Теоретические основы маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Являясь действенным инструментом решения рыночных проблем, что доказано мировой практикой, маркетинг в АПК используется недостаточно. Целью данного исследования является выявление проблем агромаркетинга в России как организационного и финансового, так и психологического характера и поиск возможных путей их решения. Необходимо четко понять сущность маркетинга, его принципы, методы и формы организации. Сформулированная цель предполагает подготовку и решение следующего ряда логически взаимосвязанных задач:

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы маркетинга в агропромышленном комплексе…..….5
1.1. Экономическая сущность маркетинга в агропромышленном комплексе …………………………………………………………………….…………..…....9
1.2 . Виды маркетинга и их характеристика……………………...……….…...11
1.3. Методы организации маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе………………………………………………………………………...15
2. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе и пути его повышения.………………………………………...……20
2.1. Анализ роли маркетинговой деятельности в АО «Чистопольский хлебозавод»………………………………………………………………....……24
2.2. Обобщение зарубежного опыта в области маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе……………………………………………..…..28
2.3. Направления повышения роли маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе……………………………….…………...…...31
Заключение………………………………………………………………..……..36
Список использованной литературы……………………………………….…..38

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.21 Кб (Скачать)

Параллельно с постоянно  действующими функциональными отделами в матричной организационной структуре создаются временные проектные группы для реализации конкретных проблем. Одновременное действие вертикальной функциональной структуры и горизонтальной проектной обусловило название данной формы организационного построения "матричная структура".

Следует помнить, что матричная  организационная структура представляет собой наиболее сложный тип, требующий от руководства и персонала предприятия высокого уровня организационного взаимодействия. Существенными проблемами при переходе к матричной структуре являются проблемы обеспечения баланса власти и полномочий между проектной и функциональной структурами; организационные проблемы формирования проектных групп; прогнозирование и нейтрализация возможных отрицательных последствий при переходе предприятия к матричной структуре.

 

    1. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе и пути его повышения

Как и маркетинг любой  другой отрасли агромаркетинг имеет  свою специфику. Специфика агромаркетинга выражается в его отличительных особенностях агромаркетинг отличается от промышленного, коммерческого, банковского и других видов маркетинга. Это определяется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением товара, разнообразием форм собственности, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью производства и получения продуктов, многообразием организационных форм хозяйствования и их диалектикой, внешнеэкономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей.  Природные и экономические процессы в агробизнесной деятельности интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга.

Первая особенность —  служба агромаркетинга имеет дело с  товаром первой жизненной необходимости, следовательно, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обслуживание.

Вторая особенность —  несовпадение рабочего периода и  периода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать диалектику спроса потребителей, хорошо знать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., ибо от этого зависит эффективность агромаркетинга.

Кроме того, такая особенность  сельскохозяйственного производства, как сезонность, влияет на формы и методы агромаркетинга и делает их отличными от форм и методов промышленного маркетинга.

 Третья особенность — производство сельскохозяйственных продуктов взаимосвязано и определяется основным средством и предметом производства — землей, ее качеством и интенсивностью использования. Существует также тесная связь использования земли с развитием отраслей животноводства. Отсюда разнообразие стратегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нуждам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.

 Пятая особенность — более высокая восприимчивость, адаптивность, самоорганизация и самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга, что объясняется особенностями спроса потребителя, острой конкуренцией на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, необходимостью быстрого приспособления системы маркетинга к государственным и другим директивным решениям вследствие многообразия конкурентных организационно-правовых форм.

Шестая особенность —  более низкий уровень науки и  искусства маркетинговой деятельности в АПК по сравнению с другими областями, поскольку до настоящего времени не сформировалась наука об агромаркетинге и, следовательно, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. Однако в последнее время положение начало меняться в лучшую сторону. Не так давно, три-четыре года назад,  сельскохозяйственные учебные заведения приступили к подготовке специалистов по агромаркетингу.

Совершенствование системы  управления производством предусматривает  разработку и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих: рациональные формы разделения и кооперации труда; механизацию и автоматизацию труда работников управления: совершенствование системы информации и делопроизводства; улучшение рабочих мест и условий труда; совершенствование методов управления; подготовку и повышение квалификации кадров.

Совершенствование отраслевой структуры управления следует вести  по таким направлениям: установление рациональных размеров цехов, использование программно-целевого управления, создание единых общехозяйственных служб по обслуживанию основного производства, образование кооперативов и арендных коллективов, вступление в научно-производственные и производственные системы. Для того, чтобы выжить в современных экономических условиях необходимо точно знать какая продукция необходима населению, в каких количествах и по какой цене люди готовы приобретать нашу продукцию. Чтобы знать ответы на эти вопросы я предлагаю ввести в структуру управления хозяйством службу маркетинга и должность заместителя директора по маркетингу, вместо заместителя директора по производству. Я считаю, что для выживания хозяйства в современных экономических условиях работа в области маркетинга просто необходима. Проведение маркетинговых исследований в области рынков сбыта продукции позволит хозяйству более точно определять свою политику организации и развития производства и более быстро и в нужном направлении реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Под системой маркетинговых исследований агропромышленного рынка понимают проведение хозяйствующим субъектом логически последовательных работ для определения потребностей потенциальных покупателей, их вкусов и запросов, выявления каналов реализации продукции, организации рекламы, изучения и прогноза изменения конъюнктуры рынка, а так же своевременного внесения корректив в организацию, управление и непосредственно в технологический процесс производства.

Маркетинговые исследования должны проводиться маркетинговой службой по следующим направлениям:

· существует тесная взаимосвязь  уровня производства продукции с природно-климатическими условиями, которые могут вызвать как ярко выраженный положительный, так и отрицательный эффект. Исходя из этого, маркетологи должны разрабатывать адекватные программы развития производства;

· в агропромышленном комплексе  производится жизненно важная продукция, имеющая особое значение для государства. Правительством предусмотрены значительные льготы предпринимателям, занимающимся производством, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции. Маркетинговые исследования должны строится таким образом, чтобы с максимальной отдачей использовать предоставляемые предприятиям льготы;

· сельскохозяйственные предприятия  в отличие от промышленных имеют постоянный гарантированный спрос на свою продукцию, который контролируется государством с помощью экономических стимулов и рычагов. Это притупляет действие фактора неустойчивости и позволяет маркетологам с меньшим риском разрабатывать долгосрочные программы;

· диверсификация производства, неизбежная в условиях рискованного земледелия, предполагает проведение разносторонних маркетинговых исследований по широкому спектру проблем;

·технологическая зависимость  сопряжённых производств приводит к тому, что изменение ситуации в одном из ведущих звеньев технологического процесса, как правило, вызывает адекватные реакции в других технологически зависимых производствах;

· основные потребители сельскохозяйственной продукции сосредоточены в городах, географическая удалённость производителей от рынков сбыта означает необходимость реализации сельскохозяйственной продукции через посредников, то есть, потерю некоторой доли дохода, так как товаропроизводители вынуждены делиться с посредниками частью прибыли. Задача маркетинговых исследований заключается в том, чтобы найти оптимальное решение, позволяющее получить максимальную прибыль. Общественное мнение может стать эффективным рычагом управления, опробовав этот рычаг, российские учёные маркетологи получили интересные результаты.

2.1. Анализ роли маркетинговой деятельности в  ОАО «Чистопольский хлебозавод»

Организация маркетинговой деятельности в ОАО «Чистопольский хлебозавод» включает построение структуры управления маркетингом, подбор специалистов надлежащей квалификации, распределение задач, прав и ответственности между сотрудниками службы, создание условий эффективной работы и взаимодействия с другими службами предприятия. При продуктовой ориентации специалисты службы маркетинга закрепляются за видами или группами продукции. Деятельность по управлению продуктом включает:

планирование продуктовой стратегии;

прогнозирование объема продаж;

мониторинг характеристик продукции;

рекламу и стимулирование продаж;

маркетинговые исследования;

выбор марки продукта, упаковки;

планирование производства и инновационной  деятельности;

ценообразование;

распределение продукции.

Сегодня Чистопольский хлебозавод - это крепкое, постоянно развивающееся  предприятие, каждая структурная единица  которого, работает как отлаженный механизм. Бесценный опыт предшествующего  поколения работников, дружный коллектив  и организаторские способности  талантливого хозяйственника Габдалахата  Халиуллина, директора завода, сыграли  основополагающую роль в становлении  современного предприятия. Каждый день чистопольцы и жители района получают к своему столу вкусный и ароматный  хлеб. Коллектив основного производства и вспомогательные службы завода делают для этого все возможное. Сегодня у завода есть все для качественной работы: производственные площади, высокотехнологичное оборудование, качественное сырье. Но самое главное - стабильный коллектив, состоящий в основном из опытных мастеров своего дела, специалистов высокого класса с 15-20-летним стажем. Ассортимент продукции очень разнообразен. Хлебобулочный цех выпускает более 30 наименований изделий. Кондитерский цех выпускает более 100 наименований изделии: торты, вафельная продукция, рулеты, пряники, сухари, печенье, чак-чак, пирожное, кексы, зефир, мармелад, шербет, слойки и пр. Предприятие выпускает макаронные изделия из муки твердых и мягких сортов пшеницы. В ассортименте макаронного цеха 60 наименований продукции: 15 наименований макаронных изделий из твердых сортов пшеницы класса "премиум" "МАRСО АRОNI", 15 наименований макаронных изделий класса элит "Макаронка, 15 наименований макаронных изделий, расфасованных в бумажные мешки, 15 наименований макаронных изделий из твердых сортов пшеницы, расфасованных бумажные мешки. Чистопольский хлебозавод постоянно участвует в различных профессиональных выставках и конкурсах. Продукция удостаивается самых высоких наград!

"100 лучших товаров России"

  • Диплом 1 -ой степени за макаронные изделия. Рожки. Москва 2003 г.
  • Диплом республиканского конкурса программы за торт "Венский вальс"
  • "Товары промышленности Татарстана 2001". Диплом 1 -степени в номинации "Макаронные изделия"

 

 

Сведения о видах экономической  деятельности ОАО "Чистопольский  хлебозавод" по данным ЕГРЮЛ

Код по ОКВЭД

Тип

Наименование вида деятельности

15.81

Основной вид деятельности

Производство хлеба и  мучных кондитерских изделий недлительного  хранения

15.81

Основной вид деятельности

Производство хлеба и  мучных кондитерских изделий недлительного  хранения

15.82

Дополнительный вид деятельности

Производство сухих хлебобулочных  изделий и мучных кондитерских изделий  длительного хранения

15.82

Дополнительный вид деятельности

Производство сухих хлебобулочных  изделий и мучных кондитерских изделий  длительного хранения

15.84.2

Дополнительный вид деятельности

Производство шоколада и  сахаристых кондитерских изделий

15.84.2

Дополнительный вид деятельности

Производство шоколада и  сахаристых кондитерских изделий

15.85

Дополнительный вид деятельности

Производство макаронных изделий

15.85

Дополнительный вид деятельности

Производство макаронных изделий

51.36

Дополнительный вид деятельности

Оптовая торговля сахаром  и сахаристыми кондитерскими  изделиями, включая шоколад

51.36

Дополнительный вид деятельности

Оптовая торговля сахаром  и сахаристыми кондитерскими  изделиями, включая шоколад

51.38.24

Дополнительный вид деятельности

Оптовая торговля хлебом и  хлебобулочными изделиями

51.38.24

Дополнительный вид деятельности

Оптовая торговля хлебом и  хлебобулочными изделиями

51.38.25

Дополнительный вид деятельности

Оптовая торговля мучными  кондитерскими изделиями

51.38.25

Дополнительный вид деятельности

Оптовая торговля мучными  кондитерскими изделиями

52.23.1

Дополнительный вид деятельности

Розничная торговля рыбой  и морепродуктами

52.27

Дополнительный вид деятельности

Прочая розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах

52.27.31

Дополнительный вид деятельности

Розничная торговля мукой  и макаронными изделиями

52.27.31

Дополнительный вид деятельности

Розничная торговля мукой  и макаронными изделиями

65.23.1

Дополнительный вид деятельности

Капиталовложения в ценные бумаги

Информация о работе Теоретические основы маркетинга