Сущность маркетинга. Эволюция концепций маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Маркетинг быстро завоевал прочные позиции во всем мире, где функционировала рыночная экономика. Существует большое число научно-практических публикаций по маркетингу, ведущие университеты всего мира выпускают тысячи специалистов по маркетингу. Существует множество маркетинговых служб, маркетинговых и консалтинговых фирм. На маркетинг ежегодно во всех развитых странах тратятся миллиарды долларов, большинство предпринимателей понимают, что экономия на маркетинге обернется неисчислимыми убытками.

Содержание

Введение
1. Сущность маркетинга. Эволюция концепций маркетинга
2. Эффективность проведения рекламных мероприятий
Задание 1
Задание 2
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Маркетинг готовое.docx

— 122.67 Кб (Скачать)

Долгосрочные  результаты деятельности предприятия, руководствующегося этой концепцией, часто могут быть неблагоприятны.

Традиционная  маркетинговая концепция оформилась около середины 50-х годов, тогда  как сам маркетинг возник значительно  раньше (табл.4).

Таблица 4.

Концепция традиционного маркетинга

Год

1960–1980

Основная идея

Произвожу то, что нужно потребителю

Основной инструментарий

Комплекс маркетинга-микса, исследование потребителя

Главная цель

Удовлетворение нужд потребности  целевых рынков


 

Это подход в предпринимательской деятельности, характерен для постиндустриального  периода экономического развития. Маркетинговая  концепция ориентирована на покупателей, и подкреплена комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. В данном случае маркетинговые мероприятия  начинаются с выявления реальных и потенциальных покупателей  и их потребностей. Согласно этой концепции  цели предприятия, особенно долгосрочные, могут быть достигнуты только благодаря  исследованию потребностей и желаний  групп потребителей, которым предприятие направляет и предлагает изделия и услуги, удовлетворяющие их по качеству и эффективности.

Маркетинговая концепция обязывает:

  • производить то, что можно продать, вместо попыток продать то, что можно произвести;
  • любить потребителя, а не свой товар;
  • не продавать товары, а удовлетворять потребности;
  • изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения;
  • увязывать цели, требования потребителей и ресурсные возможности фирмы;
  • адаптироваться к изменениям в структуре и характеристиках потребителей;
  • оценивать воздействия конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к фирме;

Сориентироваться  на долгосрочную перспективу и рассматривать  потребности потребителей в широком  плане.

Согласно  традиционной маркетинговой концепции, продажа – это средство общения, коммуникации и изучения потребителей, и, если они остаются недовольны, необходимо менять общую политику, а не процесс продажи.

Фирма планирует  и координирует разработку маркетинговых  программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей. Она получает прибыль посредством удовлетворения потребностей покупателей. В такой  ситуации решение о том, что следует  производить, принимается не фирмой, а потребителями.

Социально-этичный  маркетинг – явление настоящего времени (табл.5).

 

 

 

Таблица 5.

Концепция социально-экономического  маркетинга

Год

1980-1995

Основная идея

Произвожу то, что нужно потребителю, с учётом требования общества

Основной инструментарий

Комплекс маркетинга-микса, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг

Главная цель

Удовлетворение нужд потребности  целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды


 

Задача  организации, согласно данной концепции, – установить нужды, потребности, интересы целевых рынков и обеспечить желаемую удовлетворенность более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. При этом одновременно обеспечивается сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом. Концепция социально-этичного маркетинга порождена сомнениями в соответствии концепции чистого маркетинга нашему времени с его ухудшением качества окружающей среды и дефицитом природных ресурсов.

Новая концепция  управления маркетингом на рынках товаров  и услуг была предложена в 80-е  годы шведскими учеными и названа  маркетингом взаимодействия (табл.6).

Таблица 6.

Концепция маркетинга взаимодействия

Год

с 1995 г. по настоящее время

Основная идея

Произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнёров по бизнесу

Основной инструментарий

Методы координации, интеграции и  сетевого анализа, комплекс маркетинга-микса

Главная цель

Удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнёров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия


Факторами, стимулирующими развитие новой системы  взглядов, стали постоянный рост сферы  услуг и всепроникающее развитие информационных технологий.

Отражением  первого фактора является развитие отрасли сервисного предпринимательства. За рубежом будущее общество называют сервисным, так как считается, что  более половины национального продукта в мире будет производиться в  сфере услуг.

В условиях развития сервисной конкуренции  возникает необходимость новой  организационной логики предпринимательства  по сравнению с индустриальным обществом. Услуги становятся источником конкурентного  преимущества, независимо от того, где  они оказываются: в промышленности (техническое обслуживание и ремонт, обучение персонала, консультации, обеспечение  материалами и т.д.) или в традиционной сфере услуг (банки, туризм, гостиницы, рестораны и т.д.).

В такой  ситуации возникает необходимость  нового подхода к управлению, маркетингу, персоналу, финансам. В связи с  этим маркетинг не может оставаться отдельной функцией, присущей только специалистам в данном вопросе. Его  роль и значение расширяется, то есть наряду с исследованием, планированием, стимулированием сбыта и распределения  появляется функция взаимодействия с покупателем.

Маркетинг взаимодействия рассматривает коммуникации в более широком аспекте – как любые взаимоотношения компании со своими партнерами, способствующие извлечению дохода. Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления становится не совокупное решение, а отношения – коммуникации с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи. Прогрессивность концепции маркетинга взаимодействия подтверждается тем, что продукты становятся все более стандартизированными, а услуги унифицированными, что приводит к формированию повторяющихся маркетинговых решений. Поэтому единственный способ удержать потребителя – это индивидуализация отношений с ним, что возможно на основе развития долгосрочного взаимодействия партнеров. [3,с.20]

Концепция маркетинг-микс, концепция 5Р (зародилась в 60-е гг., получила широкое распространение в 80-90-е гг.)

Маркетинговая деятельность развивается системно, по нескольким направлениям.

•Product, товарная политика фирмы (товарный маркетинг) –ориентированная на рынок разработка ассортиментного ряда товаров, их свойств (качества), упаковки, имиджа марки и т. д.

•Price, ценовая политика компании (ценовой маркетинг) –ориентированная на рынок разработка уровня и поведения цен, ценовых методов стимулирования сбыта.

•Promotion, продвижение товара (маркетинг коммуникаций) – система информирования потенциальных клиентов, создания положительного мнения о товаре и фирме посредством разнообразных методов стимулирования сбыта (реклама, сервис и т. д.).

•Place, место и время продажи, товародвижение (сбытовой маркетинг, дистрибьюция) – выбор оптимальных каналов сбыта и торговых посредников, организация хранения и транспортировки товара.

•People, продавцы и покупатели товара (маркетинг отношений) – разработка кадровой политики компании (подбор и обучение персонала, ориентированного на клиента и цели фирмы), формирование потенциальных клиентов. Как направление маркетинговой деятельности появилось относительно недавно в качестве дополнения к немецкой школе маркетинга (4Р).

Концепция 5Р (комплекс) на практике реализуется  в структуре функционального  маркетинга (рис.2).

Рис.2. Структура  функционального маркетинга.

В заключение обзора концепций маркетинга необходимо отметить, что маркетинг взаимодействия не единственная концепция, которой  может следовать фирма в современном  мире. Выбор одной из приведенных  выше концепций определяется доминирующим видом маркетинговой деятельности, факторами конкурентного преимущества, чувствительностью покупателей  к изменению цен и рядом  других. Следовать концепции маркетинга взаимодействия фирму стимулируют, прежде всего, усиливающаяся конкуренция  и увеличивающаяся требовательность покупателей, которые ориентируют  производителя на внесение изменений  в структуру существующего предложения  за счет превосходства в управлении взаимоотношениями.[9,с.12]

 

  1. Эффективность проведения рекламных мероприятий.

Определение эффективности является необходимым  условием правильной организации и  планирования рекламной деятельности фирмы, рационального использования  труда и материальных средств, расходуемых  на рекламу.

Исследование  эффективности рекламы должно быть направлено на получение специальных  сведений о сущности и взаимосвязи  факторов, служащих достижению целей  рекламы с наименьшими затратами  средств и максимальной отдачей, что позволит устранить бездействующую рекламу и определить условия  для оптимального ее воздействия.

Понятие эффективности рекламы имеет  два значения: экономическая эффективность  и психологическое влияние рекламы  на покупателя (психологическая эффективность).

Экономическая эффективность рекламы – это экономический результат, полученный от применения рекламного средства или организации рекламной кампании. Он обычно определяется соотношением между валовым доходом от дополнительного товарооборота как результата рекламы и расходов на нее. Общее условие экономического результата заключается в том, что валовый доход должен быть равен сумме расходов на рекламу или превышать ее.

Психологическая эффективность – степень влияния рекламы на человека  (привлечение внимания покупателей, запоминаемость, воздействие на мотив покупки и др.)

Оба эти  понятия тесно взаимосвязаны. Но критерии эти двух видов эффективности, естественно, различны - в первом случае это объем продажи, во втором - психологические  особенности восприятия рекламы  ее адресатом.

Основным  материалом для анализа экономической эффективности результатов рекламных мероприятий фирмы служат статистические и бухгалтерские данные о росте товарооборота. На основе этих данных можно исследовать экономическую эффективность одного рекламного средства, рекламной кампании и всей рекламной деятельности фирмы в целом.

Измерение экономической эффективности рекламы  представляет большие трудности, так  как реклама, как правило, не дает полного эффекта сразу. Кроме  того, рост товарооборота  нередко  вызывается другими (не рекламными)  факторами – например, изменением покупательской способности населения из-за роста цен и т.п. Поэтому получить абсолютно точные данные об экономической эффективности рекламы практически невозможно.

Дополнительный  товарооборот под воздействием рекламы  определяется по формуле:

     (2.1)

где:

Тд   –   дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;

Те   – среднедневной товарооборот до рекламного периода, руб.;

П – прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный периоды, %;

Д – количество дней учета товарооборота в рекламном и послерекламном периодах.

Об экономической  эффективности рекламы можно  также судить по тому экономическому результату, который был, достигнут от применения рекламного средства или проведения рекламной кампании. Экономический результат определяется соотношением между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием рекламы, и расходами на нее.

Для расчета  экономического эффекта можно использовать следующую формулу:

     (2.2)

где:

Информация о работе Сущность маркетинга. Эволюция концепций маркетинга