Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа
В современном мире культура все активнее завоевывает доминирующее положение в человеческой деятельности во всех сферах жизни общества, обретая самодостаточное значение. Она является необходимой предпосылкой социальных связей, коммуникативно-информационного общения, гармонизации интересов основных сил общества, организаций и их общественности. Когда главной потребностью становится достижение сотрудничества и социального равновесия, корпоративного консенсуса, то именно культура выступает их фактором. При этом в зависимости от преимущественных функций выделяют различные ее формы, типы и виды, в частности, деловую, управленческую, административную, организационную, корпоративную и другие.
Введение…………………………………………………………………………….4
1 Корпоративная культура: определения и типология…….…………………..6
2 Эффективность управления корпоративной культурой в РА «PromoBest»..18
3 Корпоративная культура как основной метод совершенствования управления персоналом в РА………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………….….29
Список использованных источников…………………………………………....30
Приложение А………………………………………………
«Оборонная культура» («крепость»)
редко формируется как
Очень интересной представляется
схема четырех типов
Данная типология представляет практическую ценность, так как охватывает ключевые характеристики культур, в том числе в области управления персоналом, позволяет получить их качественные и количественные оценки и осуществлять диагностику изменений культуры предприятий.
Основу типологии составляет
рамочная конструкция конкурирующих
ценностей. Разработка рамочной конструкции
конкурирующих ценностей
Некоторые фирмы считаются эффективными, если они склонны к переменам, отличаются адаптивностью и движением вперед (например, Microsoft, Nike и др.); другие организации рассматриваются как эффективные, если они стабильны, предсказуемы и механически целостны (правительственные органы, научные институты, университеты, военные конгломераты и т.п.).
Второе измерение определяет
критерии эффективности, расположенные
между внутренней ориентацией, интеграцией
и единством и внешней
Оба измерения образуют четыре квадранта, каждый из которых соответствует своим представлениям об эффективности, ценностях, стилях руководства и образует свою культуру. Таким образом, выделяются четыре вида корпоративной культуры: иерархическая (бюрократическая), рыночная, клановая и адхократическая.
1. Клановая культура. Очень
дружественное место работы, где
у людей масса общего. Организации
похожи на большие семьи.
Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
В клановой культуре выделяют два типа лидеров:
пособник - ориентирован на людей и процессы. Личность, улаживающая конфликты и занятая поиском консенсуса. В основании его влияния лежит вовлечение людей в принятие решений и разрешение проблем. Активно поощряются участие в бизнесе и открытость.
наставник - заботливый и проявляющий участие. Личность, осознающая других и проявляющая заботу о нуждах отдельных лиц. В основании его или ее влияния лежат взаимное уважение и доверие. Активно поощряются следование моральным принципам и преданность делу.
2. Адхократическая культура. Слово «адхократия» происходит от латинского выражения ad hoc (по случаю) и определяет некую временную, специализированную, динамичную организационную единицу. Динамичное предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство-предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу.
В адхократической культуре лидер - это новатор - талантлив и созидателен. Личность, способная предвидеть изменения. В основании его или ее влияния лежит предвидение лучшего будущего и питание надеждами других. Активно поощряются новаторство и приспособляемость. Или же провидец - ориентирован помыслами в будущее. Личность, озабоченная тем, куда идет организация, делающая акцент на возможностях и оценивающая вероятности. Признак этого стиля лидерства - стратегическое направление и непрерывное улучшение текущей деятельности.
3. Иерархическая культура.
Очень формализованное и
Роли лидера в иерархической культуре:
Инструктор - технический, хорошо информированный эксперт. Личность, отслеживающая детали и знающая дело. В основании его или ее влияния лежит управление информацией. Активно поощряются документирование и информационный менеджмент.
Координатор - заслуживает доверия и надежен. Личность, поддерживающая структуру и рабочий поток. В основании его или ее влияния лежат инжиниринг по ситуации, управление календарными графиками, распределение назначений, размещение ресурсов и т.д. Активно поощряются стабильность и контроль.
Диапазон корпораций, представляющих
собой характерные примеры
4. Рыночная культура. Организация,
ориентированная на результаты,
главной заботой которой
В рыночной культуре лидер это - Боец - агрессивный и решительный. Личность, активно преследующая решение задач и достижение целей, получающая заряд энергии в конкурентных ситуациях. Достижение победы - доминантная цель, фокус внимания - на внешних конкурентах и позиции на рынке. Возможен и тип Постановщика. Ориентирован на решение задач и принятие решений. Личность, добивающаяся результатов упорным трудом. В основании его влияния лежит настойчивая и разумная аргументация в пользу доведения дела до конца. Активно поощряется продуктивность.
Ещё одна распространенная
классификация корпоративных
Они пришли к выводу, что
корпоративную культуру определяют
два основных признака: степень риска,
свойственная деятельности организации,
и скорость обратной связи или
оценки принятых решений. На основе этих
признаков они выделили четыре типа
корпоративных культур в
Tough guy culture (культура «жестких парней»).
Объединяет индивидов, которые стремятся к сверхрисковым действиям и ожидают быстрой оценки своей работы. Обычно такие компании, стремительно добиваясь успеха, столь же быстро терпят поражение и прогорают. Этот тип корпоративной культуры поддерживает тех, кто не боится рисковать и настойчиво стремится к достижению успеха. Потребность в быстрой оценке действий и немедленной обратной связи не позволяет заняться долгосрочным планированием и стратегической политикой. Здесь любят быстрые сделки и быстрое получение денег. Подобная культура характерна для компаний, занимающихся строительством, производством косметической продукции, рекламной деятельностью и индустрией развлечений.
Work hard, play hard (кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает).
Эта культура действия и удовольствия характеризуется низкой степенью риска в сочетании с быстрой обратной связью. Ключом к успеху здесь является активная деятельность. Успех измеряется объемом сбыта, а не риском. Эта культура больше всего подходит компаниям, занимающимся продажей больших партий товаров массового производства. Среди фирм «кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает», IBM и McDonald`s разработали отличающиеся культуры, но каждая приносит определённое конкурентоспособное преимущество. Procter&Gamble превзошла конкурентов на основании уникального сплава культуры «жестких парней» и культуры «кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает».
Bet-your-company (поставь на карту свою компанию).
Данная культура характеризуется высокой степенью риска при принятии решений и долгим ожиданием результата. Её отличает ярко выраженная ориентация на будущее и то, что в условиях высокой степени риска делаются крупные капиталовложения, а вопрос о правильности подобного рода решений остается длительное время открытым. Она распространена, например, в нефтяных или авиакомпаниях, компаниях добывающей промышленности, инвестиционных банках. Эти сотрудники работают основательно, осмотрительно, осторожно, терпеливо и настойчиво, поскольку они вынуждены преодолевать длительный период неопределенности в условиях минимальной обратной связи или ее полного отсутствия.
Process culture (культура-процесс).
Связана с малым риском и замедленной обратной связью. Служащие концентрируются на процессе выполнения работы, на техническом совершенстве. То есть, на первом плане стоит форма, а результат - скорее на втором. Внимание уделяется памятным запискам, регистрации и подшивке документов, записям и техническим усовершенствованиям. Сотрудники - это аккуратные и основательные люди, в то же время осторожные, придирчивые, педантичные, покорные и умеющие приспосабливаться. Общение в сферах административной культуры характеризуется обстоятельностью и иерархией. Четко видны символы статуса. Она свойственна бюрократическим правительственным организациям, хорошо налаженным и защищенным отраслям, частично банкам и системе страхования, фармацевтическим фирмам, предприятиям коммунального обслуживания. Титулы и звания, а также связанные с ними льготы занимают одно ил важнейших мест среди их корпоративных ценностей.
Разнообразие типологий
обусловлено тем, что корпоративная
культура компании определяется не одним
или двумя факторами, а достаточно
большой совокупностью
Каждая типология
Но всего этого недостаточно, чтобы изменить менеджмент или позволить ему развиваться и дальше. Гораздо большее внимание надо уделять персоналу компании. Это неотъемлемая часть корпоративной культуры.