Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:31, курсовая работа
Банковское дело как вид
предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью
политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение
клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в
конечном счете, — увеличение получаемой прибыли. Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга.
Введение 3
1. Сущность маркетинга в банке 5
1.1 Специфика банковского маркетинга 5
2. Организационная структура банка и маркетинговая служба 12
2.1 Структура банков 12
2.2 Служба маркетинга в банках 14
3. Особенности банковского маркетинга 16
3.1 Основные концепции маркетинга 16
3.2 Стратегии управления маркетинговой деятельностью 17
4. Развитие банковского маркетинга – защита от кризиса 20
Заключение 25
Литература
В
настоящее время имеется и
большая потребность в развитии
информационных услуг. Для этого
требуется создание внутри банковских
или межбанковских отделов
Консультационные услуги коммерческих банков заключаются в консультировании клиента по вопросам повышения его кредитоспособности, предложению методики разработки условий лизинговых операций и инновационного кредитования, приемлемых вариантов кредитования и расчетов в конкретных экономических ситуациях, составления отчетности. В последующем консультации банков будут шире связываться с выбором вариантов выгодного помещения средств, наиболее рациональным управлением ликвидными ресурсами предприятия, финансовым планированием, оценкой риска и прибыльности отдельных операций, комбинированием поступлений и платежей. [16, с.387]
Основными
приемами банковского маркетинга выступают
общение с клиентом, обеспечение
рентабельной деятельности и дивидендов
акционерам, создание преимуществ для
клиента при пользовании
Активный включает в себя: прямой маркетинг, т.е. активную рекламу, использующую почту, телефон и телевидение; опрос широких групп населения, в том числе опрос на улице; личное общение с потенциальным клиентом, изучение его потребностей, в том числе в процессе банковской работы.
Пассивный маркетинг - опубликование в прессе материалов о деятельности и положении банка, выгодах клиентам от его конкретных услуг. Банк, желающий прочно закрепиться на рынке должен использовать оба эти способа маркетинга.
В нашей стране маркетинг в банковской деятельности стал внедряться, прежде всего, в организации рекламной деятельности с целью привлечения новых клиентов. Формирование собственного и заемного капитала является первоочередной задачей для новых российских банков, процесс создания которых пока идет в нашей стране. Другим направлением маркетинга может служить исследование новых видов банковских операций применительно к российским условиям (экспортно-импортные платежи, депозитные сертификаты, валютные операции, ипотека, трастовые операции и другие). [12, с.94]
2.1
Структура банков
Специфика
работы банка на рынке, особенности
стратегической программы, среды, в
которой он действует и целый
ряд других факторов предопределяют
его организационную структуру,
которая призвана максимально соответствовать
обстановке рынка. Можно считать, что в
любом коммерческом банке России присутствуют
следующие организационные структурные
элементы (таблица 1).
Таблица 1 – Правление банка
Подразделение
автоматизации банковских
работ |
Подразделение
бухучета и
отчетности |
Подразделение маркетинга и аналитических исследований | Подразделение стратегического развития | |
Подразделение трастовых операций | Подразделение краткосрочного кредитования и расчетов | Подразделение долгосрочного кредитования и инвестиций | Подразделение депозитов и ценных бумаг | |
Подразделение по работе с вкладами населения |
Под подразделением здесь понимаются различные структурные единицы – отделы, службы, группы, секторы и т.д. Разные банки в свою функциональную структуру постоянно вносят различные изменения с тем, чтобы она содействовала выполнению поставленных перед банком задач. Поскольку банки обычно ориентируются на конкурентные круги клиентуры, в их структуре это находит свое отражение. Так, чтобы в полной мере учитывать изменения рыночной конъюнктуры, Всероссийский биржевой банк создал специальный отдел, задачей которого является прогнозирование возможных изменений на рынке, выработка системы мер для устранения возможных негативных последствий. [14, с.215]
Условия жизнедеятельности банков на рынке, возрастание их материальных возможностей приводят к тому, что вопросам маркетинга банка стали уделять гораздо большее внимание, что уже отразилось и в организационной структуре некоторых банков.
Организационное построение банка, если он хочет добиться реальных успехов на рынке, должно обеспечивать тесное взаимодействие всех звеньев управления, четкое разделение труда и строгую регламентацию работы каждого сотрудника. В российской действительности преобладают структурная организация коммерческих банков не на фундаментальной основе, а по дивизиональному признаку, который обеспечивает ориентирование на предоставление банковских услуг самого разного рода, работу с различными группами клиентов, а также учет региональных факторов. В этом случае управление строится таким образом, чтобы обеспечивать руководство в рамках этих направлений.
При любой структуре коммерческий банк возглавляет его руководство. В его функции входит:
Функции других подразделений и служб определяются нормативными документами банка.
Структура банка не представляет нечто застывшее, а постоянно модернизируется в соответствии с его новыми целями и задачами. В то же время на организационное строение банка большой отпечаток накладывает его внутренняя культура, наличие традиций, определяющих основы поведения руководителей и сотрудников. Здесь очень многое зависит от уровня руководства.
Любые
изменения в структуре банка,
которые обусловлены: внедрением в
практику новых услуг, изменениями
в характере обслуживания клиентов, намерением
руководства расширить степень охвата
рынка, использованием более совершенной
техники, новых методов работы – порой
коренным образом изменяют требования
к персоналу банка, его сотрудникам. Это
еще более обостряет проблему банковских
кадров – их квалификации, столь болезненную
для многих коммерческих банков России.[6,
с.502]
2.2
Служба маркетинга в банках
Для успешной деятельности банка ему необходима служба маркетинга. Следует выделить особенности деятельности маркетологов в банке. Конкретным сотрудникам поручают отдельные участки – маркетинговые исследования, реклама и стимулирование сбыта, ценообразование и т.д. [14, с.25]
Крупные банки, как правило, создают фундаментальные отделы маркетинга, занимающиеся всем спектром проблем. Для российских маркетологов в банковском бизнесе особенно характерны следующие направления деятельности:
Российские
банки уделяют много внимания
и денежных средств рекламе, изучению
стратегии и тактики
Если маркетинговая программа банка направлена на более эффективное использование тех услуг, которые банк уже оказывает клиентуре, то служба маркетинга работает над тем, как увеличить долю рынка, расширить клиентуру, что достигается соответствующей политикой цен благодаря снижению издержек и форсированной рекламе. Нередко в этом случае происходит расширение комплекса предоставляемых услуг за счет внедрения в практику сопутствующих услуг. С расширением сети филиалов появляется возможность включить в орбиту пользователей услуг банка новых клиентов. Но большинство крупных и даже средних банков в политике маркетинга постоянно развивают круг банковских продуктов, расширяют их ассортимент, внедряют новые виды услуг. Это позволяет поддерживать высокие темпы развития и повышение эффективности деятельности банка.
Особое внимание маркетингу уделяется банками, развивающими международные связи. Некоторые банки стремятся создать и расширить сеть своих филиалов за рубежом, включая государства СНГ. Опыт показывает, что последнее направление маркетинга – весьма перспективное, открывает для российских рынков новые возможности.
Для того, чтобы работать в сфере банковского маркетинга, необходимо обладать широким кругом познаний, иметь фундаментальную экономическую подготовку. В противном случае из-за рыночных просчетов банк может потерять очень многое, и российская практика дает немало тому примеров. Поэтому уточним, какие требования должны предъявляться к специалистам по маркетингу:
Маркетинг должен начинаться с принятия концепции, которая характеризует не виды деятельности банка, а его цель, идеологию, стратегию. Если банк принял концепцию, он может использовать самые разные формы организации работы в области маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех внешних условий, в которых осуществляет свою деятельность.
В
зависимости от вида банков (размера,
специфики деятельности, учредителей),
согласно их целям и задачам и
разрабатывается концепция
Основные концепции маркетинговой деятельности следующие:
В
80–е годы на Западе возникло понятие
стратегического маркетинга. Стратегическая
концепция маркетинга означает смещение
акцента с потребителя (клиента)
или продукта на внешнее окружение
фирмы. Всестороннее знание потребителей
становится недостаточным. Чтобы достичь
успеха, маркетолог должен знать потребителя
в контексте, который включает конкуренцию,
правительственную политику и регулирование,
более широкие экономические, политические
и социальные факторы макросреды, которые
и определяют эволюцию рынка и маркетинга.
[14, с.70]
3.2
Стратегии управления маркетинговой
деятельностью
Сбор информации, анализ и прогноз каждого из элементов системы маркетинга в банке, выявление его конкурентных преимуществ должны найти своё отражение в стратегии управления маркетинговой деятельностью. Стратегия показывает, как достигнуть поставленных целей; она определяет, где, когда и как банк будет предоставлять услуги клиентам.