Автор: t************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:22, дипломная работа
Одной из основных функций управления любым предприятием, осуществляющим коммерческую деятельность, является принятие решений. В условиях нестабильности и неопределенности существует высокая вероятность принятия неадекватного решения. Маркетинговые исследования, позволяющие получать нужную информацию в нужное время, позволяют снизить уровень неопределенности и принять наиболее правильное решение.
Вовремя отслеживать данные показатели – означает возможность конкурировать на должном уровне. Имидж торгового магазина определяется как совокупность всех представлений, знаний, опыта, желаний, чувств, связанных с ним. Наличие привлекательного имиджа помогает покупателю воспринимать магазин как нечто отличное от других, увидеть в нем преимущества, отсутствующие у конкурентов, выбрать его в качестве постоянного места для совершения покупки.
К сожалению, маркетинговые исследования в розничной торговле во многих случаях востребованы только тогда, когда начали появляться тревожные симптомы - заметное падение продаж, появление успешных конкурентов. Нередко исследования используются как индикатор ситуации, как попытка спасти положение. До открытия магазина исследования заказывают редко. Обычно ограничиваются проведением оценки объекта - анализ расположения, иногда подсчет потока автомобилей, краткое изучение покупательской способности, данные официальной статистики. Поэтому нередко получается, что, к примеру, купленный участок под строительство магазина совсем не подходит для торговли, и владельцы вынуждены тратиться на привлечение сюда покупателей. Сегодня супермаркеты активно исследуют отношение клиентов к магазину, периодически проводят оценку удовлетворенности покупателей, определяется социально-демографический уровень клиентов, отношение к рекламе - самое распространенное исследование.
Применение маркетинговых исследований более оправдано в магазинах самообслуживания, которые используют принципы мерчендайзинга.
Маркетинговые
К одному из основных элементов системы маркетинговых исследований в розничной торговле относится анализ зоны расположения магазина, потенциального объема спроса и конкурентного окружения. Обычно подобные исследования осуществляются перед принятием решения об инвестировании средств в новый магазин или существенном изменении в зоне влияния существующей торговой точки.
Такими исследованиями могут стать изучение торговых зон магазина, его изохрон, оценка потенциала магазина по методике «Часы», разработанной российской консалтинговой компанией «Юнион-Стандарт Консалтинг», а также метод «Острова 40 покупательниц» для выявления центра прицела посещения покупателей. [16, с.220]
Для нового торгового объекта прогноз интенсивности покупательских потоков и товарооборота, а также ожидаемые изменения данных показателей, входят как составная часть в бизнес-план. От этих данных могут зависеть объем и условия привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
При проведении комплексного геомаркетингового исследования зоны расположения магазина используются как официальные статистические данные о численности населения, так и результаты специально проводимых опросов, а также экспертные оценки. Стоимость проведения подобного исследования в крупной известной исследовательской компании может достигать 50 тысяч долларов. [8, с. 166]
Важное
место в системе сбора
Наиболее известными в Беларуси являются исследования, проводимые компанией «НОВАК» на основе панелей домашних хозяйств. Преимущество панельного метода состоит в накоплении информации об изменениях покупательских предпочтений как по товарным категория, брендам и отдельным товарным наименованиям, так и по местам их приобретения.
Невосполненными белорусскими предприятиями остаются и исследования влияния и предпочтений цвета и запаха на интенсивность покупок в торговом зале. Эти исследования достаточно дороги, однако в целях эксперимента можно решиться провести ряд исследований в период либо массовых покупок, либо в периоды затишья. Для оценки эксперимента необходимо иметь базу посещений и покупок хотя бы за год.
Управление
ассортиментом розничной
Выяснить эффективность управления ассортиментом, а также выявить упущенные возможности, позволяет сопоставление динамики продаж определенных групп товаров внутри компании и аналогичных расходов целевой категории покупателей.
Мониторинг доли рынка, занимаемой компанией, и ее позиций по отношению к конкурентам является одним из важнейших инструментов маркетинга. Он позволяет эффективно выстраивать отношения с клиентами, партнерами и потенциальными инвесторами.
Аудит розничной торговли – важный этап в конкурентной борьбе торговых предприятий. Исследования ассортимента и цен, а также работы персонала конкурентов могут выявить сильные и слабые места торгового предприятия, а значит, и сформировать более гибкую систему управления ими. Главное, чтобы аудит был систематическим, а не от случая к случаю. Помимо аудита данные о структуре расходов покупателей получают путем проведения опросов посетителей магазина. Одновременно выясняется и значимость для покупателей отдельных товарных категорий.
Для сокращения затрат на рекламу и повышения отдачи от рекламных акций необходимо проводить оценку их эффективности как на этапе разработки акций, так и после их проведения. В первом случае, прогнозирование результата основывается на анализе данных об аналогичных рекламных акциях или выводах специально организованных маркетинговых исследований.
Традиционными
методами прогнозирования эффективности
рекламы считаются фокус-
После завершения рекламной акции может быть получена фактическая информация о результатах ее влияния на увеличение продаж, узнаваемость брэнда розничной компании, повышение лояльности целевых групп покупателей. Однако результаты отдельной акции достаточно сложно отделить от результатов общей рекламной активности компании. В связи с этим при анализе вклада конкретной акции в общий результат широко применяются экспертные оценки и сравнительные данные об интенсивности рекламного воздействия различных акций на покупателей.
Обычно
серьезное комбинированное
В
последнее время популярность набирают
следующие маркетинговые
Исследование участников систем лояльности позволяет получить много достоверной, обширной и уникальной информации, которую получить в ходе проведения отдельно опроса или с помощью экспертов нельзя. За то, что участник программ такого вида пользуется дополнительными преимуществами (по сравнению с обычным покупателем), он обязуется делиться некоторой информацией личного порядка. Однако в таком случае необходимо разъяснять, что полученная информация является конфиденциальной и разглашению не подлежит, использование ее возможно только в пределах данного предприятия.
Исследования информации, полученной с технических носителей имеет свои достоинства. Во-первых, она достаточно достоверна и точна, во-вторых, позволяет получать данные, которые никакими другими способами не может быть получена. Однако следует помнить, чтобы техника не давала сбоев, необходимо настроить ее в соответствии с требуемыми задачами.
Использование сенсорного маркетинга в деятельности компании позволяет воздействуя на органы чувств посетителя магазина получать больший по сравнению с обычным уровень продаж товаров.
Исследования показывают, что если покупка сопровождается приятным человеку звуком, то готовность приобрести товар возрастает на 65%. Приятный вкус ускоряет рост этой готовности на 23%, приятный запах — на 40%. Товар, приятный на ощупь, люди готовы приобрести на 26% скорее, а приятный на взгляд — на 46%. [30]
В последнее время набирают популярность такие направления сенсорного маркетинга, как аромамаркетинг и маркетинг музыкального сопровождения.
Влияние запахов на настроение и самочувствие человека известно давно. Понятие аромамаркетинга возникло из ароматерапии когда исследователи задумались, насколько возможно применение результатов исследований влияния запахов на увеличение объемов продаж в магазинах.
Исследования показали, что 70-80% людей по запаху судят о таких качествах, как: свежесть, изысканность и даже... мощность. [32]
На настроение покупателей также влияет музыка. Исследования, посвященные влиянию музыки на покупателей, выявили, что на музыку обращают внимание 70% посетителей магазинов. Половина из них отмечала, что удачно подобранный репертуар делает посещение магазина приятным и побуждает совершать покупки. [33]
По данным исследовательского агентства Magram Market Research, размеренные (около 60 тактов в минуту) мелодии чаще подталкивают людей к импульсным покупкам. «Человек под их воздействием может потратить на 35-40% больше денег, чем собирался». Такая музыка рекомендована магазинам средней и высшей ценовой категории — их клиенты могут позволить себе незапланированные расходы. В недорогих магазинах лучше использовать энергичную музыку (90-110 тактов в минуту), под которую люди быстрее решаются на покупку и не создают толчеи в торговом зале. [29]
Главными
факторами маркетинговых
Достоверность
выводов маркетинговых