Стадия реализации (внедрения), результатов исследования и совершенствования оргпроекта системы управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

В ведущих в промышленном отношении странах, где фирмы и компании действуют в жестких условиях рынка и конкуренции, успешно функционировали СК, а ныне действуют СМК продукции и услуг. Состав и сущность таких систем регламентируются рядом международных стандартов по управлению, в частности ИСО серии 9000. Соответствие системы требованиям стандартов потребителями признается гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные (контрактные) условия.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Подготовительная стадия иследования системы управления качеством
...........................................................................................................................5
1.1 Состав начальных работ............................................................................5

1.2 Техническое задание...............................................................................11

2. Исследовательско-проектная стадия исследования системы управления качеством........................................................................................................13
2.1 Состав основных работ............................................................................13
3. Стадия реализации (внедрения), результатов исследования и совершенствования оргпроекта системы управления качеством................................................18
3.1 Состав основных работ............................................................................18
3.2 Документационное обеспечение системы управления качеством......21
Заключение.....................................................................................................24
Глоссарий........................................................................................................29
Список использованной литературы...........................................................31
Cписок сокрашений.......................................................................................32
Приложения A................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

Исследование системи качества.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение...........................................................................................................3 
1. Подготовительная стадия иследования системы управления качеством 
...........................................................................................................................5 
1.1 Состав начальных работ............................................................................5

1.2 Техническое  задание...............................................................................11

2. Исследовательско-проектная стадия исследования системы управления качеством........................................................................................................13 
2.1 Состав основных работ............................................................................13 
3. Стадия реализации (внедрения), результатов исследования и совершенствования оргпроекта системы управления качеством................................................18 
3.1 Состав основных работ............................................................................18 
3.2 Документационное обеспечение системы управления качеством......21 
Заключение.....................................................................................................24 
Глоссарий........................................................................................................29 
Список использованной литературы...........................................................31 
Cписок сокрашений.......................................................................................32 
Приложения A................................................................................................33

 

      Введение

 

     Целевая система управления качеством является одной наиболее важных и приоритетных подсистем исследования систем управления (СУ). Для исследований прикладного характера данная система является наиболее типовой среди всех других и в условиях рыночных отношений во многом реально формирует эффективность деятельность всей производственно-хозяйственной системы любого предприятия и организации.

     Управление  качеством (УК) как наука получило теоретическую основу у нас в  стране в 70–80-е гг. XX в. За этот период было проведено много исследований и экспериментов, были опубликованы монографии, книги и статьи на данную тему. Исключительно важный и принципиальный итог этой работы состоит в том, что УК стало неотъемлемой частью, функцией любого производства независимо от используемых при этом методов управления, форм собственности и масштабов производства.

     Стабильного повышения качества невозможно достичь  только воздействиями локального, разрозненного  характера, так как недостаточно высокое качество продукции и  услуг одной отрасли или даже одного поставщика ведет к созданию и изготовлению продукции такого же уровня качества в другой отрасли или на другом предприятии. УК должно носить комплексный характер, что, в свою очередь, возможно только при системном подходе к управлению. Именно такой подход обеспечивает качество, удовлетворяющее потребителей.

     Наряду  с УК среди других целевых подходов к управлению, важнейшими следует  признать: обеспечение поставок продукции  потребителям в срок; увеличение объемов  производства продукции; снижение себестоимости  выпускаемой продукции. Роль управления качеством в обеспечении конкурентоспособности в условиях рынка исключительно велика.

     Подтверждением  тому служит практика передовых зарубежных фирм, где на первом месте среди  всех направлений менеджмента всегда стоит качество. Их деятельность, особенно по повышению и обеспечению качества, ориентируется только на потребителей.

     В ведущих в промышленном отношении  странах, где фирмы и компании действуют в жестких условиях рынка и конкуренции, успешно  функционировали СК, а ныне действуют  СМК продукции и услуг. Состав и сущность таких систем регламентируются рядом международных стандартов по управлению, в частности ИСО серии 9000. Соответствие системы требованиям стандартов потребителями признается гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные (контрактные) условия. За рубежом наличие СМК стало непреложным правилом для каждого поставщика.

     Применительно к рыночным отношениям чаще используется термин «менеджмент» а не «правление». Управление качеством рассматривается  как «часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству». При этом менеджмент качества по формулировке, приведенной в указанном стандарте, представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

     Для российских условий целесообразнее применять термин «управление» и, соответственно, «управление качеством», вкладывая  в их содержание приоритетность работы с людьми в условиях рыночных отношений. Таким образом, в данной работе термины «менеджмент качества» и «управление качеством» следует рассматривать как тождественные понятия, поэтому далее будет использоваться в основном термин «управление качеством» (УК).

     В связи с тем, что в России международные  стандарты ИСО серии 9000 приняты  в качестве государственных, СМК является целевой подсистемой СУ всей организации.

     Все исследовательские прикладные работы в рамках системы УК производятся в основном в условиях:

  1. функционирования на предприятии действующей, оформленной и сертифицированной системы УК по ранее действующим требованиям стандартов, где необходимо создать и ресертифицировать систему, соответствующую требованиям утвержденных стандартов (ГОСТ Р ИСО 9001–2001);
  2. отсутствия оформленной и сертифицированной на предприятии системы УК, т.е. необходимо создать и сертифицировать на действующем предприятии систему, соответствующую требованиям утвержденных стандартов;
  3. формирования нового предприятия из числа действующих при их укрупнении или разукрупнении, т.е. необходимо создать и сертифицировать систему, соответствующую требованиям утвержденных стандартов (с учетом имеющейся базы в области УК на ранее функционирующих предприятиях);
  4. строительства нового предприятия, т.е. необходимо создать и сертифицировать совершенно новую систему, соответствующую требованиям действующих стандартов без какой-либо преемственности и имеющихся традиций.

     Очевидно, что в данный период наиболее распространены первые и вторые условия. Но могут  быть и иные условия проведения исследовательских  работ по УК, в частности при реструктуризации и (или) диверсификации предприятий.

     Непосредственно создание и сертификация систем УК могут базироваться на результатах  исследования с использованием организационного проектирования.

 

    1.Подготовительная стадия исследования системы управления качеством

      1.1Состав начальных работ

 

     Подготовительная (предпроектная) стадия исследования систем УК, является наиболее значимой. От нее  во многом зависит результативность функционирования всей системы. На подготовительной стадии происходит разработка соответствующих методических положений по проведению работы в ходе исследования и создания этих систем.

     Основными этапами на данной стадии являются: проведение исследования действующих  на предприятии систем УК и разработка ТЗ на создание оргпроекта такого вида систем. Это наиболее трудоемкая часть предпроектной стадии. От глубины проведения исследования и анализа, обоснованности их выводов и правильности решений, заложенных в ТЗ, во многом зависит качество и эффективность всего исследовательского проекта.

     Перед началом проведения исследований системы  УК необходимо предварительно обосновать необходимость его осуществления. Это делается перед подготовкой  и изданием приказа о проведении исследования и разработки оргпроекта системы УК.

     Такое обоснование проводится на основе экспресс-опроса, к которому привлекают всех менеджеров предприятия (высшего, среднего и низового звеньев, в том числе производственных). Каждому участнику опроса выдаются в табличном виде вопросы экспресс-обоснования, на которые можно дать однозначный ответ «да» или «нет».

     По  результатам и рекомендациям, полученным после опроса, выясняют, следует  ли создавать (совершенствовать) на предприятии  систему УК. Объективность таких  рекомендаций достигается только при максимально искренних и правильных ответах (с учетом реальных данных о состоянии дел в области качества).

 

      

     В случае положительного решения последующие  работы предполагают реализацию следующих  мероприятий:

  1. Подготовка соответствующего проекта приказа, который после подписания директором служит правовой основой проведения исследования и последующего создания или совершенствования проекта системы УК на предприятии или в организации.
  2. Координация работ (формирование штатного рабочего исполнительного органа, который подчиняется руководителю, осуществляющему общее руководство всеми исследовательско-проектными работами в этой области). Проводится через специально создаваемую комплексную рабочую группу, состоящую из заместителей директора, главных и ведущих специалистов предприятия.
  3. Обучение, повышение квалификации и подготовка персонала (обязательное изучение стандартов и другой НМД и НТД, опыт их применения на предприятиях передовых отраслей при производстве конкурентоспособной продукции или услуг). Имеет особое значение для обеспечения эффективности исследуемых систем. Знания, умения и навыки в этой области должны быть приобретены всеми работниками предприятия – от руководителя до каждого рабочего включительно.
  4. Определение структуры модели системы УК осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО серии 9000–2001. При этом в первую очередь происходит отбор конкретных видов продукции, для которых будут создаваться системы(1).

     По  результатам исследовательских  работ на подготовительной стадии уточняется и согласовывается окончательный  перечень выбранной номенклатуры продукции с потребителями-заказчиками, с которыми будут заключаться контракты.  

  1. ГОСТ Р  ИСО 9000–2001. Основные положения и  словари

В зависимости  от требований основных потребителей-заказчиков и специфики производства для  каждого вида продукции осуществляют выбор необходимой структуры модели системы УК, в наибольшей мере удовлетворяющей потребителя-заказчика (по действующим стандартам – ГОСТ Р ИСО 9001–2001).

     Результаты  выбора структуры модели согласовываются  с постоянными оптовыми потребителями-заказчиками в контрактах или соглашениях, в которых также указываются дополнительные требования к системам. Каждая из сторон должна четко и однозначно представлять взаимоприемлемые требования к системам каждого конкретного вида продукции.

  1. Разработка программы исследования и анализа действующей на предприятии системы на основе системного подхода (анализ политики в области качества каждого вида избранной продукции, а также соответствия ее реализации фактическим результатам деятельности предприятия в этой области). Перед составлением программы формируются цели исследования, которые определяют ее содержание.

     В период начального перехода предприятия  к использованию действующих  стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 ключевым направлением всей программы должны стать вопросы сравнительного анализа действующих положений системы с требованиями потребителей. Первая часть программы содержит вопросы анализа сравнительного соответствия элементов функционирующей на предприятии системы УК предъявляемым к ней требованиям. Целью анализа является определение негативных расхождений, поиск конкретных путей по их ликвидации и приведение действующей системы в соответствие с требованиями современных систем и потребителей.

     Во  второй части программы рассматриваются  вопросы анализа сравнительного соответствия действующей системы требованиям избранной модели системы УК применительно к конкретным видам продукции.

     В программу анализа также включают вопросы: сравнения качественных сторон элементов производственной системы (продукции, экономических результатов в области качества, производственных функций, производственной структуры и др.); сравнения элементов управляющей системы (элементов входа, общих и специальных функций управления качеством, оргструктуры, методов управления и др.). Необходимо также отразить в программе вопросы анализа имеющегося передового опыта по созданию аналогичных систем, преломляя его для использования на последующих стадиях исследования.

Информация о работе Стадия реализации (внедрения), результатов исследования и совершенствования оргпроекта системы управления качеством