Стратегии территориального маркетинга (на примере Минусинского района)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определение эффективности и универсальности стратегий маркетинга региона на конкретных примерах, а также на примере Минусинского района.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по темам: региональный маркетинг и брендинг территории;
2) собрать материал об успешном создании региональных брендов;
3) выявить уровень знакомости с выбранным регионом;
4) определить, как изменяется экономическое развитие региона в связи с функционированием на территории маркетинговых проектов;
5) отметить и проанализировать приемлемые для Минусинского района стратегические действия
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной изученностью данного вопроса. В основном в России речь идет в лучшем случае только о маркетинге на территории, а в мире давно не новость маркетинг территорий, причем самых разных уровней управления - сообщества государств, отдельной страны, региона. Если объектом внимания маркетинга на (внутри) территории являются отношения по поводу конкретных товаров, услуг и др., осуществляемые в пределах территории, то для маркетинга территории это - сама территория в целом, и он осуществляется как внутри, так и (часто - преимущественно) за ее пределами. Исследование также актуально в связи недостаточным использованием маркетинговых стратегий в продвижении регионов Красноярского края, а именно Минусинского района. Существует проблема территориального брендинга, главный показатель которой низкий уровень узнаваемости регионов среди жителей краевого центра. Кроме того, актуальность обусловлена тем, что данный вид маркетинга обладает социальной и экономической значимостью. При эффективном функционировании и реализации маркетинговых стратегий регион может не только стать известным местом для туризма, но и благоприятной территорией для проживания.

Содержание

Введение 2
1. Территориальный маркетинг: кому и зачем это нужно 4
1.1 Что такое маркетинг региона 5
1.2 Цели и функции территориального маркетинга 5
1.3 Инструменты маркетинга территории 7
1.4 Целевые рынки покупателей услуг территории 8
2. Стратегии и тактики маркетинга региона 10
2.1 Маркетинг имиджа и имиджевые ситуации 10
2.1.1 Слишком привлекательный имидж 15
2.1.2 Позитивный имидж 15
2.1.3 Слабый имидж: 15
2.1.4 Противоречивый имидж 16
2.1.5 Негативный имидж 17
2.2 Маркетинг достопримечательностей 18
2.4 Маркетинг инфраструктуры 21
2.5 Маркетинг людей и его формы 23
2.5.1 Знаменитые люди 24
2.5.2 Энергичные местные лидеры 24
2.5.3 Квалифицированные специалисты 25
2.5.4 Люди с предпринимательской жилкой 25
2.5.5 Люди, переехавшие из других мест 26
2.6Стратегический план действий, предложенный А. П. Панкрухиным (научный руководитель Гильдии маркетологов) 26
3. Организация регионального маркетинга 27
4. Результаты исследования узнаваемости регионов………………….29
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по маркентингу территории.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

   Та же водная тема - «Север­ная Венеция» - возникает и в норвежском Олесунне. Город Кольмар во французском Эль­засе называет себя «маленькой Венецией», робко рекламируя свой небольшой район каналов и мостов.

   Два бельгийских го­рода — Гент и Брюгге - окруже­ны живописными речными ви­дами, которые намеренно ис­пользуются для привлечения посетителей. В Генте, например, при населении всего в 250 тыс. человек находятся 350

рестора­нов. Как процветающий центр деловой жизни и порт в бель­гийской провинции Восточная Фландрия, Гент смог зафикси­ровать себя на карте Европы.

   Другие места выгодно ис­пользуют свое потрясающее историко-архитектурное нас­ледие, как, например, Афины и Парфенон, Мавританский дво­рец в Альгамбре, окна которого выходят на сонный испанский городок Гранада, или Эрмитаж, с его 1057 комнатами в Санкт-Петербурге. Краков - еще один уникальный европейский го­род, в центре которого нахо­дятся сразу 8000 исторических зданий. Город представляет се­бя как «один из прекраснейших городов Европы».

   Другие везунчики являются местом расположения всемир­но известных сооружений, как, например, Эйфелева башня и Триумфальная арка в Париже. В Лондоне находится Биг-Бен, самые знаменитые часы в мире, высотой 98 метров, с тринад­цатью колоколами, которые от­бивают каждый час.

   Маркетоло­ги называют это «гиннессовскими достопримечательностя­ми». Они должны быть самыми большими, самыми высокими, самыми длинными или самыми лучшими в своем классе по ка­кому-то параметру.

   Некоторые места извлекают выгоду из своих прекрасных садов и парков. По оценке Тима Уилсона, главы британской компании, занимающейся

по­пуляризацией национального наследия, наличие ценного с исторической точки зрения са­да может поднять цену на нед­вижимость на 30% и более. Для любителей садов часто органи­зуются специальные туры для осмотра исторических евро­пейских садов, таких как розо­вый сад Вестбрукпарк в Гааге, Парк дель Оесте в Мадриде или Вестфаленпарк в Дортмунде.

    Очень распространенная стратегия повышения привлека­тельности места - это строи­тельство гигантского комплекса для проведения выставок и кон­ференций. Громадный выста­вочный центр Fiera Milano («Сердце Милана» - итал.) се­годня дает 40-50% всей гости­ничной брони в городе. Гене­ральный секретарь Fiera Milano, профессор Марчелло Марин, ут­верждает, что Fiera Milano поле­зен городу, а город полезен Fiera Milano. В 1995 году центр при­нял 2,9 млн посетителей и более 27 тыс. экспонентов. Там также были проведены 866 конферен­ций, в которых приняли участие 105 тыс. делегатов. В 1997 году центр расширили с 380 тыс. до 486 тыс. кв. м. Марин подчерки­вает, что Милан главным обра­зом ассоциируется с модой, ме­белью и станками, а это и есть те отрасли, которым посвящены самые важные выставки Fiera Milano.

   Еще один способ повыше­ния привлекательности места - превращение центра города в пешеходную торговую зону. Го­рода любых размеров могут применить эту концепцию к главной улице. Пешеходная улица Строгет в Копенгагене своим великолепием привлека­ет множество посетителей. Графтон стрит и район Темпл Бар в Дублине - весьма попу­лярные пешеходные улицы. Бизнесмены испытывают умственный подъем, когда суе­та автомобильного движения сменяется фланированием пе­шеходов.

Многие города смогли превратить главные деловые улицы в ценный капитал. Нап­ример, Курфюрстендам и Унтерденлинден в Берлине сегод­ня составляют сердце объеди­ненного города. В Санкт-Пе­тербурге главная деловая ули­ца - это Невский проспект, ко­торый выполняет функцию 4-километрового торгового окна на Запад. В Москве есть свой ва­риант Невского проспекта - «перестроечная улица» Арбат. Большинство космополитич­ных людей прекрасно понима­ют, что означают Елисейские поля в Париже с точки зрения силы притяжения.

2.4 Маркетинг инфраструктуры

  Для маркетинга главное, что обеспечивает успех территории - степень цивилизованности рыночных отношений на этой территории. На территории должно быть удобно жить, работать и развиваться, а для этого нужно прежде всего развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, в целом рыночную инфраструктуру.

   Аргументы, позволяющие управлять долгосрочным интересом к территории со стороны ее потребителей, подразделяются на две большие группы: аргументы функционирования и аргументы развития. К основным аргументам функционирования территории относятся: обеспечение личной безопасности и охрана общественного порядка; состояние и эксплуатация жилищного (в том числе гостиничного) фонда; состояние дорог, транспортное обслуживание; водо-, газо-, тепло-, электроснабжение; уборка мусора; наличие парков, благоустройство; наличие и развитие школ, детских дошкольных учреждений (особенно - для резидентов). Для бизнеса это - налоговые стимулы, возможности приобретения или аренды земли и компонентов инфраструктуры и т.п.

   Среди аргументов перспективности, развития территории в первую очередь могут быть названы: возникновение новых и развитие старых производств; динамика производственной и рыночной инфраструктуры, коммуникаций; уровень занятости и ее структура; уровень благосостояния; динамика инвестиций; развитие высшего и послевузовского образования.

   По всей Евро­пе инвестициям в инфраструк­туру сейчас уделяют все больше внимания. Вложение средств в инфраструктуру хорошо не только само по себе, но еще и потому, что это помогает смяг­чить проблему занятости. Такие инвестиции пользуются силь­ной поддержкой со стороны ЕС в Брюсселе и Европейского ин­вестиционного банка, чей спе­циальный инфраструктурный отдел расположен в Люксем­бурге.

   Улицы и шоссе, железные дороги, аэропорты и телеком­муникационные сети являются наиболее распространенными объектами модернизации

инф­раструктуры. Только на это различные организации и коммер­ческие компании Западной Ев­ропы истратили в 1996 году 315 млрд экю. Специалисты по маркетингу территорий пыта­ются дифференцировать свои позиции в информационных технологиях. Во-первых, неко­торые места стараются разъяс­нить, что они предлагают пре­восходные знания и ресурсы в сфере информационных тех­нологий (например, Telecom Valley в южной Франции). Во-вторых, некоторые места пре­тендуют на обладание исклю­чительным прикладным опы­том (например, Ирландия - «Центр связи Европы», Люксем­бург - «Медиапорт Европы» или TelecomCity в шведском го­роде Карлскрона). В-третьих, некоторые места заявляют, что занимают особую прикладную нишу (например, Landesinitiative Media for Online Services (ре­гиональная онлайновая инфор­мационно-контактная служба) в Дортмунде и земле Северный Рейн-Вестфалия). И, в-четвер­тых, некоторые места основы­вают свою маркетинговую по­литику на низких тарифах свя­зи (например, Швеция и Фин­ляндия).

   Европейский железнодо­рожный транспорт тоже пере­живает период возрождения. Согласно существующим пла­нам ЕС, Европа будет покрыта сетью высокоскоростных же­лезных дорог, на которых поез­да будут развивать скорость до 300-350 км/час. К 2010 году протяженность таких дорог составит 29 000 км, 12 500 км из которых будут построены заново с использованием спе­циальных рельсов для высокоскоростного движения. Подс­читано, что этот грандиозный проект инфраструктурной мо­дернизации, включая затраты на строительство новых поез­дов, потребует инвестиций в объеме 250 млрд экю.

   Эти инвестиционные планы заставят различные места в Ев­ропе соревноваться за разме­щение именно на их террито­рии станций столь соблазни­тельного высокоскоростного вида транспорта. Например, местечко Сен-Сир-сюр-Луар, расположенное к юго-западу от Парижа, недалеко от Тура. Же­лезная дорога открыла для него новые рыночные возможности. Экватоп, новый объект, постро­енный в прямой связи со стро­ительством дороги, заявляет: «Каждый день 15 высокоско­ростных поездов из Парижа ос­танавливаются в Экватопе. Вре­мя в пути - меньше часа». В ре­зультате у Сен-Сир-сюр-Луар появилась возможность заявить о себе на рынке как о месте для пригородной жизни и совер­шения покупок. Другими слова­ми, первичные инвестиции в инфраструктуру взращивают вторичные инвестиции, кото­рые, в свою очередь, продвига­ются на рынок.

   Научные парки появились во многих частях Европы. Большин­ство из них занимают некую спе­циализированную нишу: напри­мер, биомедицинский научный парк Сан-Рафаэль в Италии, парк бизнеса и науки Энсхеде в Голлан­дии, научный парк Ульм в Герма­нии, научный парк Оденсе в Да­нии, научный парк АРЕА в Италии и Кембриджский научный парк в Великобритании.

   Научные парки, безусловно, останутся важным инфраструктурным фактором, поскольку они осуществляют ес­тественную связь между бизнесом и научными организациями. В ря­де случаев такие научные парки разрослись в огромные конгломе­раты, которые демонстрируют многие признаки городов. Напри­мер, Киста, изначально научный парк рядом со Стокгольмом, обза­велся розничными магазинами, жилыми районами, условиями для отдыха и другими характерными чертами городской жизни.

   Другие выгодные области инвестирования в инфраструк­туру включают строительство и модернизацию портов, произ­водство и распределение

элект­роэнергии и тепла, водопро­водные станции и сети, нали­чие свободных земель, а также жилья и офисных помещений. [4]

2.5 Маркетинг людей и его формы

   Маркетинг персонала, работа с людьми - жителями территории, объединениями и союзами граждан, политиками, работа с общественностью - ставит целью обеспечение поддержки маркетинговой активности региона изнутри его. Задача заключается, с одной стороны, в формировании местного патриотизма, с другой - в формировании и поддержании доброжелательной мотивации внутри региона по отношению к инорегиональным жителям и структурам, к их привлечению в регион. Недружелюбие к приезжим или отрицательное представление о жителях, предпринимателях какой-либо другой территории может свести к нулю все усилия и достигнутые результаты по другим направлениям маркетинга региона. Иными словами, настроение жителей - это тоже важная часть региона как товарного продукта.

Еще в XVI веке Николо Макиавелли сделал вывод, что успех или неудача независи­мой республики зависит от то­го, каковы ее граждане, какими гражданскими добродетелями они обладают. Тема нацио­нального характера не потеря­ла своей актуальности и сей­час, и именно на это делают акцент множество кампаний по продвижению мест на бо­лее хорошие позиции на рын­ке. Типичным примером на рынке мест является Ирлан­дия, громко заявляющая: «Лю­ди для Ирландии, что шам­панское для Франции».

Территории, характеризуемые разным состоянием дел, проблемами и потребностями в сфере занятости, выбирают разные стратегии. Так, территории с низким уровнем занятости и дешевой рабочей силой могут выдвигать это как аргумент для привлечения промышленников, предпринимателей сферы услуг и др. с целью создания новых рабочих мест. Если рабочих рук не хватает, а рабочих мест в избытке, то территории, стремясь заполучить новые кадры, могут подчеркивать, рекламировать положительные возможности для проживания и перспективы роста, высокую заработную плату, возможность выбора профессии и т.п. Возможен и адресный маркетинг, нацеленный на привлечение на территорию людей конкретных профессий, определенных уровней квалификации.

   Маркетинг людей может осуществляться, по крайней мере, в пяти формах, которые описываются ниже:

2.5.1  Знаменитые люди

  Связь известного лица с опре­деленным местом - это мощ­ное средство построения пози­тивной ассоциации. Антверпен называет себя «город Рубенса». Рованиеми на севере Финлян­дии позиционирует себя как «родина Санта Клауса». В рож­дественский сезон в Рованиемк организуются интернацио­нальные туры, в том числе в их Арктический центр, который получил три звезды (наивыс­шая оценка) в рейтинге путево­дителей Michelin.    Прага рекла­мирует себя как «родной город Франца Кафки». Ливерпуль на­поминает посетителям, что это «родина «Битлз». Генуя торгует именем, памятью и славой Христофора Колумба.

   Спортивные команды и от­дельные спортсмены тоже фор­мируют лицо многих европей­ских городов. У Неаполя есть «Наполи», у Мадрида - «Реал», у Милана - «Милан» и «Интер», а у Манчестера - «Манчестер Юнайтед». Вот что сказал об этом Ричард Лиз, возглавляю­щий городской совет Манчес­тера: «Футбол является залогом самобытности нашего города. Он многим дает смысл жизни. Он придает городу чувство уве­ренности в себе, которое нам так нужно».

   Некоторые места реклами­руют свой научный, а не спор­тивный багаж. Например, вен­ский фонд содействия бизнесу рекламирует своих знаменитых на весь мир ученых, чтобы по­мочь позиционировать свой город как современный поли­гон самой передовой научной мысли.

 

2.5.2 Энергичные местные лидеры

  Слава о тех местах, где есть блестящие деловые и полити­ческие лидеры, может распро­страниться очень быстро. В обстановке безработицы и низких инвестиций лидерам полезно проявить профессио­нальный энтузиазм и опти­мизм. Этот подход чаще ис­пользуют в США, чем в Европе. Когда Джим Хант стал губерна­тором Северной Каролины, ло­зунг его предвыборной кампа­нии гласил: «Наш новый губер­натор - человек дела!». На фо­тографиях Хант представал на строительных площадках, уве­ренно улыбающимся и с желтой строительной каской на го­лове.

   В Европе заметно меньше примеров того, как различные регионы набирают очки за счет известности местных лидеров. Но их число растет. Молодой гу­бернатор Нижнего Новгорода, российского города с населени­ем в миллион человек, стал из­вестен благодаря «нижего­родской модели». Врач по обра­зованию, губернатор Борис Ефимович Немцов открыл свой город внешнему миру и стал инициатором рыночных ре­форм и инновационных проек­тов. Он установил новый поря­док в администрации региона и заслужил уважение даже у потен­циальных западных инвесторов. К сожалению для Нижнего Нов­города, профессиональные ус­пехи привели Немцова в Москву, где он занимал пост вице-премь­ера в правительстве Бориса Ель­цина, пока не был внезапно сме­щен летом 1998 года.

Информация о работе Стратегии территориального маркетинга (на примере Минусинского района)