Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:07, курсовая работа
Являясь действенным инструментом решения рыночных проблем, что доказано мировой практикой, маркетинг в АПК используется недостаточно. Целью данного исследования является выявление проблем агромаркетинга в России как организационного и финансового, так и психологического характера и поиск возможных путей их решения. Необходимо четко понять сущность маркетинга, его принципы, методы и формы организации. Сформулированная цель предполагает подготовку и решение следующего ряда логически взаимосвязанных задач:
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы маркетинга в агропромышленном комплексе…..….5
1.1. Экономическая сущность маркетинга в агропромышленном комплексе …………………………………………………………………….…………..…....9
1.2 . Виды маркетинга и их характеристика……………………...……….…...11
1.3. Методы организации маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе………………………………………………………………………...15
2. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе и пути его повышения.………………………………………...……20
2.1. Анализ роли маркетинговой деятельности в АО «Чистопольский хлебозавод»………………………………………………………………....……24
2.2. Обобщение зарубежного опыта в области маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе……………………………………………..…..28
2.3. Направления повышения роли маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе……………………………….…………...…...31
Заключение………………………………………………………………..……..36
Список использованной литературы……………………………………….…..38
Следует отметить, что конкуренцию Чистопольскому хлебозаводу составляют лишь производители г. Нижнекамск и Казань, а также продукция села Чув. Елтань.
Потеря потребительского рынка Чистопольскому производителю не грозит, так как хлебобулочные изделия – это товары повседневного спроса.
Товары повседневного спроса - легкодоступные товары и услуги, которые потребители приобретают часто и без долгих раздумий. Например, мыло, чистящий порошок, стирка в прачечной, стрижка. На принятие решения о покупке оказывают влияние привычки потребителей. Потребители, как правило, покупают товары одной и той же марки и не придают особого значения цене, так как цена на товары повседневного спроса обычно не высока. Производители, чтобы создать привычку, широко рекламируют эти товары с целью создания легко узнаваемого образа.
Так как Чистополь –
небольшой по масштабу город, то затраты
на рекламу у предприятия «
При заводе функционирует
магазин хлебобулочных изделий,
на развитие которого, затрачивается
намного больше усилий по рекламе
и маркетинговой деятельности. Нанимаются
специалисты в области
2.2. Обобщение зарубежного опыта в области маркетинговой деятельности в АПК
Исследования мирового опыта развития маркетинга указывают, что главными тенденциями на современном этапе являются:
1) адаптация агропромышленного
комплекса к изменяющимся
2) развитие вертикальной
интеграции и тенденций к
3) изменения в структуре
потока агропромышленной
4) функционирование
В результате обобщения мирового опыта использования маркетинга выявлено, что в развитых странах его проведение требует значительных издержек. По данным международных маркетинговых организаций, доля расходов на проведение маркетинговых исследований составляет в среднем половину розничной (продажной) цены многих товаров. Так, в мясном подкомплексе США в розничной цене 1 кг говядины, составляющей 5,5 долл., доля маркетинга- 2,3 долл. или 43,2%; свинины соответственно- 4,14 и 2,31 долл., или 55,8%.
Предприятия по переработке молока могут быть независимыми частными кооперативными или иметь совместную форму собственности в виде молочных компаний общенационального или регионального масштаба, владеющих несколькими заводами. Крупные компании производят широкий ассортимент продуктов, мелкие -- ограниченный набор товаров. Некоторые предприятия изготавливают разные виды продукции, но большинство маслодельных, сыродельных заводов и предприятий по выработке сгущенного молока являются специализированными.
В настоящее время в переработке молока большую роль играют кооперативы. В последние годы на их долю приходилось три четверти производства сливочного масла, 50 % натурального сыра и свыше 90 % сухого молока. Эти перерабатывающие производства обладают большой гибкостью в области маркетинга молока, которое поставляется членами этих же кооперативов.
В связи с закрытием, слиянием и объединением производств наблюдалось заметное сокращение числа предприятий по переработке молока. Совершенствование технологии переработки молока, снижение затрат и увеличение объемов производства усиливают тенденцию к уменьшению числа и укрупнению перерабатывающих предприятий.
Вырабатываемая продукции |
Число предприятий |
||||
1982 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Масло |
136 |
74 |
49 |
32 |
|
Сыр |
791 |
704 |
644 |
576 |
|
Мороженое, замороженные десерты |
612 |
552 |
541. |
456 |
|
Питьевое молоко |
1924 |
1190 |
916 |
746 |
|
Сухое, сгущенное,выпаренное молоко |
266 |
204 |
186 |
214 |
|
Таблица 2. Число предприятий, вырабатывающих отдельные виды продукции из молока, в 2009-2011 гг.
Каналы маркетинга продуктов переработки молока, как и других отраслей продовольственного комплекса, претерпели децентрализацию. Раньше сыр и масло отправляли на центральные рынки-терминалы, где оптовики и посредники продавали их розничным торговцам. Когда-то главными оптовыми торговцами сыром и маслом были крупные мясоперерабатывающие фирмы; мороженое вырабатывали в местах потребления и сбывали через предприятия типа «кафе-мороженое». Развитие сети типовых серийных магазинов, появление супермаркетов, а также крупных общенациональных компаний молочного профиля изменили каналы маркетинга и стимулировали прямую реализацию товаров. В настоящее время продажа через супермаркеты -- главный способ сбыта продуктов переработки молока. Производители отправляют их на склады типовых серийных магазинов и в хранилища индивидуальных розничных торговцев, откуда они поступают в реализацию. Децентрализация и прямая продажа благоприятствовали росту числа крупных торгово-промышленных компаний с полным ассортиментом молочной продукции.
Несмотря на децентрализацию,
рынки по-прежнему служат важными
пунктами выявления цен на сыр
и масло. Нередко цены на масло
устанавливаются в процессе торговых
переговоров на основе котировок
цен. Например, пунктом формирования
цен на сыр американского типа
является Национальная биржа сыра в
г. Грин-Бэй, штат Висконсин. По мере расширения
прямых продаж и уменьшения потока
товаров через центральные
В канале распределения молочных
продуктов широко применяются маркетинговые
контракты. Помимо контрактов, которые
заключают фермеры с
Информационное обеспечение
в системе маркетинга за рубежом
осуществляется на основе создание коммерческих
консалтинговых центров, целью функционирования
которых является оказание консультативных,
маркетинговых и информационных
услуг. Функционально-целевая схема
деятельности консалтингового центра
предусматривает создание единой информационной
системы и соответствующей
2.3.Направления повышения
роли маркетинговой
В сельскохозяйственных и агропромышленных
формированиях маркетинговая
Вместе с работниками службы
маркетинга и зоотехниками ее выполняют
экономисты, технологи и т.д. Одновременно
со специалистами аппарата управления
маркетинговые функции
Сельскохозяйственные
Таким образом, разработка бюджета
агромаркетинга представляет собой, в
определенной мере, прогноз прибылей
или убытков проведения конкретной
агромаркетинговой стратегии. Агромаркетинг
представляет собой сложную систему,
требующую регулирования и
Верно поставить цели маркетинга,
чтобы оптимально увязать возможности
рыночной ситуации с научно-производственным,
сбытовым и сервисным, потенциалом
предприятия. - Правильно спланировать
все мероприятия маркетинга и
эффективно организовать их для достижения
указанных целей. - Разработать наиболее
оптимальную систему
Заключение
В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, я концентрирую внимание именно на службе маркетинга, на том как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить эффективность, а следовательно, и прибыльность фирмы. Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Многие директора сельскохозяйственных предприятий недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствии прямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы. Хотя исследования дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т. д., и таким образом маркетинговые исследования повышают прибыльность предприятия. Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определения цены, стратегии сбыта и продвижения. Товарная политика маркетинга определяет оптимальные инструменты воздействия на новый товар, жизненный цикл товара, предсказывает устаревание, что способствует экономии средств и повышению эффективности. Ценовая политика помогает определить истинную цену товара, выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию смены ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю прогадать в определении цены, а также завысить ее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству.