Строительная продукция в системе маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет определение сущности, целей и функции строительной продукции в системе маркетинга, его оборота и ценообразования. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
определение маркетинговой роли в сфере строительства;
постановка задач продвижения в строительном «обороте» реализуемой продукции;
определение сущности ценообразования в строительной индустрии;
анализ собранной информации о роли строительных «материалов» в системе маркетинга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Реализация строительной продукции.
Маркетинговая среда услуг строительства……………………………..6
Особенности строительной продукции как товара…………………….9
Особенности сбыта строительной продукции…………………………13
Глава 2.Ценообразование в системе сбыта строительной продукции.
Основы ценообразования в строительстве…………………………….24
Формирование договорной цены на строительную продукцию……..30
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы и источники……………………….37

Работа содержит 1 файл

Маркетинг в строительстве_курсовая_1518.docx

— 166.39 Кб (Скачать)

Уровнем качества исполнения, архитектурными, технологическими решениями  характеризуется строительная продукция  как товар в реальном исполнении.

Интересы покупателя можно  подкрепить предоставлением кредита, гарантийным обслуживанием кредита, гарантийным обслуживанием технологического оборудования, рассрочкой платежа, эксплутационным сопровождением, доставкой изготовителем строительных конструкций и материалов. В данном случае строительная продукция рассматривается как товар сопровождающейся дополнительными услугами. Строительную продукцию в маркетинге как товар представляет собой всё, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости (схема 1).

Схема 1. Строительная продукция в системе маркетинга.

 

Отличие строительной продукции  как товара по отношению ко всем видами товаров массового и серийного  производства требует иного подхода  к изучению проблем рынка. В данном случае рассматривается конкуренция, которая ведётся между фирмами, не за то, что произведено строительными, проектными, производственными предприятиями, а за  строительную продукцию (готовые здания и сооружения жилищно-гражданского или производственного назначения, строительные конструкции и строительные материалы), сопровождающуюся дополнительными услугами в виде гарантий, консультаций, финансирования, особенностей поставки, представляющих интерес для потребителя (экологически чистые зоны, престижный район позволит при тех же затратах на строительство объекта и его эксплуатацию извлечь более высокие доходы).

К особенностям строительной продукции как товара относятся:

  • Неподвижность, стационарность, как в период ее создания, так и в течение всего времени эксплуатации;
  • Жизненный цикл продолжителен;
  • Высокая капиталоемкость ограничивает круг потенциальных покупателей объектов недвижимости;
  • Учитываются запросы индивидуальных потребителей;
  • Ограниченная конкуренция на рынке недвижимости;

Продвижение строительной продукции  характеризуется особенностями:

  • Каналы распределения и товародвижения характеризуются непосредственными контактами между товаропроизводителем и потребителем;
  • Реализация вновь созданной продукции происходит на рынке сбыта объектов, где встречает серьезную конкуренцию со стороны вторичного рынка недвижимости;
  • Может быть продуктом отложенного потребления;
  • Развитие рынка подрядных работ зависит от социально-экономического развития района;
  • Продолжительность создания продукции требует обоснования проектных решений, четкого финансирования, учета фактора времени;
  • Жизненный цикл товара ограничен отдельным заказом;
  • Вовлеченность большого количества участников при создании строительной продукции.

Перечисленные особенности  строительной продукции влияют на определение стратегий маркетинга для отдельных видов товаров строительного производства. На основе характеристик присущих этим товарам их можно классифицировать.

Исходя, из условий классификации  строительной продукции в маркетинговой (схема 2)  деятельности в сфере строительства могут, быть выделены направления: маркетинг инвестиционных проектов.

Схема 2. Классификация  строительной продукции.

  1. маркетинг производителей  и поставщиков строительных материалов и конструкций, технологического оборудования;
  2. маркетинг предложений и услуг подрядной строительно-монтажной организации;
  3. маркетинг реализации готовой строительной продукции.

Исследование рынка, выработка  стратегии создания и реализации товара, методы продвижения и сбыта проводятся отдельно по каждому направлению маркетинговой деятельности в сфере строительства.

 

    1. Особенности сбыта строительной продукции

 

Сбыт строительной продукции  — достаточно сложное понятие. Принято различать сбыт в широком и узком смысле этого слова. Сбыт в широком смысле — это совокупность видов деятельности строительной организации, направленной на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей. В подобной трактовке категории "сбыт и "маркетинг" во многом совпадают, становясь, по сути, идентичными. В узком смысле — это вид деятельности по продвижению готовой строительной продукции на рынок, что зачастую ограничивается функциями непосредственной продажи.

До последнего времени  отечественные строительные организации  не утруждали себя созданием специализированных сбытовых подразделений, так как  проблемы сбыта строительной продукции  просто не существовало, напротив, постоянно  ощущался дефицит мощностей строительных организаций по выполнению заказов инвесторов3.

Необходимость организации  сбытовой деятельности объясняется  следующими причинами:

  1. Усилением конкуренции на рынке подрядных работ. Без альтернативность этого рынка в недалеком прошлом сменилась сегодня достаточно жесткой борьбой за заказы, причем накал конкурентной борьбы, возрастает по мере универсализации большинства строительных организаций;
  2. Борьбой за деньги заказчиков. Заказчика уже не устраивает выполнение узкоспециализированных работ. Он склонен отдать предпочтение строительной организации, сдающей объекты "под ключе, а также с комплексом услуг, способствующих повышению потребительских качеств строительной продукции;
  3. Рационализацией производственных процессов. Для эффективного потребления строительной продукции зачастую необходимо сопряжение технологий производства и потребления (особенно для продукции производственного назначения), что ведет как бы к сращиванию финишных операций в строительстве со стартовыми (заготовительными) операциями у потребителей и нередко требует создания специальных сбытовых подразделений;
  4. Проблемами эффективности рыночного поведения и развития строительной организации. Эффективный сбыт не может быть основан только на продвижении готовой продукции па рынок, а обязательно предполагает глубокое изучение реального платежеспособного спроса потребителей и последующую ориентацию производства на его удовлетворение4.

Производственно сбытовая деятельность строительно-монтажных организаций отличается неординарностью по сравнению с другими отраслями народного хозяйства в силу ряда особенностей, характерных для строительства. Наиболее существенные из них:

  1. Длительность производственно-технологического процесса от начала работ до получения конечной строительной продукции;
  2. Сложность кратко- и долгосрочного прогнозирования (для дальнейшего стратегического планирования) из-за отсутствия достаточной информации о социальном составе и соотношении городского и сельского населения, его миграции из одного региона в другой и т.д.;
  3. Вероятностный характер ряда факторов, таких как климатические условия, наличие сырьевых ресурсов в регионе, экологическая обстановка, влияющие на спрос определенные показатели производственно хозяйственной деятельности строительной организации5.

Рыночная экономика вызвала  к жизни новые формы отношений  для строительных предприятий, при  которых традиционный подрядный  способ ведения работ и финансовых расчетов не является единственным, а  для некоторых строительных организаций и главным в их производственно-коммерческой деятельности. Отсюда многовариантность процесса финансирования строительно-монтажных работ. Сегодня уже большинство строительных организаций прибегают к строительству не только на средства заказчиков-потребителей, но и на заемные средства (кредиты), а также на собственные финансовые средства. Поэтому для большинства способов финансирования строительства характерна разновременность финансовых затрат и поступлений от сбыта строительной продукции. Немаловажными факторами в конкурентно борьбе за заказчика-потребителя между строительными организациями являются уровень производственно-технического потенциала этих организаций; использование международных стандартов в строительстве с целью повышения его качества; полное удовлетворение требований заказчиков в части архитектурно планировочных решений предлагаемых проектов6.

В конечном счете, в условиях неопределенности и риска рыночной экономики проблема не в том. Чтобы  произвести строительную продукцию, а  в том, чтобы продать ее, т.е. организовать эффективный сбыт, который предполагает учет покупательной способности потребителя, инфляции, конъюнктуры рынка; принятие оптимальных организационно-технических решений, критериями которых являются такие показатели, как сроки выполнения строительно-монтажных работ, их стоимость, ограничения по ресурсам, учитывая современные достижения в строительном производстве7.

Содержание сбытовой деятельности строительной организации определяется различными факторами, в том числе номенклатурой строительной продукции, составом заказчиков (клиентов), уровнем специализации и кооперации, технологией строительства, территориальной дислокацией строительных объектов и др. Но почти во всех случаях основными сбытовыми функциями являются следующие:

  1. Формирование стратегии сбыта и разработка планов продаж;
  2. Выбор каналов сбыта и установление контактов с покупателями;
  3. Формирование портфеля заказов и ассортиментная загрузка производственных мощностей;
  4. Организация отпуска (отправки) товаров потребителям и расчетов с ними;
  5. Управление запасами готовой продукции;
  6. Долгожданное и послепродажное обслуживание потребителей. Каждая из названных функций наполняется конкретным содержанием в зависимости от особенностей рыночной деятельности строительной организации8.

В целях повышения эффективности  сбытовой деятельности строительных организаций необходимо в стратегии маркетинга проводить исследование общих условий сбыта строительной продукции.

Исследование общих условий  сбыта включает комплекс самых разнообразных аспектов и проблем, в число которых, как правило, входят следующие:

  1. Развитие технологии не только в строительном производстве, но и в смежных областях, в которых она может влиять на рынок сбыта данной строительной организации;
  2. Экономическое развитие определенного экономического решения, государственной политики;
  3. Демографические, культурно-этнические и другие аспекты9.

Исследование общих условий  сбыта строительной продукции –  сложный многоступенчатый процесс. В проведении таких исследований строительные организации должны использовать разные методы, среди которых можно выделить главные – прогнозирование тенденций и событий, анализ сценариев, факторный и ситуационный анализ. В конечном счете производственно-сбытовая деятельность строительных организаций должна основываться на следующих маркетинговых принципах (Схема 3)10:

 

 

Схема 3. - Функции  сбытового маркетинга

 

  1. Нацеленность на удовлетворение потребителей, перенесение центра управленческих решений на сбытовые звенья организации. Основными объектами изучения и воздействия выступают потребители-заказчики, конкуренты, конъюнктура самого рынка и технико-экономические и архитектурно-планировочные характеристики строительной продукции.
  2. Ситуационное управление, т.е. принятие стратегических решений не в установленные плановые сроки, а по мере обнаружения потенциальных проблем сбыта. При этом организация должна стремиться заранее спрогнозировать варианты возможных ситуаций на рынке и разобрать набор возможных стратегических решений.
  3. Система непрерывного сбора и обработки информации является одной из важнейших основ ситуационного управления.
  4. Использование стратегии активного воздействия на рынок строительной продукции, отказ от пассивного приспособления к рыночным условиям.
  5. Развитие предпринимательской инициативы как единственно возможной формы управления производством и сбытом, включающей в себя непрерывный процесс выработки новых конкурентоспособных идей, оперативное внедрение наиболее плодотворных их них; организация производства и сбыта новой строительной продукции в максимально сжатые сроки.
  6. Ориентация на достижение долгосрочного коммерческого успеха посредством выработки долгосрочных стратегических целей, обеспечивающих строительным организациям относительную независимость от состояния рынка в периоды временного ухудшения, что связано прежде всего с поддержанием лидерства в области технологии строительного производства.
  7. Непрерывный экономико-финансовый анализ в целях альтернативного выбора эффективных каналов сбыта: прямого сбыта, через торги и аукционы, посреднические фирмы (торговые дома), ипотеку11.

Системы сбыта строительной продукции можно условно разделить  на три группы:

  1. Автономная, когда сбытовая деятельность закрепляется за одним или несколькими структурными подразделениями строительной организации, функционирующими относительно автономно в силу их достаточно узкой сбытовой специализации;
  2. С периферийной сетью, когда сбытовые полразделения создаются не только на головной фирме, но и на дочерних предприятиях и в филиалах;
  3. Независимая, когда сбытовые функции передаются независимым от строительной организации предприятиям по специальным соглашениям (договорам)12.

Производственно-сбытовая деятельность строительной организации включает несколько направлений:

1.Прямой сбыт. Ситуационный  анализ рынка строительной продукции  в настоящее время позволяет  сделать вывод, что в большей  степени функционирует прямой сбыт, т.е. существует рынок "производителя-продавца". И в этой связи при реализации строительной продукции по сравнению с реализацией потребительских товаров каналы товародвижения и сбыта носят одно- или двухступенчатый характер, часто прямой: строительная организация – потребитель-заказчик. Поэтому в процессе коммерческой деятельности предприниматель-строитель сталкивается с проблемой реализации своей продукции. В условиях рыночных отношений главным для него становится работа на заказ. При этом способе производственно-сбытовая функция строительной организации нацелена на заранее известный рынок.

Выпуск строительной продукции  осуществляется в соответствии с  имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами, подрядами и предварительными соглашениями на строительство тех  или иных объектов и оказание сопутствующих  технических услуг (например, эксплуатация систем теплоснабжения, энергоснабжения, текущего и капитального ремонта  и т.д.).

Заранее оговариваются сроки  строительства, проектно-сметная документация, технико-экономические характеристики, применяемые строительные материалы, изделия, детали и конструкции. Проблема реализации (сбыта) в данном случае сводится к соблюдению договорной дисциплины и взаимных обязательств: строительная организация обязана своевременно и качественно построить объект (жилой дом, коттедж и т.д.) и сдать его в эксплуатацию, в то время как потребитель-заказчик должен оплатить в указанные сроки полученный объект13.

2.Реализация строительных  контрактов через торги. Как  видно, наиболее распространенной в строительстве является система продажи через собственную сбытовую сеть, которая дает строительной организации ряд преимуществ. Собственная сбытовая сеть сориентирована исключительно на реализацию своей продукции в соответствии с осуществляемой стратегией, и организация, располагающая ею, может непосредственно контролировать и управлять ходом своей стратегии на рынке строительной продукции. Вместе с тем организация собственной сбытовой сети представляется целесообразной лишь при реализации определенных видов строительной продукции (жилые дома, коттеджи, гаражи, торговые центры, АЗС и т.д.) на сегментах рынка. Наиболее значительные объемы капитальных вложений трансформируются в основные фонды путем капитального строительства, являющегося одной из основных сфер повышения экономического потенциала национальной экономики. Однако создание основных фондов как производственного, так и непроизводственного назначения требуют немалых финансовых ресурсов, объемы которых зависят в основном от стоимости, продолжительности и районов строительства. Стремление к снижению стоимости и сокращению продолжительности строительства требует нового подхода по сравнению с прямым сбытом к организации системы сбыта строительной продукции14.

Информация о работе Строительная продукция в системе маркетинга