Автор: Ксения Яшагина, 31 Мая 2010 в 13:34, реферат
рассмотрение STEP-АНАЛИЗ, SWOT-АНАЛИЗ, GAP-АНАЛИЗ, их методики и примеры на каждый вид
Ситуационный анализ - важнейший метод маркетинговых исследований.
Одним из исключительно действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетинговой деятельностью является ситуационный анализ. Его цель — показать высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие. Хорошо проведенный ситуационный анализ позволяет руководству даже процветающего предприятия избавиться от иллюзий и трезво взглянуть на истинное положение вещей на предприятии, наметить новые, наиболее перспективные направления развития основной хозяйственной деятельности, в том числе составить перспективный бизнес-план, маркетинговый план или стратегическую маркетинговую программу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.STEP-анализ (PEST-анализ)……………………………………………………6
2.SWOT-анализ…………………………………………………………………..10
3.GAP АНАЛИЗ………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………25
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Факультет мировой экономики и финансов
Кафедра
маркетинга и рекламы
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Маркетинг»
ВИДЫ
СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА (STEP-АНАЛИЗ, SWOT-АНАЛИЗ,
GAP-АНАЛИЗ, МЕТОДИКИ, ПРИМЕРЫ)
Выполнили:
студентки
группы ФК-072
Курносова А.А.,
Яшагина К.В.
Проверила:
к.э.н.,асс. Трубина В.С.
Волгоград
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.STEP-анализ (PEST-анализ)……………………………………………
2.SWOT-анализ……………………………………………
3.GAP АНАЛИЗ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Ситуационный анализ - важнейший метод маркетинговых исследований.
Одним
из исключительно действенных
Ситуационный анализ является одним из источников разработки прогнозов предприятия, бизнес-плана и других разделов перспективных планов. В международной практике принято проводить ситуационный анализ один-два раза в год не только в целях управления маркетинговой деятельностью, но и контроля за ней.
Основным
предметом ситуационного
При функциональном подходе выделяются четыре направления деятельности предприятия: снабжение, производство, организация НИОКР и сбыт. Кроме того, должны быть изучены и сферы деятельности, обеспечивающие нормальную работу предприятия: финансы, служба информации и кадровая политика, которые оказывают влияние на принятие решений в маркетинге.
При
проведении ситуационного анализа
необходимо ответить на группы вопросов
по всем составляющим, которые подвергаются
маркетинговым исследованиям, и
оценить соответствующие
Получить достаточно полную информацию по интересующей проблеме можно, имея хорошо продуманную концепцию сбора данных. Для этого необходимо проводить ситуационный анализ по стадиям.
Определение проблемы. Прежде чем начать исследование, рекомендуется провести предварительное изучение и анализ интересующей проблемы, который должен помочь уточнить задачу, получить первые представления об изучаемой области, указать на возможный ход работы. На этой стадии процесс изучения слабо регламентирован: это может быть опрос экспертов, групповые дискуссии или изучение литературы.
Выработка концепции исследования. На этой стадии должен быть разработан детальный план дальнейших действий, центральным звеном которого является выработка и проверка на практике теоретических гипотез, выявление и обоснование их причинно-следственных связей. Выработка гипотез, которые должны отвечать требованиям категоричности, однозначности и проверяемости, необходима, во-первых, для последующей статистической проверки и, во-вторых, для ограничения возможностей манипуляции исследователя. В качестве источников гипотез могут быть творческие и логические мыслительные процессы, проведение аналогий, изучение соответствующей литературы.
Только на этой основе можно объяснять и прогнозировать развитие и принимать обоснованные решения.
В
ходе выработки концепции сбора
данных возникают следующие
– полное или выборочное исследование;
– единичное или многоразовое исследование;
– одноцелевое или многоцелевое исследование;
– форма сбора данных - наблюдение или опрос.
Кроме того, необходимо решить, что может служить источником информации — уже имеющийся материал (вторичное исследование) или новый сбор данных (первичное исследование). Для практики эти методы равнозначны. Иногда для решения проблемы бывает достаточно анализа уже собранной ранее информации, во всяком случае, с этого должен начинаться каждый исследовательский проект.
Преимущества вторичного исследования — меньшая трудоемкость, сравнительная дешевизна и более легкий доступ к информации. Макроэкономические данные можно получить только с помощью такого подхода. Этот метод получения информации имеет и недостатки: данные могут оказаться устаревшими, не гарантирована точность, не всегда ясен методологический базис сбора данных,
Выбор объекта исследования. При разработке концепции сбора данных почти всегда возникает вопрос о том, какие объекты и в каком количестве должны быть исследованы. Это означает, что необходимо решить три проблемы:
–
выделение генеральной
– определение метода выборки;
– определение объема выборки.
1.STEP-анализ (PEST-анализ)
STEP
является аббревиатурой
Иногда STEP-анализ еще называют PEST-анализом, но по сути – это одно и то же.
Основные положения STEP-анализа:
-
Стратегический анализ каждой
из четырех указанных
-
Нельзя полагаться только на
эти компоненты внешней среды,
так как реальная жизнь
- STEP-анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:
-
Когда руководитель и его
-
У людей воспитывается
-
Свободно передвигаясь от
- Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.
-
Возникает устойчивая привычка
размышлять над внешним
Проводить STEP-анализ несложно. Надо конкретизировать все социальные, технологические, экономические, политические факторы, влияющие на рынок и на развитие компании в нем.
В проведении STEP-анализа существуют некоторые этапы, которых необходимо придерживаться. А именно:
-
Разработка перечня главных
-
Оценка важности каждого
-
Оценка степени влияния
-
Определение взвешенной оценки
путем умножения веса фактора
на силу его воздействия и
подсчитывание суммарной
STEP-анализ
вполне можно рассматривать
STEP-анализ
помогает изучить «поведение»
внешней среды только в том
случае, если адекватно и объективно
оценивать воздействие на
Пример.
Группа факторов | Фактор | Текущее состояние
фактора и тенденция к |
Определение возможности или угрозы | Оценка (-30
+30) |
Коэф.
Знач. |
Взвешенная оценка |
Политические | 1. Уровень политической
стабильности
2. Характер политической борьбы |
ухудш. ухудш. |
угроза угроза |
-25 -25 |
0,5 0,5 |
-12,5 -12,5 |
Всего: | 1 | -25 | ||||
Экономичес-
кие |
1. Выполнение
государственного (областного, местного)
бюджета
2. Темп инфляции |
ухудш. ухудш. |
угроза угроза |
-20 -30 |
0,5 0,5 |
-10 -15 |
Всего: | 1 | -25 | ||||
Правовые | 1. Введение в
действие благоприятных 2. Законы, ограничивающие деятельность предпринимателей |
ухудш. ухудш. |
угроза угроза |
-20 -20 |
0,4 0,6 |
-8 -12 |
Всего: | 1 | -20 | ||||
Экологические | 1. Состояние
природных ресурсов страны
2. Уровень загрязнения окружающей среды |
ухудш. ухудш. |
угроза угроза |
-5 -15 |
0,2 0,8 |
-1 -12 |
Всего: | 1 | -13 | ||||
Научно-технические | 1. Инновации
в отрасли создания товаров
2. Инновации в мкаркетинге |
улучш. улучш. |
угроза угроза |
-5 -5 |
0,5 0,5 |
-2,5 -2,5 |
Всего: | 1 | -5 | ||||
Демографические | 1. Уровень рождаемости
2. Уровень смертности |
улучш.
ухудш. |
угроза
угроза |
-10
-20 |
0,5
0,5 |
-5
-10 |
Всего: | -15 | |||||
Социально-культурные | 1. Социальная
обеспеченность
2. Криминализация общества |
ухудш. ухудш. |
угроза угроза |
-25 -20 |
0,7 0,3 |
-17,5 -6 |
Всего: | 1 | -23,5 | ||||
ИТОГО: | -126,5 |