Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:07, курсовая работа
Являясь действенным инструментом решения рыночных проблем, что доказано мировой практикой, маркетинг в АПК используется недостаточно. Целью данного исследования является выявление проблем агромаркетинга в России как организационного и финансового, так и психологического характера и поиск возможных путей их решения. Необходимо четко понять сущность маркетинга, его принципы, методы и формы организации. Сформулированная цель предполагает подготовку и решение следующего ряда логически взаимосвязанных задач:
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы маркетинга в агропромышленном комплексе…..….5
1.1. Экономическая сущность маркетинга в агропромышленном комплексе …………………………………………………………………….…………..…....9
1.2 . Виды маркетинга и их характеристика……………………...……….…...11
1.3. Методы организации маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе………………………………………………………………………...15
2. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе и пути его повышения.………………………………………...……20
2.1. Анализ роли маркетинговой деятельности в АО «Чистопольский хлебозавод»………………………………………………………………....……24
2.2. Обобщение зарубежного опыта в области маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе……………………………………………..…..28
2.3. Направления повышения роли маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе……………………………….…………...…...31
Заключение………………………………………………………………..……..36
Список использованной литературы……………………………………….…..38
Параллельно с постоянно действующими функциональными отделами в матричной организационной структуре создаются временные проектные группы для реализации конкретных проблем. Одновременное действие вертикальной функциональной структуры и горизонтальной проектной обусловило название данной формы организационного построения "матричная структура".
Следует помнить, что матричная
организационная структура
Как и маркетинг любой другой отрасли агромаркетинг имеет свою специфику. Специфика агромаркетинга выражается в его отличительных особенностях агромаркетинг отличается от промышленного, коммерческого, банковского и других видов маркетинга. Это определяется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением товара, разнообразием форм собственности, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью производства и получения продуктов, многообразием организационных форм хозяйствования и их диалектикой, внешнеэкономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей. Природные и экономические процессы в агробизнесной деятельности интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга.
Первая особенность — служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, следовательно, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обслуживание.
Вторая особенность — несовпадение рабочего периода и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать диалектику спроса потребителей, хорошо знать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., ибо от этого зависит эффективность агромаркетинга.
Кроме того, такая особенность
сельскохозяйственного
Третья особенность — производство сельскохозяйственных продуктов взаимосвязано и определяется основным средством и предметом производства — землей, ее качеством и интенсивностью использования. Существует также тесная связь использования земли с развитием отраслей животноводства. Отсюда разнообразие стратегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нуждам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.
Пятая особенность — более высокая восприимчивость, адаптивность, самоорганизация и самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга, что объясняется особенностями спроса потребителя, острой конкуренцией на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, необходимостью быстрого приспособления системы маркетинга к государственным и другим директивным решениям вследствие многообразия конкурентных организационно-правовых форм.
Шестая особенность — более низкий уровень науки и искусства маркетинговой деятельности в АПК по сравнению с другими областями, поскольку до настоящего времени не сформировалась наука об агромаркетинге и, следовательно, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. Однако в последнее время положение начало меняться в лучшую сторону. Не так давно, три-четыре года назад, сельскохозяйственные учебные заведения приступили к подготовке специалистов по агромаркетингу.
Совершенствование системы управления производством предусматривает разработку и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих: рациональные формы разделения и кооперации труда; механизацию и автоматизацию труда работников управления: совершенствование системы информации и делопроизводства; улучшение рабочих мест и условий труда; совершенствование методов управления; подготовку и повышение квалификации кадров.
Совершенствование отраслевой структуры управления следует вести по таким направлениям: установление рациональных размеров цехов, использование программно-целевого управления, создание единых общехозяйственных служб по обслуживанию основного производства, образование кооперативов и арендных коллективов, вступление в научно-производственные и производственные системы. Для того, чтобы выжить в современных экономических условиях необходимо точно знать какая продукция необходима населению, в каких количествах и по какой цене люди готовы приобретать нашу продукцию. Чтобы знать ответы на эти вопросы я предлагаю ввести в структуру управления хозяйством службу маркетинга и должность заместителя директора по маркетингу, вместо заместителя директора по производству. Я считаю, что для выживания хозяйства в современных экономических условиях работа в области маркетинга просто необходима. Проведение маркетинговых исследований в области рынков сбыта продукции позволит хозяйству более точно определять свою политику организации и развития производства и более быстро и в нужном направлении реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Под системой маркетинговых исследований агропромышленного рынка понимают проведение хозяйствующим субъектом логически последовательных работ для определения потребностей потенциальных покупателей, их вкусов и запросов, выявления каналов реализации продукции, организации рекламы, изучения и прогноза изменения конъюнктуры рынка, а так же своевременного внесения корректив в организацию, управление и непосредственно в технологический процесс производства.
Маркетинговые исследования должны проводиться маркетинговой службой по следующим направлениям:
· существует тесная взаимосвязь уровня производства продукции с природно-климатическими условиями, которые могут вызвать как ярко выраженный положительный, так и отрицательный эффект. Исходя из этого, маркетологи должны разрабатывать адекватные программы развития производства;
· в агропромышленном комплексе производится жизненно важная продукция, имеющая особое значение для государства. Правительством предусмотрены значительные льготы предпринимателям, занимающимся производством, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции. Маркетинговые исследования должны строится таким образом, чтобы с максимальной отдачей использовать предоставляемые предприятиям льготы;
· сельскохозяйственные предприятия в отличие от промышленных имеют постоянный гарантированный спрос на свою продукцию, который контролируется государством с помощью экономических стимулов и рычагов. Это притупляет действие фактора неустойчивости и позволяет маркетологам с меньшим риском разрабатывать долгосрочные программы;
· диверсификация производства, неизбежная в условиях рискованного земледелия, предполагает проведение разносторонних маркетинговых исследований по широкому спектру проблем;
·технологическая зависимость сопряжённых производств приводит к тому, что изменение ситуации в одном из ведущих звеньев технологического процесса, как правило, вызывает адекватные реакции в других технологически зависимых производствах;
· основные потребители
2.1. Анализ роли маркетинговой деятельности в ОАО «Чистопольский хлебозавод»
Организация маркетинговой деятельности в ОАО «Чистопольский хлебозавод» включает построение структуры управления маркетингом, подбор специалистов надлежащей квалификации, распределение задач, прав и ответственности между сотрудниками службы, создание условий эффективной работы и взаимодействия с другими службами предприятия. При продуктовой ориентации специалисты службы маркетинга закрепляются за видами или группами продукции. Деятельность по управлению продуктом включает:
планирование продуктовой
прогнозирование объема продаж;
мониторинг характеристик
рекламу и стимулирование продаж;
маркетинговые исследования;
выбор марки продукта, упаковки;
планирование производства и инновационной деятельности;
ценообразование;
распределение продукции.
Сегодня Чистопольский хлебозавод
- это крепкое, постоянно развивающееся
предприятие, каждая структурная единица
которого, работает как отлаженный
механизм. Бесценный опыт предшествующего
поколения работников, дружный коллектив
и организаторские способности
талантливого хозяйственника Габдалахата
Халиуллина, директора завода, сыграли
основополагающую роль в становлении
современного предприятия. Каждый день
чистопольцы и жители района получают
к своему столу вкусный и ароматный
хлеб. Коллектив основного
"100 лучших товаров России"
Сведения о видах | ||
Код по ОКВЭД |
Тип |
Наименование вида деятельности |
15.81 |
Основной вид деятельности |
Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения |
15.81 |
Основной вид деятельности |
Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения |
15.82 |
Дополнительный вид |
Производство сухих |
15.82 |
Дополнительный вид |
Производство сухих |
15.84.2 |
Дополнительный вид |
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий |
15.84.2 |
Дополнительный вид |
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий |
15.85 |
Дополнительный вид |
Производство макаронных изделий |
15.85 |
Дополнительный вид |
Производство макаронных изделий |
51.36 |
Дополнительный вид |
Оптовая торговля сахаром и сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад |
51.36 |
Дополнительный вид |
Оптовая торговля сахаром и сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад |
51.38.24 |
Дополнительный вид |
Оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями |
51.38.24 |
Дополнительный вид |
Оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями |
51.38.25 |
Дополнительный вид |
Оптовая торговля мучными кондитерскими изделиями |
51.38.25 |
Дополнительный вид |
Оптовая торговля мучными кондитерскими изделиями |
52.23.1 |
Дополнительный вид |
Розничная торговля рыбой и морепродуктами |
52.27 |
Дополнительный вид |
Прочая розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах |
52.27.31 |
Дополнительный вид |
Розничная торговля мукой и макаронными изделиями |
52.27.31 |
Дополнительный вид |
Розничная торговля мукой и макаронными изделиями |
65.23.1 |
Дополнительный вид |
Капиталовложения в ценные бумаги |