Одним из эффективных путей
снижения стоимости и сокращения
продолжительности строительства является
конкурсная система заключения договоров
строительного подряда.
Подрядные торги (конкурсы)
можно разбить наследующие основные
группы:
- Архитектурно-строительной проектирование – обособленный тип инвестиционного процесса, куда, кроме разработки проектно-сметной документации, могут входить: обоснование инвестиций, разработка строительного бизнес-плана, разработка инвестиционного проекта, отдельного ТЭО и т.п.
- Проектно-строительные работы – тип организации инвестиционного процесса, при котором посредством проведения торгов заказчик выбирает наиболее подходящую ему проектно-строительную фирму и заключает с ней контракт.
- Профессиональное управление строительством – тип инвестиционного процесса, получивший в нашей стране распространение в сочетании с традиционным типом – вовлечением заказчика в процесс реализации инвестиционного строительного проекта.
Опыт заключения подрядных
строительных договоров на основе конкурсного
отбора подрядчиков показывает, что снижение
стоимости строительства может достигать
10-25% по отношению к среднерыночным ценам.
Примерно настолько же может быть сокращена
и продолжительность строительства.
3.Непрямой сбыт или
привлечение посреднических фирм.
Помимо наиболее распространенных
систем продажи строительной
продукции, таких как собственная
сбытовая сеть, торги, ипотека,
практикуется система сбыта через
независимых посредников – дистрибьюторов,
джобберов, агентов, брокеров и торговые
дома.
Прежде всего следует
разделять посредников зависимых
и независимых. Независимый посредник
приобретает право собственности на продукцию.
Зависимый посредник не приобретает право
собственности на продукцию и работает
за комиссионное вознаграждение.
Дистрибьюторы – торговые
фирмы, осуществляющие свою деятельность
на основе больших закупок у крупных строительно-монтажных
организаций и устанавливающие длительные
контрактные отношения с производителем;
Агенты и брокеры –
фирмы или отдельные предприниматели,
осуществляющие сбыт продукции на основе
комиссионного вознаграждения;
Джобберы – скупают
отдельные виды продукции для
быстрой перепродажи15.
Данная система сбыта
имеет свои преимущества в определенных
ситуациях. Целесообразность ее использования
несомненна при внедрении строительной
организации на новые рынки сбыта. Когда
собственная сбытовая система еще не создана.
В ряде случаев использование независимой
сбытовой сети необходимо и на основном
рынке, если данная сеть представлена
компаниями, которые могут составить сильную
конкуренцию сбытовым подразделениям
фирмы как в силу финансовой мощи, так
и по причине хорошего рынка и наличия
тесных контактов с потребителями.
Наконец, налаживание связей
с независимыми сбытовыми организациями
может способствовать вытеснению с рынка
конкурирующих фирм, которые сотрудничают
с теми же агентами на менее выгодных условиях16.
4.Ипотека. Ипотечное кредитование
расширяет платежеспособный спрос населения
на жилье и тем самым позволяет вовлекать
внебюджетные средства в жилищную сферу,
жилищное строительство и производство
строительных материалов, способствуя
подъему реальных секторов экономики.
Ипотека обеспечивает взаимосвязь между
денежными ресурсами населения, банками,
финансово-строительными компаниями,
направляя денежные средства в реальный
сектор экономики. Опыт практически всех
стран свидетельствует о том, что при правильной
организации ипотека постепенно трансформируется
в самофинансируемую систему, которая
формирует и обеспечивает функционирование
всего рынка жилья.
Глава 2.Ценообразование
в системе сбыта строительной
продукции
- Основы ценообразования в строительстве
Ценообразование в строительстве — это механизм образования
стоимости услуг и материалов на строительном
рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью
общей ценовой политики и базируется на
общих для всех отраслей принципах ценообразования.
Цена услуг и продуктов
в условиях рынка является одним
из наиболее важных показателей, существенно
влияющих на экономическое положение
фирмы. Все основные показатели производственной
деятельности фирмы (объем капитальных
вложений, себестоимость продукции, производительность
труда, фондоемкость и др.) связаны с ценами
и зависят от них. Цена является основой
планирования и финансирования капитальных
вложений, расчёта эффективности инвестиционных
проектов, организации внутрипроизводственных
экономических отношений, оценки итогов
деятельности фирмы, исчисления экономического
эффекта от внедрения новой техники.
Цена влияет на развитие
строительного производства, повышение
его эффективности через свои
функции. Главная функция цены —
это количественное выражение стоимости
создаваемой строительной продукции.
Тем самым, как измерительный инструмент,
цена определяет затраты общественно
необходимого труда по организации материальных
процессов и финансовых операций. Кроме
того, она выполняет и стимулирующую функцию
по снижению трудовых, материальных и
денежных затрат в строительстве и повышению
его эффективности. В основном, используются
следующие формы цен: прейскурантные оптовые
цены; максимальные и договорные. Прейскурантная
цена — это цена, основанная на общественно
необходимых затратах труда и утвержденная
государством. Это — «твердая» цена, действующая
в виде прейскурантов на типовые здания
и сооружения и на укрупненные элементы
строительства. Под влиянием научно-технического
прогресса и взаимоотношений в обществе,
данные цены периодически пересматриваются.
Максимальная цена — это лимитная сметная
цена отдельных зданий, сооружений и их
комплексов: предприятий, массивов, поселков
и т. п. Ее уровень во многом определяется
проектными организациями и утверждается
министерствами и ведомствами, выдавшими
задание на проектирование. В процессе
рабочего проектирования лимитные цены
подлежат снижению. Договорная цена представляет
собой неизменяемую (стабильную) сметную
стоимость строительной продукции в течение
всего периода строительства, устанавливаемую
заказчиком по договоренности с подрядчиком.
Основной для установления договорных
цен должны являться сметные расчеты или
расчетная стоимость строительства, определяемая
в составе технико-экономического обоснования
и технико-экономического расчета. Договорные
цены на строительную продукцию — важный
элемент совершенствования хозяйственного
механизма в строительстве на основе использования
товарно-денежных отношений.
Основным инструментом для
определения цены или стоимости
объектов в строительстве является единичная
расценка (стоимость) отдельного вида
строительно-монтажных работ, совокупности
элементарных технологических операций
или отдельного элемента сооружения. Единичные
расценки могут быть нормативными или
индивидуальными; индивидуальные расценки
применяются, как правило, на крупных объектах,
сооружаемых с использованием нетрадиционных
строительных технологий или механизмов,
или в тех случаях, когда большинство строительных
материалов изготавливается непосредственно
на строительстве. Единичные расценки
включают в себя только прямые затраты.
Учет плановых накоплений, накладных расходов
и налогов производится в сметном расчете.
Нормативные расценки разрабатывает и
устанавливает ФГУ Федеральный центр
ценообразования в строительстве и промышленности
строительных материалов (ФЦЦС).
Стоит обратить особое внимание
на факторы, влияющие на установление
цены в строительной индустрии. Ими являются:
- издержки на изготовление и сбыт продукции;
- конъюнктура целевого рынка и соотношение спроса и предложения на товар фирмы;
- ценовая политика фирмы.
Первые два фактора учитываются
при ценообразовании. Третий фактор
реализуется в зависимости от
целей ценообразования фирмы (ценовой
политики фирмы). Они предопределяют целевые
показатели ценообразования:
- обеспечение определенного размера прибыли;
- обеспечение определенного объема продаж;
- сохранение существующего положения фирмы;
- вытеснение конкурентов;
- внедрение на рынке новой продукции;
- завоевание лидерства по показателям качества.
Этапами строительного ценообразования
представляются:
- определение спроса;
- оценка издержек и установление нижнего предела цены;
- анализ цен и характеристик товаров конкурентов;
- выбор методов ценообразования и оценка верхнего предела цены;
- разработка ценовой политики;
- установление цены на продукцию фирмы на конкретный период.
На современном этапе
позиционируются несколько стратегий
ценообразования в строительной сфере:
- Скользящая падающая цена. Определяющим фактором при выборе такого подхода к установлению цен на свою продукцию является соотношение спроса и предложения. По мере насыщения рынка цена на изделия и услуги постепенно падает, особенно оптовые цены (розничные торговцы могут поддерживать цены на такие виды изделий стабильными относительно продолжительное время). Уже при составлении прогноза сбыта предприятию-изготовителю необходимо проанализировать темпы роста объёма производства в отрасли в целом, сопоставить их с динамикой ёмкости рынка (прежде всего по темпам роста доходов потенциальных потребителей) и определить затем, на какой процент предстоит снизить цены в предстоящей период, чтобы обеспечить устойчивый сбыт своей продукции.
- Долговременная цена. При составлении прогнозов сбыта для такого изделий по такому сценарию цена является уже заранее заданной. Значительное снижение её часто невозможно, да и не обязательно приведет к серьёзному увеличению сбыта. Для увеличения прибыли при работе на таком рынке куда более важное значение приобретает поиск путей снижения издержек производства.
- Цена сегмента рынка. Разные группы потребителей (например, по своему социальному статусу) платят за одни и те же изделия разную цену на рынке. Поэтому цена изделия может заметно меняться в зависимости от того, для кого оно предназначается. Для практического использования этого подхода к установлению цен прежде всего необходимо, чтобы изделие можно было продать разным группам потребителей, чтобы оно было адресовано разным сегментам рынка, чтобы сравнительно быстро и легко, с минимальными издержками можно было изменить соответствующим образом конструкцию и дизайн этого продукта, привести его в соответствие с нуждами и запросами конкретных групп потребителей. Есть еще одно обстоятельство, которое необходимо иметь в виду при использовании данного подхода к ценообразованию. Потребители на разных сегментах рынка, на которые ориентировано данное изделие, не должны конкурировать друг с другом. Иначе говоря, в расчет должны приниматься сравнительно изолированные (в географическом или социальном отношении) группы людей.
- Стратегия ценовой дискриминации. Согласно этой стратегии фирма предлагает в одно и то же время один и тот же товар (услугу) по разным ценам разным категориям покупателей. Поэтому речь и идет о ценовой дискриминации. Главное условие успешного применения данной стратегии: покупатели (клиенты) не должны иметь возможности перемещения из одного ценового канала в другой. Ценовая дискриминация предполагает установление различных отпускных цен на одно и то же изделие или услугу вне зависимости от издержек. Ценовая дискриминация может выражаться в установлении более высокой цены для одной группы потребителей (на одном сегменте рынка), которые менее чувствительны к уровню цен, и более высокую — для другой. Естественно, что поставка одного и того же продукта в разные регионы сбыта по различным ценам ничего общего с ценовой дискриминацией не имеет.
- Гибкая цена. Цены, которые устанавливаются в зависимости от характера конъюнктуры рынка на данный момент времени, называются гибкими. Использование такого подхода при установлении цен оправдано на таком рынке, где возможны сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие периоды времени. Используется этот подход и тогда, когда нужно противостоять новым конкурентам, внедряющимся на рынок с использованием преднамеренно низкой цены (даже с ущербом для рентабельности их производства).
- Стратегии дифференцированного ценообразования основана на неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам. Ценовая стратегия скидки на втором рынке основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке.
- Стратегия конкурентного ценообразования строится на учете в ценах конкурентоспособности фирмы. Ценовая стратегия проникновения на рынок основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства.
- Ценовая стратегия по «кривой освоения» базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При реализации ценовой стратегии по «кривой освоения» покупатели, приобретающие товар в начале делового цикла, получают внешнюю экономию по сравнению с последующими покупателями, так как первые приобретают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить. Необходимыми условиями для принятия данной стратегии являются сильное влияние опыта фирм и чувствительность покупателей к уровню цены. Обычно такие условия возникают на начальной стадии развития производства товаров длительного пользования не первой необходимости, когда достаточно большое число конкурентов пытаются обеспечить себе сильное положение в долгосрочном периоде.
- Ценовая стратегия сигнализирования ценами строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами.
Подводя
итоги данного параграфа можно выделить
наиболее важные особенности ценообразования
строительства как сферы маркетингового
аппарата:
- Объекты строительства различаются по габаритам, площади, этажности, материалам конструктивных элементов. Это относится и к объектам, строящимся по типовым проектам, поскольку каждый из них зависит от местных условий, к которым они привязаны, не говоря уже об объектах, возводимых по индивидуальным проектам. Следовательно, практически каждое здание и сооружение имеет свою индивидуальную цену.
- В строительстве (в отличие от промышленности) как правило устанавливаются цены не на законченный объект или отдельное сооружение, а в основном на отдельные единичные виды строительно-монтажных работ (СМР) или законченные элементы конструкции. Это обусловливается тем, что в процессе строительства объекта может принимать участие большое количество подрядных и субподрядных узкоспециализированных организаций, продукцией которых является не готовый к продаже объект, а выполняемые ими отдельные виды СМР. Цена за законченный объект, складывающаяся из стоимостей выполненных работ или стоимостей отдельных сооружений, имеет значение в основном для заказчика, инвестора или застройщика.
- На цену строительных или монтажных работ значительное влияние оказывают применяемые строительные технологии и оборудование. Поэтому цена на один и тот же вид строительно-монтажной работы может быть различной у разных строительных организаций- На начальных этапах проектирования объекта при определении его стоимости закладываются усреднённые (чаще всего нормативные) расценки, учитывающие сложившийся уровень цен на строительные материалы, действующий уровень заработной платы и наиболее распространённые строительные технологии.
- Строительство отличается большой длительностью производственного цикла. Следовательно, проектная цена может не совпадать с фактической (особенно в условиях инфляции), что вызывает необходимость учитывать фактор времени при формировании цены в строительстве.
- Строительная продукция отличается высокой материалоёмкостью и значительными трудозатратами В связи с тем, что цена в строительстве формируется не от реальной себестоимости, а от сметной стоимости, составляющие элементы цены могут и не отражать фактического уровня затрат на приобретение материалов и других ресурсов. Это обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и трудовые ресурсы и определять, как их изменение влияет на себестоимость строительной продукции.
- Формирование цены в строительстве осуществляется проектировщиком, заказчиком и подрядчиком, каждый из которых преследует собственные коммерческие цели. Поэтому окончательная цена на строительную продукцию является, по сути, компромиссной ценой между всеми субъектами строительного производства.