Виды рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 03:59, контрольная работа

Описание работы

В экономической науке принято выделять разновидности рынков по нескольким основаниям. Все эти классификации крайне важны с практической точки зрения. Они позволяют специалисту по маркетингу совершать правильный выбор, выбирать те действия, которые приемлемы для данного рынка в силу его особенностей.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа (2).doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     1. Виды рынка

     В экономической науке принято  выделять разновидности рынков по нескольким основаниям. Все эти классификации  крайне важны с практической точки  зрения. Они позволяют специалисту  по маркетингу совершать правильный выбор, выбирать те действия, которые приемлемы для данного рынка в силу его особенностей.

     1. Прежде всего, рынки делят по  содержанию – в зависимости от того, какой товар находится в обращении на рынке. Поэтому выделяют:

     а) рынок товаров;

     б) рынок услуг;

     в) рынок рабочей силы;

     г) рынок ноу-хау (новых технологий);

     д) рынок ценных бумаг;

     е) сырьевой рынок.

     Рынок товаров, в свою очередь, принято делить на рынок потребителей и рынок производителей. Эти два типа рынков имеют существенные различия, которые специалист должен знать и учитывать в своей деятельности. Они различаются:

     - по объемам закупок (рядовые потребители покупают небольшое количество товара, способное удовлетворить их потребности, тогда как производители стремятся продать или приобрести сразу большое количество товара);

     - по мотивам покупок (рядовые потребители покупают товары обычно не в экономических целях, тогда как для производителя продажи и покупки связаны в первую очередь с извлечением прибыли);

     - по числу покупателей, поскольку производителей в подавляющем большинстве случаев гораздо меньше, чем потребителей.

     Особенность сырьевого рынка состоит в том, что на нем в наибольшей степени проявляются механизмы свободного регулирования цен. Это вызвано тем, что у некоторых видов сырья отсутствуют марки, а, следовательно, цены на товар в большей степени зависят от соотношения между спросом и предложением. Кроме того, специфика работы в сырьевых рынках обусловлена наличием так называемых фьючерсных цен, изменяющихся цен на отсутствующие товары. Как правило, это касается товаров, которые появляются только в определенное время года (например, пшеницы). В этом случае цена определяется не в зависимости от спроса и предложения, а в соответствии с ожиданиями о будущем повышении или понижении цен, которые имеются у продавца и покупателя.

     2. Рынки принято делить по степени развития конкуренции на четыре разновидности:

     а) рынки с совершенной конкуренцией;

     б) рынки с несовершенной (монополистической) конкуренцией;

     в) олигополии;

     г) монополии.

     В основе этого деления лежит несколько групп признаков:

     - количество участников рынка;

     - наличие и особенности контроля над ценами;

     - наличие товарной дифференциации – различий между продуктами;

     - легкость вхождения в рынок или выхода из него.

     3. В зависимости от того, как  соотносятся спрос и  предложение, рынки делят на две разновидности:

     а) для рынка потребителя характерно то, что предложение превышает  спрос. В силу этого на таком рынке  покупатель представляет собой силу: он имеет возможность выбирать из разных товаров тот, который в  наибольшей степени соответствует его потребностям, и тем самым отказывается от других товаров. На таком рынке производитель заинтересован в том, чтобы потребитель покупал именно его товар.

     б) на рынке производителя наблюдается  обратное соотношение: спрос превышает  предложение. По этой причине потребитель будет покупать товары независимо от того, устраивают ли его в полной мере цена, качество и другие свойства этого товара. Для производителя это более выгодно, он не должен стремиться к тому, чтобы его товар был конкурентоспособным, обладал какими-то преимуществами по отношению к другим таким же товарам. Потребители все равно будут покупать товар.

     4. По масштабам деятельности рынки  подразделяются на:

     а) региональные;

     б) внутренние (национальные);

     в) внешние (международные).

     Международные рынки, в свою очередь, на основании  политико-экономических признаков  нередко делят на рынок развитых стран и рынки развивающихся  стран.

     5. В зависимости от того, кто  является потребителем, рынки делят  на:

     а) потребительские рынки;

     б) рынки предприятий.

     Для потребительского рынка характерно то, что на нем действуют отдельные лица или домашние хозяйства, которые закупают товары для личного использования. При этом важно, что товары приобретаются не для коммерческого использования. Такие рынки характеризуются высокой гибкостью спроса и большим количеством партнеров.

     Рынок предприятий – это рынок, на котором приобретаются товары для коммерческого использования. Для таких рынков характерна меньшая гибкость спроса, высокая компетентность покупателей при выборе товаров, относительно небольшое количество участников.

     На  основании того, какие товары приобретаются  на рынке предприятий и зачем  это делается, выделяют:

     а) рынок товаров промышленного  назначения, к которым относят  сырье, материалы, комплектующие, оборудование – все, что используется в производстве других товаров;

     б) рынок промежуточных продавцов, которые покупают товары для перепродажи  с целью извлечения прибыли; 

     в) рынок правительственных учреждений, как уровня страны, так и местного уровня, которые приобретают товары для того, чтобы осуществлять свои властные функции.  

     5. Различают также открытые и  закрытые рынки. 

     а) Открытые рынки – это рынки в обычном смысле слова, на которых действует неограниченное число покупателей и продавцов, не связанных друг с другом никакими некоммерческими отношениями.

     В силу того что на таких рынках имеется  большое количество конкурирующих  организаций, для них нехарактерны длительные договоры. У участников рынков этого типа имеется множество  возможностей найти более выгодных и удобных партнеров.

     б) Закрытые рынки – это рынки, участники которых связаны некоммерческими отношениями.

     К последним можно отнести отношения, которые регулируются разного рода соглашениями о специализации и  кооперировании, договорами (валютно-кредитными, политическими, военными), а также отношения юридической зависимости. Закрытые рынки обычно складываются между государственными учреждениями и предприятиями, а также между филиалами одного предприятия или в рамках объединений предприятий.

     Нередко владельцы специально создают самостоятельные организации, одни из которых занимаются производством, другие – продажей товара, третьи – снабжением производства всеми необходимыми материалами и комплектующими. 
 
 
 
 
 
 

     2. Конкурентоспособность  товара

     Конкурентоспособность – многосторонняя экономическая категория, которая рассматривается на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, страновая. Между всеми этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от возможностей конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого (в сравнении с товарами-аналогами) определяют его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

     Конкурентоспособность – это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

     Более того, важной составной частью конкурентоспособности  товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

     Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень  удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот  товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. Поэтому конкурентоспособность товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой.

     Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок. Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации, оплачивать  труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д.

     Таким образом, затраты покупателя состоят  из двух частей: расходов на покупку и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажная цена занимает не более 20%, грузового автомобиля – 15%, магистрального самолета 10 - 12%, бытового холодильника – примерно 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.

     Однако этот экономический показатель при всей его важности не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

     Конкурентоспособность продукции состоит из следующих  элементов:

     1. Ценовая конкурентоспособность  продукции:

     а) соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов (с ценами аналогичной продукции и с ценами товаров-субститов);

     б) действенность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов;

     в) привлекательность для потребителей системы скидок (наличие и эффективность системы скидок в зависимости от размера партии; от условий оплаты сделок; от потенциальных возможностей, связанных со сделкой).

     2. Качество продукции:

     а) технико-функциональные характеристики продукции (надежность, функциональность, удобство эксплуатации);

Информация о работе Виды рынка