Управление качеством и конкурентоспособностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
определить основные принципы и методы оценки конкурентоспособности товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1 Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке…………………………………………………….6
1.1 Общая характеристика видов конкуренции…………………….6
1.2 Понятие и сущность конкурентоспособности………………….10
1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……………………………………………12
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…….25
2.1 Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………25
2.2 Методы оценки конкурентоспособности товаров…………….33
2.2.1 Определение конкурентоспособности продукции методом расчета единичных и групповых показателей …………34
2.2.2. Определение конкурентоспособности с использованием функции желательности……………………37
2.2.3 Определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной оптимизации………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………49

Работа содержит 1 файл

Оценка конкурентоспособности продукции.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Этап 2. На основе полученных значений для каждого объекта рассчитывается агрегирующая функция:

, (17)

где * — некоторая бинарная операция.

Этап 3. После осуществления этапа 2 каждому j-му объекту будет соответствовать единственный числовой параметр  . Для определения оптимальной точки из числа всех пробных точек необходимо выбрать пробную точку с номером j 0, для которой

. (18)

Выбор вида функций принадлежности зависит от ряда субъективных факторов, которые обязательно присутствуют, так как выбор осуществляет ЛПР.

Выбор наиболее конкурентоспособного образца продукции — частный  случай многокритериальной задачи ранжирования. Необходимо внести следующие изменения:

1) ввести ограничения для значений  функции принадлежности: [0; 1]; значение  функции принадлежности будет  характеризовать степень удовлетворения  потребности в i-й характеристике j-м образцом продукции. Причем если = 0, то значение i-й характеристики неудовлетворительно, а если = 1, то потребность в i-й характеристике удовлетворена полностью;

2) если нет возможности определить  параметры функции принадлежности, то рекомендуется следующая процедура.  Выберем объект  обладающий наилучшим значением признака . Значение функции желательности для него составит . Значение функции принадлежности для остальных объектов рассчитывается по формулам (19) и (20):

, (19)

если улучшению признака соответствует  увеличение его значения;

, (20)

если улучшению признака соответствует  уменьшение его значения;

3) для учета различного влияния  разных показателей на агрегирующую  функцию преобразовать формулу  (14) в следующую:

, (21)

где М1...M j — значение степени. Чем меньше значимость показателя, тем больше М (значение функции принадлежности лежит в интервале [0; 1], поэтому при возведении в бо2льшую степень получается меньший результат). Рекомендуем наиболее значимому фактору присваивать М = 1;

4) характеристики, так же как и в способе I оценки конкурентоспособности, разбить на потребительские и экономические. Для каждой из групп найти агрегирующую функцию   , которые предлагается рассчитывать как среднее геометрическое значений функции принадлежности по отдельным признакам, то есть:

; (22)

где Sэк и Sп — количество экономических и потребительских показателей, соответственно.

Показатель конкурентоспособности  будет равен их произведению:

. (24)

Почему в качестве бинарной операции выбрана функция среднего геометрического, а не, к примеру, среднего арифметического?

Используя формулу среднего геометрического  для расчета агрегирующих функций  желательности, получаем, что при  неудовлетворительном значении какого-либо признака ( = 0) объект является абсолютно неконкурентоспособным (Mj = 0, следовательно, и К = 0), что соответствует действительности. Используя, например, формулу средней арифметической, в том же случае будет наблюдаться лишь незначительное снижение показателя конкурентоспособности К [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

Конкурентоспособность — более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Факторы, определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг:

  • Качество товаров и услуг;
  • Цена товаров и услуг;
  • Уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • Технологический уровень производства;
  • Доступность источников финансирования.

Различают качества товара:

  • физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма,
  • цвет, запах;
  • эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
  • символические: статус, престиж, класс;
  • дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:

  • противоположности целей и средств субъектов рынка;
  • учета особенностей различных сегментов рынка;
  • квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований;
  • преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

Существует несколько методик  оценки конкурентоспособности:

  • определение конкурентоспособности продукции  методом расчета единичных и групповых показателей;
  • определение конкурентоспособности с использованием функции желательности;
  • определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной оптимизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.:  Бизнес-книга, 1995. – 473 с.
  2. Эрнашвили Н.Д. Основы маркетинга. – Санкт-Петербург: АО «Каруна», АОЗТ Литера ПЛЮС, 1994. – 700 с.
  3. http://www.referatik.ru/
  4. Лобанов М.М., Осипов Ю.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2001 - www.dis.ru/market/arhiv/2001/6.html
  5. Гольдштейн Г.Я, Катаева А.В. Маркетинг: Учебное пособие для магистрантов. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. — 107 с.
  6. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 304 с.
  7. Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. — 1997. — № 1. — С. 20—31.
  8. Лобанов М.М., Быков С.Н., Осипов Ю.М. Пороговая модель оценки конкурентоспособности продукции // Международная научно-практическая конференция «Организационные и экономические проблемы становления конкурентоспособного производства»: Сборник трудов в 4 т. — Воронеж: Изд-во ВГТУ. — Т. 4. — С. 61—62.
  9. Лобанов М.М. Обобщенная эконометрическая модель оценки конкурентоспособности продукции // Труды научно-практической конференции филиала ТПУ и Юргинского НТЦ Кузбасского отделения РИА: Сборник трудов. — Юрга: Изд.ТПУ, 2001. — С. 56—58.
  10. Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом №1 / 2000 - http://www.dis.ru/market/



Информация о работе Управление качеством и конкурентоспособностью