Требования, предъявляемые к современным менеджерам

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является раскрыть понятие «менеджер».В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
-раскрыть сущность понятия «менеджер»;
-рассмотреть виды менеджмента;
-определить роли и функции менеджеров;
- выявить требования, предъявляемые к современным менеджерам;
-рассмотреть виды менеджеров;

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность понятия «менеджер».
1.1. Виды менеджмента…………………………………………………3
1.2. Роли и функции менеджер………………………………………...5
2. Требования, предъявляемые к современным менеджерам.
2.1. Виды менеджеров ………………………………………………...10
2.2.Стили руководства ………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

курсоваяOffice Word (2).docx

— 59.23 Кб (Скачать)

-определение конкретных целей развития фирмы;

-выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

выработка системы мероприятий  для решения намеченных проблем  на различные временные периоды;

-определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

-установление контроля над выполнением поставленных задач.

 

 

 

2. Требования, предъявляемые  к современным менеджерам.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Это понятие прошло большую эволюцию в процессе развития экономического строя общества.

Цели и задачи менеджмента:

Хозяйственные цели формулируются  и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко  сформулированы и организация информирована  о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для  оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах  развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем  более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме  должны ставиться цели.

Различаются цели общие и  глобальные, разрабатываемые для  фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам  и направлениям деятельности производственно-хозяйственных  подразделений на основе общих целей  или ориентиров.

Цели обладают рядом характеристик:

конкретные и измеримые  цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает  четкую базу отсчета для последующих  решений и оценки хода работы. Также  будет легче определить, насколько  хорошо работает организация в направлении  осуществления целей;

ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют  долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для  обеспечения долгосрочных;

достижимые цели. Цели устанавливают  так, чтобы они не превышали возможности  организации;

взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые  для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для  всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма  среды цели могут меняться.

Установление целей анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; установление предполагает прохождение  трех обязательных фаз: 1) выявление  и общих для организации целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей.

Конечная цель менеджмента  состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая  управление производством и развитие технико-технологической базы, а  также эффективное использование  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого  работника.

Классификация целей может  осуществляться :

- по охватываемой сфере  (общая, частная цели);

- значению (главная, промежуточная,  второстепенная);

- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан  на общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные  цели:

- стремление к доходу;

- стремление к имущественному  состоянию (например, доведение фирмы  до состояния, обеспечивающего  возможность ее выгодной продажи);

- стремление к увеличению  оборота;

- стремление к снижению  расходов.

Кроме того, могут иметь  место общественные, социальные цели.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых  желательно к определенному моменту  времени в пределах периода, на которых  рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в  оговоренные сроки. С технической  точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые  рассматриваются как необходимый  вклад в достижение целей организации.

Задачи организации делятся  на три категории. Это работа с  людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и  людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Цели и ограничения  выполняют следующие задачи:

- функция инициативы (сопоставление  существующего состояния с желаемым);

- инструмент управления (руководящие требования);

- критерий принятия решения  (критерии оценки информации и  выбор альтернатив);

- инструмент координации;

- инструмент контроля;

Первый тип менеджера, который появился на предприятии, был  диктаторский тип, позднее ему на смену пришел менеджер-патерналист. Он как бы играл роль главы семьи, относился к рабочим по-отечески, что очень положительно сказывалось  на росте производительности труда. Но постепенно патерналист начал  утрачивать свои позиции.

На смену ему пришел менеджер-маклер. В годы кризиса  фирмам были нужны оборотистые люди, умеющие сбывать продукцию и  тем самым двигать производство. Такие люди становились во главе  как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Руководящим началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы  смягчить недовольство рабочих».

Далее появился новый тип  менеджер-организатор. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, разросшиеся  капиталистические предприятия  сделали невозможным единоличное  управление производством. Чтобы принимать  решения, менеджеру стало требоваться  мнение довольно большого круга лиц. В обиход вошли управленческие советы. Во-вторых, новые условия привели  к тому, что во главе становился не основатель производства или один из его наследников, а избранный  советом директор-управляющий. Держателями  акций и руководителями производства оказались разные люди. Менеджеры  расширили функции по работе с  людьми. Они стали общаться не только с работниками производства, но и  с лидерами разнообразных общественно-политических организаций. Успех менеджера стал зависеть от умелого осуществления  целого пакета различных социальных функций.

2.1 Виды менеджеров

В настоящее время менеджер выступает в системе общественного  производства как:

а) управляющий;

б) дипломат;

в) лидер;

г) воспитатель;

д) инноватор;

е) человеческое существо.

Менеджер-управляющий.

Эта функция считается  традиционной, изначально присущей менеджеру. Менеджер-управляющий, как считают, должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.

От него также требуется:

-наличие общих знаний в области управления предприятием;

-компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

-владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

-принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Менеджер-дипломат

Среди серии менеджерских умений и навыков наиболее важны  те, которые связаны с процедурами  переговоров. Сегодня менеджеры  среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла потребность  участия менеджеров в различного рода посреднических действиях. Во всем этом требуются специфические способности, которые сродни дипломатическим. Тем  более что вторая половина 80-х  годов обозначила себя бумом межгосударственных связей.

Менеджер-лидер

Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и  лидерские. Американские теоретики  менеджмента уже давно провозгласили  лозунг — «Каждый менеджер должен быть лидером!» Функции менеджера  и функции лидера далеко не идентичны. Когда у нас говорят о менеджерских функциях, то часто подразумевают лишь совокупность профессиональных действий, необходимых для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Это у нас от прошлого. Здесь как-то затеняется проявление другой, человеческой, подсистемы бизнеса - главного объекта управления. А чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно быть способным вести за собою людей - быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов — профессионально-технократических и эмоционально-личностных.

Менеджер-воспитатель.

По мере усложнения производственных процессов, возрастают требования к  персоналу. С одной стороны появляется потребность в повышенной технологической  эрудиции работников, а с другой — в совершенствовании их нравственных сторон жизнедеятельности. Усложнившаяся  техника и технология диктует  необходимость постоянного профессионального  обучения специалистов, это не вызывает сомнения. Это очевидно и мы, не задумываясь, тратим на это немалые ресурсы  и средства. А вот по поводу нравственной стороны совершенствования персонала  мы проявляем замедленную реакцию. И платим за это издержками производства. Между тем степень воспитанности, высокая нравственность работников является решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в регион.

Известно, что период 1775—1875 гг. был веком Великобритании - здесь  действовали классическая христианская этика; период 1875—1975 оказался веком  США - здесь господствовала протестантская этика; в 1975 году обозначился век  азиатского тихоокеанского региона  — здесь нашла поле своей деятельности конфуцианская этика.6 Этические системы оказываются мощнейшими факторами социально-экономического прогресса. Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое, эмоциональное воспитание работников — существенная сторона всех менеджерских функций.

Менеджер-инноватор

Производительность труда  гораздо проще повысить на базе новой  техники и технологий, чем постоянно  ремонтировать старое оборудование.В  условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной (первая волна связана с введением  сельскохозяйственной культуры, вторая — с промышленным переворотом) одной  из главнейших сторон менеджерских функций  является деятельность по инновациям. В условиях бурного процесса НТР  тот, кто проявляет медлительность в отношении инноваций, незамедлительно  отбрасывается в хвост прогресса. Потребность в инновациях объясняется  очень просто. Считается, что значительно  легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно латать заплаты на изношенном оборудовании и экономить на введении новшеств.7

Менеджер - человеческое существо

Менеджер не машина, которая  работает от внешних источников энергии. Менеджер - человек, ничто человеческое ему не чуждо. У каждого менеджера  есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению менеджерских функций.

К менеджеру любого уровня предъявляются следующие требования:

1) наличие общих знаний  в области управления организацией;

2) компетентность в вопросах  технологии производства в той  отрасли, к которой относится  фирма по виду и характеру  своей деятельности;

3) владение не только  навыками администрирования, но  и предпринимательства, умение  владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно  перераспределять ресурсы фирмы  в наиболее выгодных сферах  применения;

4) принятие обоснованных  и компетентных решений на  основе согласования с нижестоящими  руководителями и работниками  и распределение участия каждого  в их исполнении;

5) наличие практического  опыта и знаний в области  анализа экономической ситуации  на основных рынках или их  сегментах, на которых уже работает  или намеревается работать;

6) умение анализировать  деятельность и действия фирм-конкурентов;

7) умение предвидеть тенденции  развития хозяйственной конъюнктуры,  особенности спроса, мер государственного  регулирования экономики в своей  стране и в других странах,  на рынках которых фирма стремится  усилить либо удержать свои  позиции;

8) наконец, важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня  является умение управлять людьми.

 Таким образом, деятельность  менеджера должна быть направлена  на:

Информация о работе Требования, предъявляемые к современным менеджерам