Стратегии п формы сбыта продукции предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Cовременная экономика характеризуется тем, что место производства и место потребления продукта не совпадают по времени. По времени эти процессы также не следуют непосредственно друг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблем требует затраты больших средств. В отдельных случаях эти затраты требуют до 70% розничной цены потребительского товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3

1. СИСТЕМА СБЫТА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………… 6

1.1. Сбытовая политика фирмы, её элементы…………………………………...6

1.2. Виды сбыта, признаки их классификации………………………………….7

1.3. Роль посреднических организаций в распределении продукции………..12

2. ТОВАРОДВИЖЕНИЕ………………………………………………………..17

2.1. Планирование товародвижения……………………………………………17

2.2. Управление каналами товародвижения………………………………….18

2.3. Организация и эффективность системы товародвижения………………19

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ СБЫТА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………21

3.1. Организация сбытовой сети………………………………………….……21

3.1.1. Выбор канала сбыта……………………………………………………..25

3.1.2. Выбор стратегии охвата рынка………………………………………….29

3.1.3. Выбор коммуникационной стратегии в системе сбыта……….……….31

3.1.4. Стимулирование сбыта ……………………………………………….….33

3.2. Организация отдела сбыта на предприятии………………………………36

4. ИНТЕРАКТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ………………………………………..47

4.1. Маркетинговая деятельность дистрибьютора……………………………47

4.2. Прямой маркетинг как метод сбыта……………………………………….51

4.2.1. Обоснование маркетинга без магазинов………………………………..51

4.2.2. Введение системы интерактивного маркетинга………………………..53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..………………………………………....58

Работа содержит 1 файл

маркетинг курсовая.doc

— 371.00 Кб (Скачать)

- сокращение числа контактов;

- экономия на масштабе;

- уменьшение функционального несоответствия;

- улучшение ассортимента;

- улучшение обслуживания.

       Сокращение  числа контактов обеспечивается путем организации торговли через оптового торговца. Приведем пример: товар данной группы изготавливают 3 изготовителя, а потребляют 5 потребителей. Возможны две наиболее простые схемы сбыта товаров:

- без посредников, напрямую — каждый изготовитель связан с каждым потребителем; количество связей при такой схеме равно произведению количества изготовителей на количество потребителей, т.е. 3 х 5 = 15;

- через посредника — каждый изготовитель и каждый потребитель связаны только с посредником; количество связей при такой схеме равно сумме количества изготовителей и количества потребителей, т.е. 3 +5 = 8. Подобная схема сбыта, называемая еще централизованной, более эффективна, так как сокращает число действий, обеспечивающих согласование предложения и спроса.

       Экономия  на масштабе сбытовых операций получается за счет группировки предложений многих изготовителей. Посредник способен выполнять определенные функции в большем объеме, чем отдельный изготовитель. Например, издержки торгового представителя оптовой фирмы могут быть распределены по нескольким производителям. В результате расходы на выполнение функции продажи уменьшаются по сравнению с вариантом, когда каждый производитель должен иметь свой торговый персонал.

       Уменьшение  функционального несоответствия между  поставками и заказчиками тоже обеспечивается организацией сбыта через посредников. Приобретая крупные количества товаров, обеспечивая их хранение и разбиение на мелкие партии, оптовые и розничные торговцы дают возможность изготовителям и потребителям иметь дело с более удобными для них масштабами поставок. В отсутствие посредников изготовитель должен был выпускать товары мелкими партиями, чтобы адаптироваться к объему заказов, поступающих от отдельных покупателей. Кроме того, он был бы вынужден создавать большие запасы. Если одна организация принимает на себя два разных вида деятельности, например производство и сбыт, оптимальные масштабы для которых различны, она вынуждена осуществить по крайней мере один из этих видов в масштабе, который больше или меньше оптимального. Последствием этого будет повышение издержек в сравнении со случаем, когда оба действия выполняются раздельно на своем оптимальном уровне.

       Улучшение ассортимента товароводно из требований потребителей. Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большей мере определяется требованиями однородности в производстве, применяемыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т.д., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и взаимозаменяемостью товаров. Обычно потребителям нужны разнообразные товары в небольших количествах, тогда как изготовители производят ограниченный набор товаров в больших объемах. Следовательно, роль посредников состоит в обеспечении разнообразия товаров, чтобы покупатели могли в одной сделке приобрести несколько товаров, сэкономив на этом свое время и необходимые усилия. Аналогичная экономия создается и для изготовителя. Например, фирма, специализирующаяся на инструментах определенного вида, не сможет открыть собственные магазины, если не начнет предлагать в них широкий ассортимент товаров, обычно имеющихся в магазинах этого типа. Очевидно, что торговцу легче обеспечить этот ассортимент, обратившись к нескольким изготовителям, особенно если они являются конкурентами.

       Улучшение обслуживания покупателя обеспечивается, когда этим занимается посредник, т.к. он ближе к покупателю, лучше знает местные условия и условия применения товара. Посреднику легче приспособиться к местным условиям, обеспечить лучшее послепродажное обслуживание и другие услуги. Однако это превосходство посредников не является непоколебимым. В условиях конкуренции посредникам постоянно приходится повышать качество услуг и снижать издержки. 
 

     3.1.1 Выбор канала сбыта 
 

     Выбор структуры канала сбыта сводится к решению вопроса о распределении  обязанностей между участниками  процесса обмена. С точки зрения фирмы, прежде всего нужно решить, следует ли поручать кому-либо часть  функций сбыта, и если да, то в каких пределах и на каких условиях.

       Существует  четыре класса посредников, которые могут быть включены в канал сбыта:

- оптовые торговцы;

- розничные торговцы;

- агенты и брокеры;

- коммерческие компании по обслуживанию.

       Подробное описание посредников было рассмотрено мной во второй главе. Вертикальная структура канала характеризуется числом уровней, отделяющих производителя от конечного пользователя (без посредников, с одним или несколькими посредниками). С точки зрения производителя, чем длиннее канал, тем труднее его контролировать.

       Фирма обычно прибегает к использованию  нескольких каналов сбыта либо с  целью создать конкурентную ситуацию, соперничество между торговцами, либо с целью выхода в несколько  сегментов с различными покупательскими  привычками. Например, аппаратура с маркой "Филипс" продается на рынках уцененных товаров, в гипермаркетах, в крупных магазинах, в магазинах новинок, вплоть до розничных магазинов, принадлежащих самой фирме "Филипс". Корейская фирма "Самсунг Электроникс", реализуя на российском рынке свою продукцию через дистрибьюторов и быстро расширяющуюся дилерскую сеть, в то же время активно создает собственные фирменные магазины, склады и центры по обслуживанию своей продукции.  

     Таблица 3.1.1.1 Критерии выбора сбытового канала 
 

Учитываемые характеристики

Прямой Непрямой  канал Особенности и условия реализации выбора
канал короткий длинный
1. Характеристики  
покупателей:

Многочисленные

   
**
 
***
 
принцип сокращения числа контактов играет важную роль
высокая концентрация ** ***   низкие издержки на один контакт
крупные покупки ***     издержки на установление контактов быстро амортизируются
нерегулярные  покупки   ** *** повышенные  издержки при частых и малых издержках 
операционная  поставка   ** *** наличие запасов  вблизи точки продажи
2. Характеристика  товаров:         
расходные продукты ***     необходимость быстрой доставки
большие объемы *** **   минимизация транспортных операций
технически  несложные   ** *** низкие требования по обслуживанию
Нестандартизованные ***     товар должен быть адаптирован к специфическим  потребностям
в стадии запуска *** **   необходимо  тщательное слежение за новым товаром
высокая ценность ***     издержки на установление контактов быстро амортизируются
3. Характеристика  фирмы:         
ограниченные финансовые ресурсы   ** *** сбытовые издержки пропорциональные объему продаж
полный  ассортимент *** **   фирма может  предложить полное обслуживание
желателен хороший контроль ***     минимизация числа  экранов между фирмой и ее рынком
широкая известность   ** *** хороший прием  со стороны системы сбыта
широкий охват   ** *** сбыт должен быть интенсивным

*** Наиболее предпочтительный  канал.  

       В сбытовой сети можно наблюдать различные  варианты конкуренции:

- между посредниками одного уровня сбытовой сети;

- межвидовая горизонтальная конкуренция, например, конкуренция между самообслуживанием и полным обслуживанием;

- вертикальная конкуренция, т.е. конкуренция между посредниками более высокого и низкого уровня, например, розничные торговцы (в структуре канала сбыта занимают положение ниже оптовиков) могут осуществлять функции оптовика, а оптовики — розничных торговцев;

- конкуренция между сбытовыми каналами в целом, например, традиционная сбытовая сеть конкурирует с продажей товаров по почте.

     Эволюция  системы сбыта, имевшая место в последние десятилетия, резко обострила конкуренцию между посредниками всех типов. Одним из проявлений этой конкуренции стало развитие вертикальных маркетинговых систем, которые имеют следующие разновидности:

- интегрированные вертикальные маркетинговые системы (ВМС), объединяющие в одном лице изготовителя товара и сбытовика;

- договорные ВМС, в свою очередь имеющие следующие разновидности: добровольные цели под эгидой оптового торговца; кооперативы розничных торговцев; франшизные системы;

- контролируемые ВМС, отличающиеся бесконтрактной формой кооперации между изготовителем и сбытовой сетью.

       Выбор конкретного канала сбыта определяется прежде всего ограничениями, накладываемыми целевым рынком, факторами поведения  покупателей, особенностями товара и фирмы и другими факторами .

     3.1.2 Выбор стратегии охвата рынка

 
 

     При выборе непрямого канала сбыта возникает  вопрос, сколько требуется посредников, чтобы обеспечить уровень охвата рынка, который необходим для  решения задачи проникновения на рынок.

       Различают три стратегии охвата рынка:

- стратегия интенсивного сбыта путем использования максимально возможного числа торговых точек и складов. Эта стратегия охвата подходит для товаров повседневного спроса, сырьевых товаров и нетрудоемких услуг. Особенности: разная рентабельность товаров по рынкам; трудно контролировать весь рынок; имидж марки товара трудно поддерживать. Пример: реализация жевательных резинок везде, где только это возможно;

- стратегия избирательного сбыта, используемая для товаров предварительного выбора (когда покупатель проводит маркетинг товарных рынков, изучая и сопоставляя показатели качества, цену и другие параметры товаров). Особенности: изготовитель сознательно ограничивает доступность товара, чтобы снизить издержки распределения и добиться от посредников более эффективного сотрудничества; низкая доступность товаров приводит к потерям потенциальных покупателей; ориентация чаще всего на короткий непрямой канал сбыта и самостоятельное выполнение функций оптовика. Пример: фирма "Пьер Карден" распространяет свои предметы одежды в тщательно отобранных специализированных магазинах и старается быть представленной лучшими из них;

- эксклюзивное распределение и франшизаспособ охвата рынка изготовителем только через одного торговца (фирму). Торговец обязан не продавать конкурирующие марки той же товарной категории, проводить в жизнь политику изготовителя. Франшиза — вертикальная договорная маркетинговая система для сбыта потребительских товаров и услуг, которая предусматривает долгосрочные договорные отношения между изготовителем и фирмой (франшизером), реализующей товар на ограниченной территории. Франшиза может быть между изготовителем и розничным торговцем, между изготовителем и оптовиком, между оптовиком и розничным торговцем, между фирмой по обслуживанию и дистрибьютором (распределителем). Пример: фирма Ви Эй Джи сбывает свои автомашины через эксклюзивных дилеров, каждый такой дилер имеет свой регион, в котором никакой другой дилер не имеет права предлагать марку Ви Эй Джи. 
 
 
 
 
 

   3.1.3 Выбор коммуникационной стратегии в системе сбыта

 
 

   Сотрудничество  посредников — ключевой фактор успешной реализации маркетинговой стратегии  фирмы. Чтобы его добиться, фирма  может выбрать коммуникационную стратегию вталкивания или втягивания, а также их комбинацию.

     Стратегии вталкивания характеризуются тем, что основные маркетинговые усилия изготовителей обращены на посредников, чтобы побудить их принять марки фирмы в свой ассортимент, создать необходимые запасы, выделить ее товарам хорошее место в торговом зале и побуждать покупателей к закупкам товаров фирмы. Цель: добиться добровольного сотрудничества с посредником, предложив ему привлекательные условия и продвигая свой товар любым доступным способом. Стратегия вталкивания подразумевает гармоничные отношения с посредниками, и главную роль здесь играют торговые представители изготовителя. Основные способы мотивирования посредника: рост продаж и поддержание уровня запасов; интенсификация работы торгового персонала; рост локальной активности по продвижению товаров (локальная реклама, расширение пространства магазинов, продвижение товаров магазинами); улучшение обслуживания клиентов.

Информация о работе Стратегии п формы сбыта продукции предприятием