Управление трудовой карьерой менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений эффективность в сфере управления предприятиями связана с немалыми трудностями, однако успехи любого предприятия во многом зависят от эффективности менеджмента, а особенно от его важнейшей составляющей - управления человеческими ресурсами.

Актуальность выбранной темы состоит в необходимости совершенствования процесса управления карьерой менеджеров в организации, что обусловлено ситуацией в отрасли, современным состоянием кадрового вопроса, проблемой рационального использования кадрового потенциала, а значит - новыми требованиями, которые организации выдвигают к своим сотрудникам и которым необходимо соответствовать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДОЛЖНОСТНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА………………………...5
Стартовые условия карьеры………………………...…………………5
Карьерные мотивы и ценностные ориентации менеджеров...............................................................................................8
Личностные характеристики менеджера и карьера………………....12

ГЛАВА 2. ВЛИЧНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ГРУПП НА КАРЬЕРУ МЕНЕДЖЕРА………………………………………….………........16

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ КАРЬЕРОЙ МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ HASBRO INC.(США)………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………32

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

     Молодые менеджеры, ориентированные на должностной  рост, достаточно четко представляют свой будущий управленческий путь, разрабатывают оптимальный вариант должностного роста, адекватно оценивают ответственность и напряженность деятельности на вышестоящих должностях. На формирование мотивов должностного роста у молодых менеджеров существенное влияние оказывают следующие условия:

     - наличие системы карьерного продвижения  в организации;

     - осведомленность о проблемах  управления;

     - распространенность в организации  долговременного планирования управленческого  пути;

     - информирование об имеющихся  перспективах продвижения в компании.

     Менеджеры более настойчиво овладевают знаниями, умениями и навыками, необходимыми в управленческой деятельности, если в организации учитывается индивидуальный вклад работника, а инициатива и напряженная работа получают адекватно высокую оценку. Непременными условиями формирования мотива должностного роста является регулярная объективная оценка результатов деятельности, ее отдельных элементов, а также личностных характеристик менеджера.

     Значительные  изменения в мотивационной сфере  менеджеров происходят под влиянием стабилизации должностного уровня, которая предполагает осознание руководителем того, что дальнейший служебный рост в данной организации не реален, а в других - маловероятен. Эффективность управленческой деятельности у менеджеров, достигших предела должностного роста, сохраняется только при изменении ведущей мотивации на неспецифическую для управленческой деятельности. Таким образом, поиск новых форм мотивирования должен быть ориентирован на дальнейшую профессионализацию и привлечение менеджеров к подготовке и переподготовке управленческих кадров.

     Способы удовлетворения потребности в развитии личности конкретизируются, например в потребности в обучении, саморазвитии, самосовершенствовании и новизне. Если для многих потребностей состояние  разрядки и успокоения, определяющее чувство удовлетворения, является завершающим, то потребность в развитии не получает своего полного удовлетворения. По мере развития личности растет ее активность, направленная на управление собственным развитием, на осмысление собственной жизни как целостного, целенаправленного процесса. В результате менеджеры стремятся планировать свой управленческий путь, предвидеть будущее, готовиться к будущему в настоящем.

     В результате экспериментальных исследований выявлены следующие закономерности изменения потребностей в развитии в зависимости от уровней иерархии системы управления, которые занимают менеджеры:

     Для менеджеров первого уровня характерно желание изменить отношение к  людям.

     Руководители  среднего звена испытывают потребность  в получении дополнительных знаний, умений и навыков, данное утверждение крайне важно для корпоративных программ обучения, которые должны быть ориентированы в первую очередь на менеджеров среднего звена.

     С повышением уровня иерархии:

     возрастает  потребность в изменении собственной эмоциональной сферы и поведения;

     снижается потребность в изменении отношения  к людям, волевой и когнитивной  сферы.

     Потребность в личностном развитии в зависимости  от типа темперамента возникает тогда, когда существуют объективные личностные проблемы, связанные с включением человека в управленческую деятельность.

     Обобщая сказанное, отметим, что потребность  личностного развития формируется  у руководителей под влиянием требований системного окружения при  условии переживания их невыполнения. Однако связь требований и потребностей неоднозначна, она опосредована индивидуальными особенностями менеджеров, вероятностью и средствами удовлетворения потребностей. Потребности саморазвития определяются управленческой деятельностью и зависят от уровня иерархии системы управления, выполнения штабных или линейных функций. В потребностях развития отражается не только переживание расхождения реальной деятельности с требованиями, но и вероятность их удовлетворения, психологическая компетентность руководителей. Психологической основой ценностных ориентаций личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, целей, убеждений. Ценностные ориентации обеспечивают избирательность восприятия менеджеров, "главную линию" их поведения. Изменение ценностных ориентаций менеджеров связано с процессами, происходящими в обществе. В процессе становления менеджеров происходит поляризация нормативных и сверхнормативных ценностей - средств с возрастом они предпочитают либо трудолюбие, самоконтроль, рационализм, ответственность, самостоятельность, либо высокие запросы, широту взглядов, образованность, чуткость, честность. В деятельности по мере прохождения управленческого пути у менеджеров возникает нужда в развитии собственной личности. Возраст, индивидуальные особенности, параметры управленческой деятельности, системное окружение определяют объем, направленность и разнообразие потребностей развития. /4/

     Многообразные мотивы обучения, саморазвития, должностного роста возникают на основе потребности  развития личности менеджера при условии активирующее - регулирующего влияния ценностных ориентаций.

     1.3 Личностные характеристики менеджера и карьера

 

     По  мнению некоторых ученых, успешная управленческая деятельность обусловлена  специальными навыками, такими как  аналитические, ораторские, активного слушания, аргументирования, а также памятью на детали и эмпатией.

     Д. Хант и Р. Осборн выделили наиболее значимые для карьерного продвижения  характеристики, такие как:

     Концептуальные  навыки - способность анализировать  и решать комплексные проблемы. Управленческие навыки - способность решать специальные задачи.

     Навыки  планирования и организации - способность  выбрать курс действий и сконцентрировать ресурсы при достижении цели.

     Навыки  принятия решений - способность использовать информацию и логику для поиска альтернативных решений.

     Поведенческая гибкость - способность изменять личное поведение в соответствии с целями или реагировать на изменение  ситуации.

     Коммуникативные навыки - способность эффективно взаимодействовать  с людьми.

     Административные навыки - способность стимулировать и руководить (направлять) людьми или группами для достижения цели или выполнения задания. Объективность - способность объективно оценивать усилия персонала и его слабости.

     Личное  влияние - способность производить  хорошее впечатление.

     Речевые навыки и навыки письменных коммуникаций - способность ясно и убедительно  выражать свои мысли в устной и  письменной форме.

     Навыки  снятия стресса - способность сохранять  высокую работоспособность при  наличии стресса. /5/

     Г. Уикл выделил черты и навыки, чаще всего связываемые с успешным лидерством:

     адаптивность  к различным ситуациям;

     готовность  действовать в социальной среде;

     ориентация  на достижения;

     адекватное  поведение;

     решительность;

     надежность;

     доминантность (понимаемая как: сильное желание влиять на других);

     высокая активность;

     настойчивость;

     уверенность в себе;

     устойчивость  к стрессу;

     стремление  брать на себя ответственность.

     К основным навыкам Г. Уикл относит  концептуальные, интеллектуальные, творческие, дипломатические (такт), административные, коммуникативные и умение убеждать.

     Исследователи к чертам, способствующим успешной управленческой карьере, часто относят: уверенность менеджера в себе, энергичность, инициативность, эмоциональную  стабильность, устойчивость к стрессу, интернальный локус контроля.

     Менеджеры представляют свое развитие в управленческой деятельности как овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие интегральных управленческих способностей. Субъективная картина развития отдельных  компонентов личности в значительной степени отличается от реальной картины. На протяжении длительного промежутка времени вне зависимости от изменения или неизменности должности менеджеров устойчивым является их отношение к людям.

     Наибольшие  изменения на протяжении управленческого пути претерпевает самооценка, уверенность в себе менеджеров. Эксперты отмечают, что под влиянием управленческой деятельности в значительной степени изменяется способность к информационной подготовке управленческих решений. Особенно это касается тех менеджеров, которые успешно делают карьеру.

     Снижение  должностного уровня связано со снижением  способностей к принятию и реализации управленческих решений и ухудшением отношения к труду (добросовестность, настойчивость, инициативность).

     Изменчивость  или устойчивость отдельных характеристик личности менеджеров под влиянием требований управленческой деятельности и системного окружения определяются индивидными свойствами, базальным уровнем системы (возраст, пол, свойства нервной системы). При определенных условиях отдельные компоненты личности приобретают самостоятельное значение. Их прогрессивное или регрессивное развитие, деформация могут определить свойства личности, ее структуру и последующее развитие менеджера.

     Многочисленные  исследования, в ходе которых сравнивали личностные качества и управленческие навыки менеджеров различных уровней, директоров известных компаний, показали, что умение общаться с людьми ("эмоциональный интеллект") вдвое важнее для руководителя, чем традиционный общий интеллект, а для топ - менеджеров этот показатель оказался еще выше.

     Эмоции  оказывают существенное влияние  не только на форму взаимоотношений  с подчиненными, коллегами, вышестоящими руководителями, но и на процесс  принятия управленческих решений. Отсутствие влияния эмоций на форму взаимодействия с людьми эксперты в большей степени связывают с высокой успешностью деятельности руководителя на занимаемой должности.

     Эмоциональная устойчивость, проявляющаяся в процессе принятия решений, тесно связана  с перспективностью данного менеджера, то есть с потенциалом его развития.

     Высокий уровень эмоциональной неустойчивости в принятии решений, то - есть существенное влияние эмоций на интеллектуальную деятельность, не позволяет менеджерам подниматься выше определенной ступени  должностной иерархии.

     Успешность  управленческой деятельности зависит  от адекватности самооценки, сочетания  устойчивости самооценки с ее необходимой  динамикой. Д. Холл (Hall D., 1987год) рассматривает стремление к повышению самооценки как базис развития личности менеджера./6/

 

      ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И  РАБОЧИХ ГРУПП  НА КАРЬЕРУ МЕНЕДЖЕРА

 

     Системное окружение менеджера, оказывающее  существенное влияние на его управленческое развитие и карьеру, складывается из формальных и неформальных групп, к  которым относятся рабочие, управленческие, дружеские группы и семья. Непосредственное социальное окружение в значительной степени определяет формирование личностных характеристик менеджеров, стиль управления, скорость его продвижения, тип управленческой карьеры.

     Рассмотрение  индивидуальных карьер без учета групп, в которые включены менеджеры на протяжении управленческого пути, не дает полной картины их развития. Опрос 2001 года показал, что 68% Российских менеджеров считают главным в управлении "создание и развитие работоспособного коллектива"

     Как в нашей стране, так и за Рубежом  широко известны примеры совместных карьер, то есть продвижение групп  менеджеров. Совместные усилия, распределение  ролей в группе с учетом индивидуальных особенностей ускоряют продвижение  по уровням иерархии группы единомышленников. Управленческая группа может способствовать не только совместному продвижению, но и оказывает влияние на формирование личности менеджеров. Под управленческой группой понимается малая группа менеджеров (до 30 человек) одной организации, непосредственно лично взаимодействующих входе решения производственных задач для достижения общей цели. Постоянное личное взаимодействие членов группы, принятие совместных решений и контроль их исполнения обеспечиваются регулярными деловыми совещаниями и другими эмпирическими единицами управленческой деятельности. Вхождение одного и того же менеджера в две управленческие группы и более оказывает определенное воздействие на его формирование.

Информация о работе Управление трудовой карьерой менеджера