Тарифное регулирование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:29, реферат

Описание работы

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
1.Регулирование ВЭД в России………………………………………………………………….4
2 . Роль ВЭД в экономике страны………………………………………….6
3. Виды ВЭД …………………………………………………………………………………………………………….8
4. Общие принципы государственного регулирования……………….10
5. Тарифные методы регулирования ВЭД …………………………………………12
6. Государственное регулирование валютного рынка как метод регулирования ВЭД ……………………………………………………………………………13
7. международная торговая политика- мировая система методов регулирования ВЭД…………………………………………………………………………16
7.1. торговые барьеры
7.2. протекционизм
7.3. экономическая интеграция
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

юля.docx

— 59.94 Кб (Скачать)

· содержание, направления и формы  внешнеэкономической деятельности зависят от того, на каком этапе  циклического развития находится мировая  экономика, каковы основные тенденции  в данный период.

Результаты влияния ВЭД на национальную экономику в целом можно выразить целым рядом показателей, а именно:

· показатели участия страны в мировой  торговле: например, экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота, стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу населения;

· показатели уровня участия страны в международном движении факторов производства: например, объем накопленных  зарубежных капиталовложений в стране по отношению в ВВП, объем внешнего долга страны, объем платежей по обслуживанию внешнего долга;

· показатели миграции населения, например, доля иностранной рабочей силы в  общей численности занятых, численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы;

· показатели, характеризующие участие  страны в международном обмене технологиями: например, доля иностранных патентов и лицензий в общей численности зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

В целом без исключения во всех странах ВЭД обусловливает:

· содействие выравниванию темпов экономического развития;

· соизмерение издержек производства на национальном и мировом уровнях;

· реализацию преимуществ международного разделения труда;

· повышение эффективности и  конкурентоспособности национальных экономик.

 

          3. Виды ВЭД

Предприятие может осуществлять любые  виды ВЭД, если они не запрещены законом  и отвечают целям, предусмотренным  в уставе.

Различают следующие виды ВЭД:

· внешнеторговая деятельность;

· производственная кооперация;

· международное инвестиционное сотрудничество;

· валютные и финансово-кредитные  операции. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для ВУЗов. - М.: Международные отношения, 2001.

Приоритетное место в ВЭД  занимает внешняя торговля. Внешняя  торговля является наиболее развитой формой международных экономических  отношений. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов. Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями. Таким образом, основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект.В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:

· экспортная операция - это продажа  товара иностранному контрагенту с  вывозом его за пределы страны;

· импортная операция - это приобретение товара у иностранного контрагента  с ввозом его в страну;

· реэкспортная операция - продажа  с вывозом за пределы страны ранее  импортированного, но не подвергшегося  переработке товара;

· реимпортная операция - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного  и не подвергшегося там переработке  товара.

Другой важный вид ВЭД - производственная кооперация. Мировой опыт показывает, что кооперация труда и производства - объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим  строем. В кооперации производства объединяются и материализуются  передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях. Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т.п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики. Эта форма взаимодействия стала ускорителем структурной перестройки промышленности, ее отраслевых и межведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информационных технологий. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнеров  в рамках производственной кооперации достигается путем:

· взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

· прогнозирования и совместного  ведения научных разработок, обеспечения  их необходимой аппаратурой, приборами  и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

· организации процесса подготовки кадров.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового  и материально-технического характера. Целью такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска  экспортной продукции, ее систематическое  обновление на основе критериев конкурентоспособности  и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут  быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство, возможно, прежде всего, на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования  и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных  неправительственных организаций  и т.д.Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятий и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избегания курсовых потерь. Однако, как валютные, так и финансово-кредитные операции можно рассматривать в качестве самостоятельных, специфических видов внешнеэкономической деятельности в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов.

 

                4. Общие принципы государственного регулирования

Государство уделяет большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических  связей. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров. Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 2003 г. восполнил многие пробелы в российском законодательстве. В законе определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В целом «набор инструментов», с помощью которого государство будет осуществлять это регулирование, остается прежним и включает в себя меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. В Российской Федерации таможенное дело относится к ведению федеральных органов власти. Общее руководство осуществляет Президент и Правительство. Непосредственное руководство возложено на Государственный таможенный комитет. На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции: Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Издательское объединение ЮНИТИ, 1999.

· выработка стратегии внешнеэкономической  политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации  их действий в соответствии с международными договорами;

· разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

· осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;

· сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования  ВЭД;

· подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными  странами;

· координация и согласование внешнеэкономической  деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими  министерствами и ведомствами;

· осуществление мер нетарифного  регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании  ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские  соглашения, представляет интересы государства  в отношениях с национальными  или центральными банками других государств, международными банками  и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения  в стране иностранной валюты и  ценных бумаг, издание нормативных  актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций. При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами. В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы о регулировании торговли, ратифицируют государственные договоры.В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

      5. ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД.

 

     Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД,

применяемая в целях регулирования  импорта и экспорта, с помощью которой

государство реализует свое исключительное право на установление таможенной

пошлины на товары, перемещаемые через  таможенную границу .

Главным инструментом в руках государства  при регулировании внешней торговли

является использование тарифного  регулирования. Таможенный тариф -

наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней

торговли, действующий через механизм ценообразования.

Среди основных функций таможенного  тарифа особо выделяются протекционистская

фискальная функции.

     Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей.

Взимание таможенных пошлин с импортных  товаров увеличивает стоимость  последних

при их реализации на внутреннем рынке  страны-импортера и рем самым повышается

конкурентоспособность аналогичных  товаров, производимых национальной

промышленностью и сельским хозяйством.

     Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от

взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до

определенной степени содействует  развитию национального производства и

экспорта. Вследствие удорожания импортных  товаров на внутреннем рынке страны

повышается общий уровень цен  на такие товары и национальные производители

получают дополнительный доход, который  может быть использован для инвестиций

в экономику страны или в целях  компенсации потерь от снижения экспортных цен,

а также для повышения конкурентоспособности  своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев  может быть использован для развития

национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в

некоторых случаях и нулевых  ставок в отношении отдельных  товаров, необходимых

для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы,

предусматривающей переход от административных методов управления к

экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования

внешней торговли.

     Таможенно-тарифные меры- совокупность организационных, экономических,

правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством  порядке

государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической

деятельности.      В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит

применение таможенного тарифа.

Например, в Беларуси Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин,

применяемых товарам, перемещаемым через  таможенную границу ,

систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической

деятельности СНГ. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый

таможенными органами при ввозе  товара на таможенную территорию или  вывозе

товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза а

вывоза.

 

 

 

 

 

 

 

6.Государственное регулирование валютного рынка как метод регулирования ВЭД

Устойчивость и сила национальной валюты- ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Соответственно, при стабильных валютных курсах повышается защищенность субъектов ВЭД и их уверенность. Внешнеэкономическая деятельность оживает и развивается более быстрыми темпами. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания внешней торговли, экономики и общества вообще. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено “рыночным силам”.

В мире существуют 3 основных режима валютного курса:

· фиксированный,

· плавающий и

· ограниченно плавающий.

В режиме фиксированного обменного  курса, доминировавшем в прошлом  столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную  цену отечественной и иностранной  валюты. Для поддержки паритетного  курса центральный банк берет  обязательство покупать или продавать  иностранную валюту по данному курсу. Примером валюты с фиксированным  курсом может служить аргентинское песо. В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если центральный банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется “чистым” плаванием. Если же центральный банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.Только в 26 из 155 стран, входящих в МВФ, валютные курсы являются свободно плавающими (хотя центральные банки продолжают на валютных рынках и регулировать движение валютных курсов).По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, “неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя”. Таким образом становится ясно, что отсутствие валютного регулирования обязательно отрицательно сказывается на внешнеэкономической деятельности как определенных стран, так и вообще.

Информация о работе Тарифное регулирование ВЭД