Стадия реализации (внедрения), результатов исследования и совершенствования оргпроекта системы управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

В ведущих в промышленном отношении странах, где фирмы и компании действуют в жестких условиях рынка и конкуренции, успешно функционировали СК, а ныне действуют СМК продукции и услуг. Состав и сущность таких систем регламентируются рядом международных стандартов по управлению, в частности ИСО серии 9000. Соответствие системы требованиям стандартов потребителями признается гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные (контрактные) условия.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Подготовительная стадия иследования системы управления качеством
...........................................................................................................................5
1.1 Состав начальных работ............................................................................5

1.2 Техническое задание...............................................................................11

2. Исследовательско-проектная стадия исследования системы управления качеством........................................................................................................13
2.1 Состав основных работ............................................................................13
3. Стадия реализации (внедрения), результатов исследования и совершенствования оргпроекта системы управления качеством................................................18
3.1 Состав основных работ............................................................................18
3.2 Документационное обеспечение системы управления качеством......21
Заключение.....................................................................................................24
Глоссарий........................................................................................................29
Список использованной литературы...........................................................31
Cписок сокрашений.......................................................................................32
Приложения A................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

Исследование системи качества.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     Базой для достижения целей в области  качества является планирование, важнейшим  конкретным воплощением которого служат планы мероприятий. Достаточно эффективно они могут быть отражены в целевых программах с предусмотренным в них ресурсным обеспечением достижения целей в области качества.

     При формировании политики предприятия  в области качества следует учитывать  требования, предъявляемые к ней, а именно:

  • руководство должно определять политику в области качества в письменном виде, т.е. документально, и этот документ целесообразно подписывать первому руководителю предприятия, подчеркивая тем самым его значимость и приоритет;
  • политика в области качества должна быть согласована с другими направлениями деятельности предприятия;
  • руководство должно обеспечивать полное понимание каждым членом коллектива разработанной политики в области качества, неуклонно ее осуществлять и проводить в жизнь;
  • политика в области качества должна быть сформулирована таким образом, чтобы она касалась каждого члена трудового коллектива предприятия, а не только качества выпускаемой продукции;
  •  
  • документ, раскрывающий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого работника.

     Таким образом, приемлемой политикой в  области качества продукции является та, которая положительно отвечает на следующие вопросы:

  • является ли она краткой?
  • касается ли она каждого работника коллектива предприятия?
  • установлены ли в ней стандарты (требования) к качеству работы?
  • охвачены ли в ней все аспекты качества поставляемой потребителю продукции и услуг? (этот вопрос следует относить также к срокам поставки продукции, цене, качеству конечных результатов деятельности предприятия, включая услуги);
  • подписана ли политика в области качества первым лицом предприятия?

     На  практике политика в области качества формулируется таким образом, чтобы  отвечать во многом на перечисленные  выше вопросы. Отечественный опыт формирования политики в области качества, как показывает анализ, во многом соответствует зарубежной практике. При этом документу «Политика в области качества» в ряде случаев предшествует заявление о «Политике в области качества».

     Применительно к предприятию весь комплекс документации системы УК, помимо заявления о «Политике в области качества» и самого документа «Политика в области качества» (данные документы могут входить в состав основополагающего документа системы УК), следует подразделить на основополагающие (основные), общие и специальные документы.

     В составе системы качества наряду с указанными выше документами могут  также действовать другие НТД  и НМД (методики, правила, ТУ, международные, государственные и иные стандарты, технологические карты и т.п.). Главное, чтобы в них документально в необходимой мере был отражен весь комплекс вопросов качества и конкурентоспособности продукции.

     При проведении исследования системы УК все разработанные и действующие  НТД и НМД следует проверить  на соответствие требованиям, приведенным в действующих НМД, в том числе в стандартах на такого вида документы (например, в ГОСТ Р ИСО серии 9000). При этом целесообразно также учесть все имеющиеся конструктивные рекомендации по оформлению документов системы.

     Основные вопросы для определения соответствия документации требованиям управления:

  • разработана ли документированная процедура для управления документацией?
  • есть ли процедура, регламентирующая управление записями?
  • соблюдаются ли правила требования при управления записями?
  • проверяются ли документы на адекватность их применения?
  • анализируются ли документы на их адекватность процессам до их применения в практике?
  • вносятся ли изменения в документах в целях обеспечения 
    адекватности до их применения и в течение срока действия?
  • осуществляется ли пересмотр документов?
  • обеспечены ли документами исполнители?
  • существует ли механизмы восстановления документов в случае их утраты, непреднамеренного использования документации утратившей силу?
  • осуществляется ли использование и управление документацией внешнего происхождения?
  • сертифицирована ли система УК?

     Приведенный перечень вопросов далеко не полон, и  в каждом конкретном случае следует  руководствоваться требованиями документов, в соответствии с которыми должна функционировать система УК.

     Таким образом, нормативно-методическое обеспечение  систем УК обусловливает создание совокупности регламентирующих документов различного статуса. При этом к качеству содержания каждого из них следует предъявлять  исключительно жесткие требования. В противном случае документация будет неработоспособной.

     Следует отметить, что особенно неоценимое значение в условиях рыночных отношений  приобретают вопросы исследования СУ в процессе их совершенствования. При этом порядок и последовательность работ по совершенствованию для упрощения понимания и реализации должны содержать практически тот же состав стадий, этапов и операций, что и при первичном формировании современных систем УК.

     Опыт  проведения исследований позволил определить следующие основные направления совершенствования и развития систем:

  • дальнейшее совершенствование всех элементов системы; при этом важнейшим средством улучшения их функционирования является автоматизация процессов УК;
  • расширение круга задач по управлению и создание на основе системного УК многоцелевых СУ производством, основанных на принципах рыночной экономики.

     Улучшение проекта может быть достигнуто:

  • внесением изменений в НТД и НМД и разработкой и внедрением новой документации;
  • разработкой и выполнением заложенных в усовершенствованный проект планов мероприятий по повышению и обеспечению качества выпускаемой продукции;
  • системным совершенствованием.

     При разработке новых СТП основными  операциями совершенствования системы  являются: разработка ТЗ на пересмотр  основного СТП (или руководства  по качеству) и составление плана по разработке новых СТП; разработка новых СТП и пересмотр основного СТП; корректировка рабочего проекта системы УК; внедрение новых СТП, других НТД и НМД.

     При системном развитии и совершенствовании  проекта систем УК работы следует проводить по следующим стадиям:

  • подготовка к совершенствованию системы;
  • совершенствование проекта системы;
  • внедрение усовершенствованного проекта.

     Совершенствование и развитие системы требует соответствующей  переработки, изменения и улучшения  проекта системы УК. По своему содержанию и форме улучшение проекта зависит от причин, его вызвавших, и объемов возможных при этом работ.

     На  основе оценки результатов функционирования системы УК осуществляется приемка  усовершенствованной системы, что  может стать позитивной предпосылкой для вторичной сертификации системы УК.

     Повышение уровня качества продукции в стране в целом может быть достигнуто принятием государственных программ целевого характера. При разработке таких программ необходимо предусматривать:

  • решение важнейшей приоритетной задачи;
  • согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
  • комплексность и экономическую безопасность всех мероприятий программы;
  • согласованность решений федеральных и региональных задач;
  • достижение позитивного результата в установленные сроки.

     Разработка  и осуществление целевых программ по повышению качества на федеральном  уровне продиктованы жизненной необходимостью, а их сущность определяется соответствующими принципами подготовки и реализации.

 

       

     Глоссарий 

№ п/п Новое понятие Содержание
 
Анализ
Мысленное или  реальное разделение объекта на предметы, сопоставление предметов или  явлений в той или иной сфере  деятельности, изучение посредством  расчленения и сопоставления, метод исследования.
 
 
Исследования
Вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и  оценить проблемы, определить тенденции  развития, найти возможность использования  знаний в практической деятельности человека.
 
Классификация
Прием, посредством  которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый принадлежащий  исходному множеству объект попал  только в один класс.
Менеджер Лицо, принимающее  управленческие решения в системе социально-экономического управления
 
Понятие
Обозначение явлений  и предметов действительности в  мышлении человека, инструмент логического  оперирования, обобщение существенных свойств и связей явлений.
Предмет исследования Конкретная  проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
 
Программа исследования
Комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполагаемый результат.
 
Система управления
Совокупность  отношений управления в социально-экономической системе (организации). Система действий менеджера по реализации воздействия. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.
 
Управление
Целенаправленное  воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединяющее совместную деятельность людей.
Характеристика Совокупность  фактов, отражающих содержание, состояние  или изменение того или иного  явления.
 
 

 

     

Список  использованных источников

 

1. ГОСТ  Р ИСО 9000–2001. Основные положения и словари.

2. ГОСТ  Р ИСО 9000–2001. Система менеджмента качества. Требования.

3. ГОСТ  Р ИСО 9004–2001. Рекомендации по улучшению деятельности.

4. ГОСТ  Р 50691–94. Модель обеспечения качества услуг.

5. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: Издательско-консалтинговое предприятие ДеКА. 2003.

6. Лапидус В.А. Всеобщее качество в российских компаниях. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.

7. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. – М.: ГУВШЭ. 2002.

8. Мишин В.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005.

9. Мишин В.М. Управление качеством. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.

10. Мухин В.И. Исследование систем управления. – М.: «Экзамен». 2003. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  сокращений 

АС – автоматизированная система.

ГОСТ  Р – государственный стандарт России.

ИСО –  международная организация по стандартизации.

НМД  – нормативно-методическая документация.

НТД –  нормативно-техническая документация.

РД – руководящий документ.

СМК –  система менеджмента качества.

СТП – стандарт предприятия.

ТЗ – техническое задание.

УК – управление качеством.

ЦПК– целевая научная технико-экономическая программа повышения качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения A 
 
 
 
 

Низкая  рентабельность капитала, равная 11% Крайне редкое проведение НИОКР   Тотальный контроль за работниками Низкие месячные оклады рабочих, равные 600-800 рублей

Информация о работе Стадия реализации (внедрения), результатов исследования и совершенствования оргпроекта системы управления качеством