Структура и жизненный цикл турпродукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом.
Туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов. В большинстве случаев туристский продукт – это результат усилий многих предприятий. Маркетинг туризма как раз нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности.

Содержание

Введение.....................................................................................................3
1. Теоретические аспекты понятия «туристский продукт»......................5
1.1 Понятие и особенности туристского продукта...............................5
1.2 Структура туристского продукта....................................................9
2. Анализ жизненного цикла туристского продукта...............................13
2.1 Жизненный цикл туристского продукта и его этапы...................13
2.2 Анализ использования концепции жизненного цикла туристского продукта на примере туристической компании «Спутник».............................15
2.3 Ошибки в управлении жизненным циклом продукта в международной туристической компании «Спутник».....................................18
3. Практические рекомендации по контролю и управлению жизненным циклом туристского продукта............................................................................20
Заключение................................................................................................24

Работа содержит 1 файл

Маркетинг.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие;

  • оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия для возможного путешествия;
  • возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются скорее с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения

Как известно, турпродукт - это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практике действует понятие основных и дополнительных услуг. Однако с точки зрения потребительских свойств каких-либо существенных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если турист приобретает их самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными. Таким образом, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом пакету или комплексу туристских услуг. Основным туристским продуктом в практической деятельности является комплексное обслуживание - стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете» (пэкидж-туры). По аналогии с товарами, имеющими материально-вещественную форму, в туристском продукте также выделяют три уровня:

  1. продукт по замыслу;
  2. продукт в реальном исполнении;
  3. продукт с подкреплением.

В основе любого туристского продукта лежит необходимость  удовлетворения какой-либо потребности. Поэтому сердцевину продукта, его сущностную сторону представляет так называемый замысел, т.е. его направленность на решение определенной проблемы, удовлетворение конкретной нужды. Что же на самом деле приобретает турист? В действительности, как уже отмечалось, он приобретает не продукт как таковой, имеющий определенный набор свойств, а его способность удовлетворить некоторую свою потребность. Следовательно, для туристского предприятия огромное значение имеет предоставление и распространение не свойств своего продукта, а реальной пользы и выгоды от него для своего клиента.

Если замысел  туристского продукта выступает  как его содержательная сторона, то по форме турпродукт в реальном исполнении представляет собой именно определенный набор свойств, позволяющих  реализовать этот замысел, т.е. удовлетворить некую потребность клиента. Поэтому на втором уровне туристского продукта рассматриваются его свойства и характеристики: уровень качества, комфорт, престиж, экономичность, безопасность, впечатление и т.д.

Третий уровень - это турпродукт с подкреплением. Деятельность туристского предприятия должна быть направлена на формирование дружеских отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи, дополнительных и символических выгод. Это может быть достигнуто путем высокого уровня качества и скорости обслуживания, консультациями и информацией, неформальным общением и т.д.

Подкрепление  туристского продукта в значительной степени способствует поиску и закреплению клиентов. Так, качество обслуживания определяется:

  • оперативностью работы по подбору и организации туров по запросам клиентов;
  • вежливостью обслуживания, которое выражается в радушии сотрудников турфирмы, их внимании к запросам каждого клиента, терпении при обсуждении маршрута;
  • соответствием предлагаемого тура реальному содержанию;
  • наличием согласования всех составных частей комплексного обслуживания.

Скорость  обслуживания в комплексе определяет степень удовлетворения каждого клиента:

  • сроками подбора маршрута;
  • сроками оформления необходимых документов (загранпаспорта, виз, билетов и прочее);
  • сроками получения справочной информации.

Несмотря  на то, что информационные услуги предоставляются  бесплатно, именно благодаря ним туристские фирмы в значительной степени обеспечивают реализацию своего туристского продукта.

Для информирования потребителей обычно используются каталоги, проспекты, брошюры, информационные листы, в которых содержатся подробные сведения о содержании и качестве пакета услуг, ценах и т.д. Эти материалы должны быть предоставлены каждому клиенту, заявившему о своем желании приобрести тот или иной тур. Кроме того, потребитель должен получить дополнительную информацию и консультации о порядке бронирования, оплаты, изменения и аннулирования тура, а также обо всех других особенностях (паспортно-визовом, таможенном и валютном регулировании, природно-климатических достопримечательностях, медицинской помощи, страховании и т.д.), связанных с туристской поездкой.

Идея подкрепления туристского  продукта заставляет пристально взглянуть на систему поведения клиента, на то, как он комплексно подходит к проблеме, которую пытается решить благодаря приобретению туристского продукта. С точки зрения конкуренции такой подход позволяет туристскому предприятию изыскать возможности подкрепить свое товарное предложение наиболее эффективным способом.

«Новая конкуренция» - это конкуренция между собой не того, что предлагается турфирмами, а того, чем они дополнительно снабжают свои продукты в виде специфических услуг, консультаций, информации, особенностей обслуживания и прочих ценимых людьми вещей. Поэтому турпредприятия должны постоянно искать эффективные пути подкрепления предлагаемых на рынок продуктов.

 

 

2. Анализ жизненного цикла туристского  продукта

 

2.1 Жизненный цикл туристского  продукта и его этапы

 

При определении рыночных возможностей туристского предприятия весьма полезным может быть опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла товаров. Концепция жизненного цикла товаров была разработана немецким профессором, легендарным ученым и практиком Теодором Левиттом, и впервые опубликована в 1965 году. Концепция исходит из того, что любой товар, какими бы великолепными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Постоянно только наличие потребности, а средства их удовлетворения изменяются. Каждый предложенный на рынок товар имеет определенный цикл жизни, в течение которого он находит своих покупателей. Жизненный цикл туристского продукта (ЖЦТП) – это время существования товара на рынке, то есть временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде.

Как и любой товар, турпродукт проходит в своем развитии ряд  последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли.

Жизненный цикл турпродукта состоит из 4 частей. В начале идет разработка турпродукта – маркетинговый анализ рынка, выявление потребностей потенциальных клиентов, поиск партнеров и составление туристского пакета – выбор дестинации, мест проживания туристов, способов транспортировки, организация питания и другие дополнительные услуги. Затем турпродукт надо продвигать на рынок – заключать договры с турагентами и проводить рекламные компании. После этого идет период продаж и турпродукт начинает приносить прибыль организаторам. И последняя стадия, которая является завершающей. Туристский продукт перестает пользоваться спросом на рынке и не приносит прибыль. Как следствие, приходится отказываться от его реализации и он перестает существовать.

На первом этапе разрабатывается замысел  тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг. После того как сформирована идея будущего тура, проводится анализ и изучаются возможности его реализации на практике. Для реализации наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. После выбора партнеров и поставщиков надо приступать к формированию основного и дополнительного комплекса услуг. Процесс формирования комплекса услуг осуществляется на основании конфиденциальных тарифов, предоставленных партнерами в рамках действующих соглашений, поэтому на данном этапе осуществляется определение и корректировка цены будущего тура. Чаще всего цена является среднеарифметической по отношению к ценам на аналогичные турпродукты. Затем следует экспериментальная проверка тура, которая является заключительным этапом его формирования.

Продвижение тура состоит из рекламы, участие  в специализированных выставках, ярмарках, организации информационных центров, издания каталогов и буклетов.

Реализация  тура имеет двойственный характер. С одной стороны она включает в себя этап массовых продаж, с другой – предоставление обслуживания туристов. На практике выделяют два вида каналов сбыта: внутренние и внешние. Внутренние каналы сбыта – это, как правило, система филиалов, отделений и посреднических организаций (агентств), через которые продаются различные туристские услуги на территории самой страны. Внешний канал сбыта – это определенное число зарубежных туристских фирм–посредников (туроператоров, турагентов), принявших на себя, согласно договору, обязательство продавать в своей стране туристские поездки конкретную зарубежную страну.

Процесс продажи  тура включает в себя:

  • прием клиента и установление контакта с ним;
  • выяснение мотивации выбора турпродукта;
  • предложение туров;
  • оформление правоотношений и расчет с клиентом
  • информационное обеспечение покупателя.

В комплект обязательных документов, выдаваемых клиенту, входит информационный листок, в котором содержится информация о правилах въезда в страну временного пребывания, таможенных правилах, обычаях местного населения, национальных и религиозных особенностях региона, состояния окружающей среды, факторах риска для здоровья и др.

 

2.2 Анализ использования концепции жизненного цикла туристского продукта на примере туристической компании «Спутник»

 

«Спутник» – старейший туристический бренд на Юге России. Среди сотен агентств, «Спутник» в первую очередь отличают богатый выбор программ отдыха и индивидуальный подход к каждому туристу, сочетающийся со ставшей уже стандартом высокий уровень обслуживания клиентов.

Концепция жизненного цикла туристского продукта в  международной туристической компании «Спутник» возникает из того факта, что объем продаж продукта, соответствует типичной модели четырех фазового цикла. Начальная фаза – рождение (возникновения и формирование) продукта, когда продукт продается в малом объеме. Во время периода роста объем продаж увеличивается. В период зрелости объем продаж стабилизируется, прибыль начинает снижаться. В период спада происходит падение объемов сбыта, и прибыль резко уменьшается.

Длина жизненного цикла продукта (тура, маршрута, программы), длина каждой фазы и форма кривой, различные для каждого продукта. Например, изменение цен происходит по трем причинам:

1. Исчезают  необходимость и возможность  реализации. Так случилось с внутренним  туризмом в России, когда он  лишился протекционизма со стороны государства.

2. Появился  более лучший и дешевый продукт  для удовлетворения потребностей рынка. Поездки в близлежащие страны Малой Азии (например, Турция), Юго-восточной Азии (например, Таиланд, Малайзия и др.).

3. Конкурентный  продукт благодаря улучшению  рыночной стратегии вдруг завоевывает  решающее преимущество. Так случилось  с конкурирующими туристскими продуктами – Поездка в ОАЭ, Египет, Тунис, Каир вместо Болгарии, Крыма, Азербайджана и Грузия.

Цикл прибыльности продукта формируется различными дорогами в зависимости от цикла его продаж. Во время введения продукт может вообще не приносит прибыль, так как его начальная реклама не окупается.

В период роста, прежде чем вступает в силу конкуренция, прибыль достигает пика. Затем  она начинает падать, хотя общая  прибыль может расти в течение  некоторого времени, пока повышается объем  продаж. В туристской индустрии усиленное увеличение объема продаж, является последствием снижение цены в фазе роста.

На последней  стадии роста и ранней стадии зрелости увеличивается конкуренция, которая  существенно урезает маржинальный доход, и все сводится к получению общей прибыли. Например, резкое снижение цен на поездки в г. Сочи для отдыха, прежде высоко прибыльные, сейчас имеют малую отдачу, так как такие основные компании, как «МИБС» (Москва), «Роза Ветров» (Москва), «Тройка» (Турция) очень быстро переключили туристский поток на Турцию, Греция, Кипр и другие страны.

Информация о работе Структура и жизненный цикл турпродукта