Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:58, курсовая работа
целью исследования является разработка типологической модели организации маркетинговой деятельности учреждении культуры (на примере Народного театра «Живая планета».)
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Осуществить анализ маркетинговой деятельности в исследуемом учреждении культуры.
3. Провести анализ микросреды маркетинга исследуемого театра.
4. Разработать типологическую модель организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Живая планета».
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры…………………5
1.1. Спрос и предложение на продукты учреждения культур……………5
1.2. Особенности маркетинга в сфере культуры…………………………..7
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности учреждений культуры (на примере народного театра «Живая планета»)…………………………………13
2.1. Характеристика объекта исследования……………………………...13
2.2. Анализ микросреды маркетинга ……………………….…………….17
2.3. Проблемы финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры………………………………………………………………………21
2.4. Организационная структура службы маркетинга народного театра « Живая планета»…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28
Приложение 1…………………………………………………………………….30
Приложение 2…………………………………………………………………….31
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры…………………5
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности учреждений культуры (на примере народного театра «Живая планета»)…………………………………13
2.1. Характеристика объекта исследования……………………………...13
2.2. Анализ микросреды маркетинга ……………………….…………….17
2.3. Проблемы финансирования
маркетинговой деятельности в сфере культуры…………………………………………………………
2.4. Организационная структура
службы маркетинга народного театра
« Живая планета»…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение 1…………………………………………………………………….30
Приложение 2…………………………………………………………………….31
Введение
По мнению отечественных
и зарубежных ученых, театр и другие
зрелищные искусства сегодня
бытуют в новой реальности. Ее экспансия
приводит не только к изменению вкусовых,
эстетических пристрастий аудитории,
но и к тотальной трансформации
системы ценностей, к смене их
иерархии в общественном сознании.
Постоянно нарастает поток
Борьба за время и деньги зрителя обостряется внутри самого театрального сообщества. Очевидно, что борьба эта носит отнюдь не только культурный, но и чисто экономический характер, поскольку сегодня театры, как и вся страна, оказались в условиях рынка. Цивилизованный или дикий, жесткий или либеральный — он диктует свои законы: сегодня все стоит денег, даже воск и перья для крыльев Дедала. Сняв проблему дефицита и запустив свой основной механизм – конкуренцию – рынок сменил процветавший диктат продавца на власть капризного покупателя. Одновременно, все более очевидной становится тенденция сокращения государственной финансовой поддержки организаций культуры и искусства, что еще более осложняет проблему экономической стабильности театров. [8, 2]
Таким образом, перед театром
начала ХХI века остро встал вопрос
физического и морального выживания.
Чтобы выстоять, сохранить традиции
и обеспечить преемственность развития
искусства, ему необходимо научиться
трезво оценивать сложившуюся ситуацию
и действовать сообразно
Маркетинг — «наука о
рынке» — возник для упорядочивания
и развития опыта по реализации (сбыту)
произведенного. Тесно связанный
с психологией человеческого
поведения, с теориями о базовых
потребностях индивидуума, он достиг за
относительно малый срок столь серьезных
результатов, что сегодня можно
без особого преувеличения
Западные деятели культуры
давно признали, что маркетинг
— это инструмент, при помощи
которого театр может остаться театром,
музей — музеем, оркестр —
оркестром, и при этом выжить в
условиях рынка. Разумеется, он «не
должен диктовать художнику, как
создавать произведения искусства;
его роль – свести творения и
интерпретации художника с
Таким образом, очевидно, что именно маркетинг – прикладная наука на базе социологии – служит достижению одной из главных задач театра. [22, 34]
Таким образом, целью исследования является разработка типологической модели организации маркетинговой деятельности учреждении культуры (на примере Народного театра «Живая планета».)
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Осуществить анализ маркетинговой деятельности в исследуемом учреждении культуры.
3. Провести анализ микросреды маркетинга исследуемого театра.
4. Разработать типологическую
модель организации
Объектом исследования является Народный театр «Живая планета».
Предмет исследования: маркетинговая деятельность Народного театра «Живая планета».
В ходе выполнения работы были использованы законы и нормативно-правовые акты, действующие на территории РБ, а также учебники и труды белорусских, российских и зарубежных авторов.
Глава 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
В настоящее время в республике функционируют 27 театров, 13 концертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка.
Исследование спроса на услуги
сферы культуры в Беларуси за период
с 1990 по 2005 гг. проводилось на основе
статистического показателя посещаемости
учреждений культуры (театров, музеев,
библиотек). Анализ посещаемости данных
учреждений культуры показал, что посещение
населением театров за период 1990 –
2005 гг. уменьшилось в 2,4 раза. При
этом наблюдается интересная динамика:
за период 1990 – 2001гг. посещаемость сократилась
в 2,5 раза, а за период 2001-2005гг. уровень
посещаемости практически не изменился.
Сходная динамика касается и библиотек:
посещаемость населением этих учреждений
культуры упала в 1,9 раза, при этом
наибольшее сокращение посещаемости (в
1,8 раза) произошло с 1990 по 1999гг. Наблюдается
также и общее снижение объема
спроса на услуги музеев. За исследуемый
период посещаемость музеев упала в
1,4 раза. Вместе с тем изменение
уровня спроса на услуги музеев в разные
периоды различно. С 1990 по 1995гг. наблюдалось
увеличение спроса в 1,4 раза, обусловленное
возросшей активностью
В Беларуси предпочтения населения,
касающиеся проведения культурного
досуга, возросли в отношении услуг
музеев. Если в 1990г. посещаемость музеев
превышала посещаемость театров
всего в 1,4 раза, то в 2005г. – в 2,4 раза.
Данные изменения связаны с
1.2. Особенности маркетинга в сфере культуры
В рыночных условиях главной
особенностью маркетинга в сфере
культуры является соединение трех его
направлений. Кроме привлечения
потенциальных потребителей можно
выделить управление отношениями с
покровителями, создание репутации
и системы внутреннего
Анализируя направления маркетинга в сфере культуры, мы рассмотрим маркетинговую среду и важнейшие факторы, влияющие на маркетинговую деятельность в данной сфере.
Маркетинговая среда складывается из совокупности факторов на макро- и микроуровнях, напрямую влияющих на эффективность работы организации.
Макросреда включает в себя такие социальные факторы, как политические, экономические, демографические, социокультурные, научно-технические, которые определяют развитие сферы культуры.
Микросреда в свою очередь может быть подразделена на две составляющие:
- внутреннюю
- внешнюю
Внешней средой маркетинга является окружающая среда, на которую фирма выходит со своими маркетинговыми мероприятиями. В сфере культуры она включает реальных и потенциальных посетителей, спонсоров, покровителей, партнеров, конкурентов, а также общественность в лице средств массовой информации и иных лиц, формирующих общественное мнение, как о работе культурной организации, так и о культуре в целом.
Внутренняя среда маркетинга включает тех лиц и те силы, которыми осуществляется маркетинг внутри фирмы. Как правило, в культурных организациях имеются службы, которые планируют, разрабатывают и осуществляют маркетинговые программы отдельно для посетителей, друзей культурной организации, спонсоров и т.д.
Маркетинг не ограничивается только определением целевой группы его стратегии и анализом среды — не менее важным является и факторы, влияющие на маркетинговую деятельность в сфере культуры.
Продукт: В учреждении культуры в качестве продукта выступают различные услуги, предоставляемые им в соответствии с его миссией. Для музея, например, в качестве основных услуг выступают выставочная деятельность, т.е. представление и интерпретация коллекций, а также образовательная работа, а именно: экскурсии, лекции, семинары и т.д. Кроме того, большое значение имеют дополнительные услуги. Они заключаются в информационном обеспечении, работе кафе, буфетов, музейных магазинов, а также в проведении различных мероприятий – приемов, встреч, концертов, спектаклей.
Потребитель: Особенностью комплекса маркетинга культурной организации является обязательное присутствие и участие потребителей, иначе вся деятельность учреждения оказывается бессмысленной. Эта особенность, впрочем, распространяется также на производство ряда услуг. Сфера культуры удовлетворяет потребности человека в духовном развитии, поэтому в качестве потребителей услуг учреждений культуры выступают различные слои населения.
Информация о работе Сущность и значение маркетинга в сфере культцры