Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:02, контрольная работа
Одним из главных вопросов любого бизнеса является проблема ценообразования. Ведь цена – это тот самый камень преткновения, который становиться между довольным клиентом и счастливым предпринимателем. Чем выше цена – тем выше доход, но тем меньше желающих приобрести этот товар. Как же определить ту самую оптимальную цену?
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕНОВЫХ СТРАТЕГИЙ………………………………………………………………….4
2. ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАРКЕТИНГЕ…………12
2.1. Стратегии установления цен на новые товары…………………………..12
2.2. Стратегии установления цен в рамках товарной номенклатуры………...13
2.3. Стратегии корректирования цен…………………………………………...16
2.4. Политика снижения или повышения цен………………………………….20
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..25
Установление цены на подлинную новинку. Тот, кто выпускает на рынок защищенную патентом новинку, при установлении цены на нее может выбрать либо стратегию «снятия сливок», либо стратегию прочного внедрения на рынок [4, с.238].
Стратегия «снятия сливок» является эффективной при следующих условиях: 1) имеется достаточно большое число потенциальных клиентов, готовых немедленно купить товар по высокой начальной цене, что обеспечивает достаточную рентабельность продаж; 2) высокая начальная цена не привлекает конкурентов; 3) снижение цены приводит на данном рынке лишь к незначительному росту объема продаж и уменьшению издержек на единицу продукции; 4) клиенты воспринимают высокую цену как признак высокого качества [5, с.376].
Второй подход характеризуется установлением на новый продукт низкой цены, необходимой для привлечения большого числа покупателей и завоевания значительной рыночной доли. Применению данной стратегии благоприятствуют следующие факторы:
1. рынок должен быть высокочувствительным к цене, и низкая цена способствует его расширению;
2. с ростом
объемов сбыта
Установление цены на новый товар-имитатор. Если новый продукт не является принципиально новым, а в чем-то (например, в упаковке, дизайне) превосходит существующие продукты, в основу выбора ценовой стратегии ложится позиционирование данного продукта по качеству и цене. В таблице 1 показаны девять возможных стратегий относительно цены и качества. [1, с.345].
Таблица 1[1, с.345] Стратегии «цена - качество»
Цена |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Качество | |||
Высокое |
Премиальная стратегия |
Стратегия, высокоценная для потребителя |
Стратегия чрезвычайно ценная для потребителя |
Среднее |
Стратегия, когда цена превышает качество |
Стратегия «средняя цена – среднее качество» |
Стратегия, ценная для потребителя |
Низкое |
Стратегия «блефования» |
Экономически невыгодная стратегия |
Стратегия экономии |
2.2 Стратегии установления
цен в рамках товарной
Ценообразование в случае, если продукт является частью продуктовой линии, обладает своей спецификой. При этом организация стремится установить цены, максимизирующие суммарную прибыль. Сложность ценообразования заключается в том, что спрос и затраты на производство различных товаров, входящих в номенклатуру, взаимосвязаны, и, кроме того, различные товары отличаются по уровню своей конкурентоспособности. Выделяют пять стратегий ценообразования в рамках товарной номенклатуры [1, с.342].
1. Ценовые линии связаны
с продажей продукции в
При разработке ценовой линии маркетолог должен учитывать следующие факторы. Во-первых, цены должны быть достаточно отделены друг от друга, чтобы потребители осознавали качественные различия между моделями, иначе они будут рассматривать нижнее значение как самую подходящую для себя цену и исходить из того, что между моделями нет различий. Во-вторых, цены должны быть больше разделены в верхнем диапазоне, поскольку потребительский спрос становится менее эластичным. В-третьих, соотношение цен должно поддерживаться при повышении издержек, с тем чтобы сохранялись четкие различия.
Ценовые линии создают преимущества как для участников каналов товародвижения, так и для потребителей. Участники каналов могут предлагать набор товаров, привлекать различные сегменты рынка, предлагать потребителям более дорогие модели в рамках диапазона цен, контролировать запасы с помощью цен, исключать конкурентов, предлагая модели по всему диапазону цен, и увеличивать общий объем реализации. Потребители получают ассортимент, из которого они могут выбирать; минимизируется путаница; можно сделать сравнения; в пределах желательного диапазона цен существуют различные альтернативы по качеству.
Ценовые линии
имеют и ряд ограничений. Во-первых,
потребители могут считать
2. Одновременное установление цен как на основной продукт, так и на дополняющие или вспомогательные продукты, например, достаточно дешевый автомобиль доукомплектовывается за дополнительную цену определенным оборудованием [1, с.343]
3. Компании, производящие товары, которые следует использовать с основным изделием, применяют стратегию установления цен на обязательные принадлежности. Примерами таких обязательных принадлежностей могут служить, например, бритвенные лезвия, фотопленка, программное обеспечение. Производители основных товаров зачастую назначают на них низкие цены, а на принадлежности устанавливают высокие цены [2, с.693].
4. Установление
цен на побочные продукты
5. Установление
цен на комплект товаров. Суть
заключается в том, что
2.3 Стратегии корректирования цен
Базисные, прейскурантные
цены обычно изменяют с учетом различий
между клиентами и условий
продажи. В этой связи используют
следующие стратегии
Ценовая скидка
предоставляется производителем оптовым
и розничным торговцам, другим клиентам
в течении определенного
Используют следующие виды ценовых скидок: скидки за платеж наличными – снижение цены покупателям, оперативно оплачивающим счета; скидка за количество закупаемого товара – снижение цены покупателям, закупающим товар в больших количествах; функциональные скидки – снижение цены для организаций системы товародвижения, выполняющих определенные функции по продаже товара, его хранению и др.; сезонные скидки – скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки; уменьшение прейскурантной цены на новый товар при условии сдачи старого.
Введение временной
ценовой скидки может быть обусловлено
необходимостью противостоять ценовой
политике конкурента или появлению
нового товара. Ценовая скидка может
предоставляться
Стимулирующее ценообразования – временное назначение цены ниже прейскурантной цены, иногда – ниже себестоимости, с целью активизации продажи на коротком интервале времени. Происходить это может по-разному. 1).Предприятия торговли на некоторые товары устанавливают цену как для убыточных лидеров, что делается ради привлечения покупателей в магазин в надежде, что они заодно приобретут и другие товары с обычными наценками. 2). Для привлечения большего числа клиентов в определенные периоды времени продавцы также пользуются ценами для особых случаев. Так, для привлечения в магазины утомленных от предновогодних покупок людей каждый год в январе устраиваются зимние распродажи. 3). Иногда производители предлагают потребителям, покупающим товар у дилеров в определенный период времени, скидку наличными. Эта скидка передается производителем непосредственно потребителю. Скидка наличными – гибкое орудие сокращения товарных запасов в периоды затруднения сбыта без снижения прейскурантных цен [4, с.243].
Дискриминационное
ценообразование – продажа
Установление цен по географическому принципу предполагает установление цен для потребителей в разных частях страны. Выделяют следующие пять стратегий корректировки цен по географическому принципу: установление цены в месте происхождения товара, ценообразование с единой ценой доставки, зональное ценообразование, ценообразование на основе базисного пункта, ценообразование с оплатой доставки товара.
Установление цены в месте происхождения товара. Предприятие может потребовать от клиентов оплаты расходов по транспортировке товара от предприятия до местонахождения заказчика. Эта система называется «установление цены в месте происхождения товара» и означает, что товар передается перевозчику на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к заказчику, который оплачивает все расходы по транспортировке. Сторонники установления цены в месте происхождения товара считают данный метод самым справедливым приемом оценки транспортных расходов, поскольку каждый заказчик платит сам за себя. Недостаток состоит в том, что для удаленных клиентов производитель оказывается дорогой организацией. И если основной конкурент располагается ближе, он обойдет ее на местном рынке.
Ценообразование с единой ценой доставки – установление для всех клиентов единой цены с включенными в нее расходами по доставке вне зависимости от месторасположения клиентов. Этот метод является полной противоположностью первого метода.
Зональное ценообразование предполагает разделение рынка на несколько географических зон. Для потребителей каждой географический зоны устанавливается единая цена вне зависимости от их расположения в пределах данной зоны.
Ценообразование на основе базисного пункта – продавец выбирает какой-то город в качестве базисного пункта и определяет для всех клиентов стоимость транспортировки от этого города вне зависимости от того, из какого пункта в действительности происходит отгрузка товара. Данный подход к определению цены транспортировки приводит к уменьшению суммарной цены для потребителей, близко расположенных к производителю, и к снижению – для отдаленных потребителей.
Ценообразование
с оплатой доставки товара – продавец
для активизации бизнеса
Ценообразование по психологическому принципу основано на том, что при определении цены учитываются не только экономические, но и психологические факторы [1, с.346-348]. Потребители часто полагают, что высокие цены означают высокое качество, а низкие цены – низкое качество. При установлении цен это особенно важно для ситуации, когда о качестве можно судить только по цене; покупатели предполагают, что качество отдельных марок существенно различается, обладают недостаточным опытом или уверенностью в определении качества (например, в случае новых товаров); высокие цены исключают массовый рынок, фирменные названия неизвестны или требуют определенных уровней цен для поддержания своего образа. Важно, чтобы цены должным образом отражали качество и образ, которые фирма хочет создать для своей продукции.
В случае престижных цен, основанных на этой концепции, предполагается, что потребители не приобретают товары и услуги по ценам, которые считаются слишком низкими. Потребители устанавливают нижние пределы цен и не покупают ничего дешевле. Они полагают, что качество и статус в этом случае низки. Одновременно потребители устанавливают верхние границы цен, которые они считают приемлемыми для конкретных товаров и услуг. Для каждого товара или услуги фирма должна устанавливать цену в рамках приемлемого диапазона между нижним и верхним значениями [8, с.290].
Психологи неоднократно замечали, что существует некий «пороговый» эффект «круглых» цен. Поэтому скорее назначат цену в 24,95 рублей, чем ровно в 25 рублей.
Исходя из психологических установок, не следует бояться заявлять цены в рекламе, в витрине, в различных документах, связанных с продвижением товаров. Предложений с указанием цен бояться не стоит. Зрительное восприятие цены, как правило, вызывает больше доверия к продавцу, говорит об уверенности в правильности проводимой им торговой политики.
В ряде случаев в упаковку с теми же размерами, что и у конкурентов, расфасовывают меньшее количество товара (стиральные порошки, продукты питания, медикаменты и др.), назначая при этом и более низкую цену на данный товар. При этом истинный вес или объем указываются на упаковке. Данный метод установления цены или, скорее, в целом продвижения товара ориентирован на невнимательного покупателя [1, с.347].
2.4. Политика снижения или повышения цен
Предприятия, разработавшие стратегию ценообразования и собственную систему цен, время от времени испытывают необходимость в их снижении или повышении.
Инициативное снижение цен. Оно может быть вызвано несколькими обстоятельствами. Одно из них – недогрузка производственных мощностей. В этом случае фирме нужно увеличить свой оборот, а добиться этого за счет интенсификации торговой деятельности, совершенствования товара и прочих мер не удается. Еще одним обстоятельством оказывается сокращение доли рынка под напором ценовой конкуренции. Предприятие выступает инициатором снижения цены и в тех случаях, когда пытается добиться доминирующего положения на рынке. Для этого оно либо сразу выходит на рынок с ценами ниже, чем у конкурентов, либо первым снижает цены в надежде завоевать такую долю рынка, которая обеспечит снижение издержек производства за счет роста объема реализации.