятия «бренд»; определить понятие «манипулирование» и «эмоционирование»; изучить понятия «составляющие бренда», «мотивация человека», «быстрое решение», «авторитет» и «схожесть».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Научно-исследовательская часть…………………………………………5
Понятие «бренд»………………………..………….…………………5
Как строится бренд..………………………………………..………..7
Составляющие бренда…………………………..…………………..10
Подходы в разработке стратегии бренда………………………...15
Мотивация человека………………………………………….15
Быстрое решение………………………………………………16
Авторитет……………………………………………………….17
Схожесть………………………………………………………..18
Эмоционирование бренда: стратегия влияния………………..…19
Эмоции-цели…………………………………………………..19
Эмоции-средства………………………………………………22
Манипулирование и эмоционирование…………………….23

1.6. Иллюзия и реальность бренда……………………………………….31

Заключение……………….…………….…...........................................36

Список использованной литературы…………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Влияние бренда на человека.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

    В данном случае, в случае повседневной деятельности и потребления, мы имеем  дело уже с эмоциями-средствами. Эти эмоции есть лишь ответ на правильность или неправильность наших деяний. Купил хороший автомобиль/зонтик/костюм/дачный насос — отлично. Настроение в плюсе, жизнь играет красками и бьет ключом. Купил плохой продукт — фрустрация и недовольство собой. Краски оказались трудносмываемыми, а ключ — гаечным. В данном случае, понятия «хороший» и «плохой», являются достаточно условными. Марочный продукт плохого качества — нонсенс по определению. Следовательно, речь идет не о плохом или хорошем качестве, а о таких понятиях, как «подходит, соответствует мне» или «не подходит, не соответствует мне». А точнее — соответствует ли продукт таким представлениям потребителя как «мода», «качество», «престиж», «забота», «роскошь», «удобство» и прочим. То есть мы опять приходим к тем самым личностный ценностям, о которых писали ранее не один раз, и которые включили в вектор бренда, как фундамент это ментальной конструкции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.5.2. Эмоции-средства 

    Эмоции-средства возникают только тогда, когда в  принятии решения фигурирует ценностная оценка. Оценка на основании внутренних представлений потребителя. И эти эмоции-средства есть всего лишь реакция на соответствие действия личностным ценностям. Следовательно, если потребитель будет уверен, что покупая данный продукт или посещая конкретное заведение он действует в полном соответствии с системой своих ценностных оценок, эмоции-средства неизбежно возникнут в ответ, как реакция на «правильный» поступок. Осталось только привести бренд в соответствии с этими самыми ценностями или системой ценностных оценок [10].

    1.5.3. Манипулирование и эмоционирование

 

    Человек во всех своих действиях руководствуется  личностными ценностями. Если, конечно, не рассматривать экстремальные ситуации, когда человек поставлен на грань выживания и вынужден отказаться от принятия решения посредством ценностей и поступать в соответствии с базовыми животными инстинктами. Тогда ему, в самом деле, все равно, чем питаться и где жить. Но потребление, особенно потребление брендов, никак не связано с такими ситуациями, поэтому и рассматривать их не стоит. Если рассматривать процесс потребления, тем более потребления брендов, то можно с уверенностью сказать, что ценности актуальны для потребителя всегда. Каждый объект потребления он выбирает из ряда себе подобных по критерию соответствия его каким-либо значимым ценностям. «Отдых в Турции экономичен, но не престижен, поэтому я поеду в Ниццу». «Отдых в Ницце пафосен, но скучен, поэтому я поеду на Ибицу». «Отдых на Ибице моден, но мне хочется ближе к природе, поэтому я поеду на Гоа». «Гоа это круто, но в этом сезоне все мои знакомые решили отдохнуть в деревне, поэтому я отбываю в пампасы». На этом простом и знакомом примере была показана роль ценностей в выборе брендов, которыми могут являться не только конкретные марки, но все что угодно, что, так или иначе может потребляться и оплачиваться нашими ресурсами, под которыми следует понимать не только деньги, но время, внимание, усилия и прочее. Но откуда возникают эти ценности? Откуда потребитель узнает, что именно «пафосно», «модно», «престижно», «заботливо»? Откуда он берет эти сведения, если он может даже ни разу не бывать в этих местах прежде?

    Можно выделить 3 основных канала поступления  информации и формирования ценностного  представления о продукте вообще: 1)личный опыт; 2) мнение окружающих; 3)коммуникация бренда.

    Личный  опыт может сыграть роль, если он будет негативен. Плохое качество брендированного  продукта, как мы уже сказали, нонсенс. Качество должно быть на уровне по умолчанию. Поэтому имеет смысл говорить о некоторых сенсорных впечатлениях (сенсорный маркетинг), и чтобы эти впечатления не шли вразрез с имеющимися стереотипами потребителя. Но это имеет отношение уже к самому рыночному продукту, что является следствием самой идеи бренда. Ценностное восприятие может подтверждаться или опровергаться этими впечатлениями, но они не являются его источниками. Потрогав или увидев предмет, человек сможет составить лишь общее представление о его физических свойствах, но никак не о том, престижно это, модно или позволяет проявить заботу. Эти ценностные представления он получает извне — со слов окружающих и из коммуникации бренда.

    Мнение  окружающих является важным фактором, но рассмотренные по отдельности  окружающие также есть лишь отдельные  индивидуумы, получающие сенсорные впечатления от обладания или потребления и ценностные оценки извне.

    Остается  коммуникация бренда, как основной канал обеспечения потребителей нужными ценностными оценками, в  том виде, какой был бы наиболее удобно воспринимаем ими [17].

    Изначально, у человека нет никаких личностных ценностей. Этих представлений в  отношении конкретных продуктов  изначально не существовало в сознании потребителя. И эти представления  очень часто могут значить  для человека больше, нежели его  собственные ощущения. Когда человек потребляет бренд и этот бренд является по-настоящему сильным, то есть обладает четкой и однозначной ценностной оценкой, то даже в случае недовольства, потребитель часто считает, что это не бренд плох, это с ним, с потребителем что-то не так. Однако мы не будем рассматривать крайние случаи, продукт все-таки должен быть качественным и соответствовать имеющимся представлениям человека.   

      Но одно дело — отдать процесс формирования ценностной оценки на самотек, предоставив потребителю нечто, что вроде как соответствует его представлениям. А совсем другое — активно формировать эту оценку. Для того и предназначена реклама и коммуникация бренда как таковая. Не зависимо от того, какой подход пытаются исповедовать рекламисты, они все равно являются манипуляторами сознанием. Вопрос лишь в эффективности навязывания этих ценностных оценок. Поэтому, можно смело назвать рекламиста, придерживающегося некой гуманистичной позиции откровенно плохим рекламистом. Впрочем, считать себя циничным негодяем также необязательно. Но понимать, что есть причина и что есть следствие, особенно в рекламе — просто необходимо [19]. 

      Таким образом, из всего вышеперечисленного можно прийти к следующим выводам:

  1. Эмоции, которые имеет смысл использовать, это эмоции-средства, которые  не являются самоценными и есть лишь реакция на действие человека.
  2. Эмоциональный фон потребления является следствием соответствия бренда системе ценностных оценок человека.
  3. Система ценностных оценок формируется извне.
  4. Ценностное восприятие бренда нужно стараться формировать коммуникацией.

    Вот и стало понятно, что такое эмоционирование бренда и для чего оно предназначено. Эмоционирование бренда — слагаемое стратегического уровня, которое отвечает за создание нужной ценностной оценки посредством коммуникации бренда. Эмоционирование включает в себя весь набор мнений, которые могут существовать и различных ситуациях и высказываться различными агентами влияния.

    Все возможные мнения, не реальные естественно, а те, которые должны быть сформулированы, обозначаются в соответствии с данной схемой, и впоследствии будут определять ядро рекламного сообщения. Так как человек существо рационально-эмоциональное, то и воздействовать на него нужно на двух уровнях: рациональном уровне здравого смысла, предоставляя конкретные аргументы. И уровне иррациональном — ценностных оценок и эмоций-средств. Принципы воздействия на этот уровень и определяет в целом эмоционирование бренда.

    Эмоционирование – стратегическое понятие. Разумеется, весь набор мнений не может быть реализован в рамках конкретного рекламного сообщения. Не более двух в одном мессидже. Больше человек не усвоит, и рекламное сообщение будет перегружено. Но обозначить эти мнения нужно все, дабы менять рекламное сообщение без утраты эмоциональной составляющей его продающей идеи. И доносить эти мнения нужно, так как это самый эффективный способ формирования ценностной оценки в отношении чего-либо. Как? Иногда достаточно показа в рекламе представителя целевой группы и откровенного высказывания о том, какой личностной ценности соответствует бренд. Иногда — демонстрацией каких-то символов в нужном контексте. Но смысл этого ясен: связать бренд и личностную ценность, сделать их синонимами. Это манипулирование сознанием? Конечно же. Но бизнес вообще, не самое гуманистичное занятие. Рост конкуренции требует и соответствующих технологий влияния. И данный способ нам видится достаточно эффективным. К тому же, сравнить его по сути не с чем — аналогов по концептуальному определению способов влияния в маркетинге на сегодняшний день более не существует.

    Все упомянутые мнения напрямую связаны  с той личностной ценностью, которая  заложена в вектор бренда. Рациональная сторона бренда отвечает за то, чтобы  сам объект потребления соответствовал представлениям людей о том, как  должны реализовываться их ценности в разрезе определенной ситуации потребления. Согласитесь, это достаточно необычно, если ресторан обещать человеку оптимальное решение в рамках модели «ужин влюбленных» а он обнаруживает интерьер в духе садо-мазо. Для какой-то аудитории, это может и послужит поводом проникнуться, но все же, чтобы потянулись люди нужно быть проще. Чтобы, если человек уж захотел устроить праздничный ужин, отделать квартиру в стиле high-tech, или просто выпить пива с друзьями, то бренды были бы именно такого стиля, качества и в такой ценовой категории, которая нужна представителю социальной группы. Это уровень рациональных свойств продукта, через позиционирование отражающие ту личностную ценность, которая в принципе лежит в основе, в векторе бренда. А эмоционирование отвечает за то, чтобы в психическом пространстве ценностных оценок, бренд занял почетное место и возможно даже заменил бы некую абстрактную ценность своим именем. Как это сделали несколько брендов, которые известны всем: Harley-Davidson (Рисунок А11), Apple (Рисунок А12), BMW (Рисунок А13) и прочие. Эти бренды считаются «культовыми». Так сложилось исторически, в основном без каких-либо технологий влияния, а только за счет особенностей самого продукта. Но принцип тот же: никому не придет в голову рассуждать о том, престижны эти марки или нет, скорее они сами используются в качестве основы для ценностных оценок, а значит, являются личностными ценностями сами по себе.

    Аналогичная ситуация и на всех прочих брендированных рынках, где есть сильные бренды и которые потребитель использует в качестве характеристик личности, свойств человека или уровня его дохода. Потребитель старается мыслить примитивно, он создает стереотипы. И это должны быть не абы какие представления, высосанные из пальца, а понятия, определяющие выбор потребителя. То есть, определенные его личностными ценностями. А соответствующий эмоциональный фон появится как следствие. Если покупка соответствует ценностным представлениям — отчего же не порадоваться?

    По  сути, мы говорим не только о том, чтобы сделать бренд привлекательным для потребителя. Цель эмоционирования более глобальна. Привлекательность — это лишь часть. Для этого мы могли бы ограничиться лишь формированием самопредставления потребителя. Чтобы только он ощущал личное удовольствие или неудовольствие от покупок и пользования продуктом. Но задача эмоционирования состоит и в том, чтобы сделать потребление бренда некой социальной нормой. В этом случае, даже если потребитель вдруг почувствует некоторые сомнения в правильности своего выбора, он все равно не смог бы сделать шаг назад. Социальная норма, сформулированная в рекламе через озвученные мнения целевой и референтной группы, с которой сверяет свою жизнь потребитель, не позволит ему это сделать. Все таки, жить вне общества значит быть маргиналом. А это – не самая выигрышная жизненная позиция. Впрочем, для кого как. Но в любом случае, это слишком маленькие целевые группы, чтобы ими интересовались крупные игроки. Да и для них можно найти свои способы влияния, если это потребуется.

    Очень много продуктов, особенно на рынке услуг — авиа-перелеты, гостиницы определенного класса, туризм, косметология, фитнес и прочие, выбираются исходя из степени престижности. То есть исходя из соображения «соответствует ли той социальной группе, к которой я себя отношу». Эмоционирование же заведомо формирует именно такой имидж, и возможность возникновения сомнений и отказа потребителя почти исключена.

    Эмоционирование представляет из себя набор очень  просто сформулированных фраз: «Я еще  не был в этом магазине, я что-то упускаю», «Он не обладает брендом Х – он не один из нас», «Теперь у меня есть Y и я в полном порядке». Фразы могут показаться слишком примитивными для того, чтобы увлечь потребителя. Но эти заявления не обязательно должны осуществляться прямым текстом. Они могут быть поданы в более завуалированной форме. Потребитель далеко не всегда способен отдавать себе отчет в своих реальных мотивах, и далеко не всегда будет обрадован откровенными заявлениями того, в чем он не признается даже самому себе. Но пока что мы говорим не о конкретном рекламном сообщении, а о стратегии влияния. И все нюансы мнений, которые могут быть сформулированы коммуникацией бренда — должны быть прописаны. Иначе — как еще сказать потребителю, что этот бренд для него? А облечение этих фраз в красивую обертку — уже задача специалистов в области рекламного креатива.

    Потребитель может объяснять себе свою приверженность совершенно иными причинами. Мало кто  признается сам себе, что на него вообще влияет реклама и общественное мнение. На словах, каждый склонен превозносить свой рациональный выбор. Подавляющее большинство женщин, к примеру, покупают косметику не для того, чтобы привлечь мужчину или хотя бы просто нравиться другим. Нет, они покупают ее «для уверенности в себе». Потребитель не просто хочет обмануть сам себя, свои инстинкты и мотивы. Он может зайти очень глубоко в этом и нисколько не раскаяться! Мы и даем потребителю такую возможность, предоставляя ему целый ряд рациональных аргументов позиционирования. Дабы он не терзал себя догадками о причинах того, почему ему вдруг «нравится» определенный продукт или бренд. Но в реальности выбор очень часто осуществляется по другим принципам. И на этот выбор можно влиять. Особенно если учесть, что продуктов, которые покупаются по 100% рациональным причинам, просто не существует. Для того мы и создали это понятие – эмоционирование [12, 13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Иллюзия и  реальность бренда

Информация о работе Влияние бренда на человека