Сравнительный анализ конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
Раскрытие сущности понятия конкурентоспособности;
Определение и анализ тех факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
Выявление возможных путей повышения конкурентоспособности товара;
Сравнение аналогичных товаров (компьютерная техника - нетбуки) по различным параметрам и показателям.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 156.68 Кб (Скачать)

    2.2 Выявление показателей  конкурентоспособности.

 

      Покупатель  нетбука – человек экономный, в противном случае, ему не придет в голову мысль купить дешевый  маломощный компьютер. Отсюда следует, что цена нетбука – очень важный показатель. Кроме того, этот человек  активно пользуется сетью интернет, или хочет в перспективе этим заниматься, значит в нетбуке должны быть адаптеры, необходимые для беспроводного  доступа в сеть. Ему важно, чтобы компьютер был надежным и прочным, чтобы носить его везде с собой и не бояться случайно сломать. Огромное значение имеет энергоёмкость аккумулятора, так как нетбук должен работать в автономном режиме, используя энергию батареи. И, конечно же, покупатель хочет получить быстрый нетбук, то есть важным параметром является тип процессора, его тактовая частота и объем оперативной памяти. Важен также внешний вид нетбука – покупатель не захочет некрасивый нетбук. Качество и производительность видео и аудио карт не имеют большого значения, так как нетбук не предназначен для просмотра фильмов (слишком маленький экран), редактирования видео и аудио файлов, компьютерных игр и решения специализированных задач, требующих большой производительности компьютера. Также нет необходимости в точной цветопередаче и исключительной резкости экрана. Покупатель нетбука вряд ли будет хранить у себя на компьютере очень много информации, поэтому объем встроенной физической памяти также не играет большой роли.  
 

     Итог  анализа конкурентоспособности  можно представить в виде таблицы, с разделением всех показателей на экономические, технические и нормативные, определив их приоритеты по 5-балльной шкале:

Балл Технические показатели Экономические показатели Нормативные показатели
5 - Наличие адаптеров  для беспроводного доступа в  интернет;

- Вес и габариты;

- Энергоёмкость  аккумулятора;

- Цена продукта;  
4 - Скорость работы  процессора и объем оперативной  памяти;

- Надежность;

- Дизайн;

   
3 - Наличие вэб-камеры  и других функциональных расширений;

- Яркость экрана;

- Размер клавиш клавиатуры и визуальная разборчивость символов;

- Сервисное и гарантийное обслуживание;  
2 - Качество видео  и аудио карт;    
1 - Уровень шума  и нагрев во время работы;    
0 - Экологические  показатели;    

Таблица 1.1. Оценка показателей конкурентоспособности  нетбуков.

    2.3 Анализ сегмента. Выбор моделей для сравнения.

 

      Чтобы определить лидеров, среди производителей нетбуков, обратимся к информации, предоставленной международными аналитическими компаниями, в частности свежая информация по компьютерным рынкам имеется у американской компании Gartner и компании IDC, которая территориально работает в странах восточной Европы, в России и в центральной Азии. Кроме того, будут использованы данные компании ITResearch, специализирующейся только на анализе российского рынка.

      По  данным исследовательской компании Gartner за 2009 год доли производителей на мировом рынке выглядят следующим образом:

 

Диаграмма 1.2. Доли производителей компьютерной техники на мировом рынке по данным Gartner за 2009 год. 
 

     Исследования  компании IDC за первый квартал 2010 года показывают изменения долей рынка. В частности на 5-ой строчке появилась компания Asus, вытеснив Toshiba, а Acer почти сравнялся с лидером сегмента. Это связано с ценовой политикой, проводимой компаниями. Нетбуки HP стоят сравнительно дорого, а продукция компании Acer занимает низшую ценовую категорию, что очень привлекательно для стремительно расширяющихся рынков Азии. Впрочем, как IDC, так и Gartner прогнозируют стремительный рост продаж портативных ПК как на развитых, так и на развивающихся рынках. Ситуация с  лидерами сегмента может достаточно сильно измениться, так как современный рынок – очень нестабильная среда.  

     Что же касается российского рынка, то согласно данным компании ITResearch, рейтинг производителей в 2009 году возглавляет компания Acer, на втором месте Asus, 3-е, 4-ое и 5-ое места – HP, Samsung и Toshiba соответственно. Dell и Lenovo (IBM) в России не сильно распространены.

     Исходя  из этой информации, явным лидерами продаж является компания Acer, HP, и набирающая обороты компания Asus. Для сравнительного анализа конкурентоспособности, выберем примерно схожие по характеристикам нетбуки вышеперечисленных производителей.

     Нетбук  для покупателя должен быть легким и компактным, но при этом комфортным для работы. Нетбуки со слишком  маленьким экраном (7 дюймов) удобны для транспортировки, но быстро утомляют пользователя, кроме того, в таких  ультракомпактных нетбуках весьма небольшого размера клавиши на клавиатуре, что  также вызывает некоторый дискомфорт. Другая крайность – нетбуки с  диагональю экрана 12 дюймов (максимум для нетбука) более комфортны  для работы, но носить везде с  собой такую модель весьма затруднительно в силу веса и габаритов. Таким  образом, компромисс между комфортом  и портативностью – это 10-ти дюймовый экран. Большинство  покупателей  нетбуков выбирают именно такие модели. Поэтому мы будем анализировать  нетбуки, диагональ экрана которых 8.9-10.2 дюйма. 

     Подавляющее большинство нетбуков базируется на платформе Intel Atom со встроенными звуковыми и видео платами, мало чем отличающимися друг от друга. Для сравнения выберем модели именно с такой аппаратной платформой.

     Компанию  Acer будет представлять нетбук очень популярной и массовой серии Aspire One. Это самая продаваемая серия производителя. Acer Aspire One AOD250 – новая модель, на которую производитель делает основной упор. 

Изображение 1.1. Acer Aspire One AOD250.

      Asus представит новая модель серии Eee PC (родоначальник нетбуков). Asus Eee PC 1005P. 

Изображение 1.2. Asus Eee PC 1005P. 

     Компания HP позиционирует себя как производитель более качественных нетбуков. В качестве модели для сравнения выбран HP Mini 5101. 

Изображение 1.3. HP Mini 5101. 

     Таким образом, в сравнении будут участвовать  3 лучшие модели от лучших производителей в самой распространенной комплектации.

    2.3 Сравнительный анализ  конкурентоспособности  товаров на примере  3-ёх моделей нетбуков.

      2.3.1 Оценка интегрального  показателя конкурентоспособности.

     Для оценки интегрального показателя конкурентоспособности, количественные показатели конкурентоспособности  приведем в таблице, оценив их ai (коэффициент, характеризующий уровень значимости соответствующего параметра для покупателя) на основе Таблицы 1.1. В качестве эталона для сравнения возьмем параметры нетбука Acer Aspire One AOD250, приняв эти показатели за P, и поочередно сравним с остальными моделями, обозначив их показатели за P0.

параметры Acer AOD250 Asus 1005 gi = p/po ai Gi =gi·ai
Р Р0
Частота процессора (МГц) 1600 1660 0,963855422 0,1 0,09638554
Размер  оперативной памяти (Мб) 1024 2048 0,5 0,1 0,05
Размер  жесткого диска (Гб) 120 160 0,75 0,05 0,0375
Батарея 7 9,5 0,736842105 0,2 0,14736842
( кол-во часов работы)
Вес (кг) 1,22 1,29 1,054263566* 0,2 0,21085271
Камера (Млн. Мегапикселей) 0,3 0,3 1 0,05 0,05
Длина (мм) 258,5 262 1,02* 0,1 0,102
Ширина (мм) 148 178 1,17* 0,1 0,117
Толщина (мм) 25,4 36 1,3* 0,1 0,13
итого       1 (100) 0,94110668
цена 12100 13800 0,876811594 1 0,87681159

Таблица 1.2 Сравнение Acer AOD 250 и Asus 1005P. 

* - показатель тем лучше, чем меньше параметр 
 

I = Gt / GЭ

Gt - желательно больше 1 (выше качество) (итого)

Gэ - желательно меньше 1 (более экономичней, чем конкурент) (цена). Если I больше 1, то анализируемый товар в целом превосходит конкурента, Если I меньше 1 - то в целом уступает, Если I равен 1 - то конкуренты равны.

I = 0,94110668/0,87681159 = 1,073328276;

1,073328276*100%=7,3% 

     Проанализировав две модели можно сделать вывод, что Acer, несмотря на худшие технические характеристики, по интегральному показателю конкурентоспособности на 7,3% превосходит нетбук от Asus. Это небольшое преимущество обусловлено меньшими габаритами и весом, а также более низкой ценой, что является, безусловно, ключевыми показателями конкурентоспособности в глазах покупателя нетбука. Впрочем, необходимо учитывать также неколичественные показатели, такие как качество сборки. Acer собран несколько хуже по отзывам пользователей, нежели Asus. Кроме того, последняя модель Aspire One отличается достаточно высоким уровнем шума и вибраций. Исходя из этого, можно сделать вывод, что и тот и другой производитель стремятся создать уникальный продукт с уникальным набором характеристик при оптимальном соотношении цена/качество. Стоит также отметить, что Aspire One выпускается во всевозможных цветовых решениях, а также с разными операционными системами, что подойдет гораздо большему количеству людей. Впрочем, существует еще показатель «раскрученности» бренда, реклама и другие факторы.

      Теперь  произведем оценку интегрального показателя конкурентоспособности и сравним  Acer Aspire One AOD250 и HP Mini 5105. С одной стороны, эти модели не сопоставимы с точки зрения их позиционирования на рынке (Acer – бюджетный вариант, HP – топ-класс),  но с другой стороны, технические характеристики обеих моделей очень похожи, что позволяет их ставить в один ряд. Как бы то ни было, надо понимать, что ниша бюджетных нетбуков большей частью контролируется компанией Acer, а топ-модели представлены компанией HP.  
 
 
 

параметры Acer AOD250 HP Mini 5105 gi = p/po ai Gi =gi·ai
Р Р0
Частота процессора (МГц) 1600 1660 0,963855422 0,1 0,09638554
Размер  оперативной памяти (Мб) 1024 1024 1 0,1 0,1
Размер  жесткого диска (Гб) 120 160 0,75 0,05 0,0375
Батарея 7 4,3 1,627906977 0,2 0,3255814
( кол-во часов работы)
Вес (кг) 1,22 1,2 0,983333333 0,2 0,19666667
Камера (Млн. Мегапикселей) 0,3 1,3 0,230769231 0,05 0,01153846
Длина (мм) 258,5 262 1,124* 0,1 0,1124
Ширина (мм) 148 180 1,18* 0,1 0,118
Толщина (мм) 25,4 23,2 0,91 0,1 0,091
итого       1 (100) 1,08907207
цена 12100 14600 0,828767123 1 0,828767123

Таблица 1.3. Сравнение  Acer AOD250 и HP Mini 5105. 

* - показатель  тем лучше, чем меньше параметр

     Рассчитываем  интегральный показатель конкурентоспособности: 

I = 1,08907207/0,828767123  = 1,314086955;

1,314086955*100% = 31,4%. 

      Как видно из результатов анализа, HP сильно уступает нетбуку от Acer, но, тем не менее, находится на 1-ой строчке рейтинга производителей нетбуков. Это объясняется, прежде всего, тем, что продукция HP ориентирована на более состоятельного покупателя. В более высокой ценовой категории, HP – безусловный лидер, поэтому в наши дни, когда рынки Азии еще только начинают активно потреблять высокотехнологичную продукцию, основные рынки сбыта – развитые страны, где люди могут себе позволить купить более дорогую модель нетбука. Прогноз аналитической компании IDC свидетельствует о том, что рентабельность производства дешевых нетбуков в ближайшем будущем вырастет, и, возможно, будет даже выше рациональности производства дорогих моделей. Что касается, нетбука HP Mini 5105, то из Таблицы 1.3 видно, что он проигрывает Acer AOD250 по энергоёмкости батареи, длине, ширине и, главное, цене. Плюсы этой модели в толщине и качестве вэб-камеры. Отдельно стоит оценить качество сборки нетбуков HP. Этот показатель во много раз превосходит Acer, чего, конечно, недостаточно, чтобы преодолеть 30%-ный недостаток в показателях конкурентоспособности.

     2.3.2. Анализ 5-ти сил Портера.

 

      Майкл Портер предложил оценивать конкуренцию  в отрасли на основе 5 сил, которые  на нее влияют: 

  • Угроза появления  продуктов-заменителей
  • Угроза появления новых игроков
  • Рыночная власть поставщиков
  • Рыночная власть потребителей
  • Уровень конкурентной борьбы
 
 
 
 
 

Схематически  данный метод можно представить  следующим образом:

Изображение 1.4. 5 сил Портера. 

     Для начала оценим уровень конкуренции, зависимость от клиентов и поставщиков, наличие новичков внутри отрасли, а так же степень уникальности удовлетворяемой потребности (наличие товаров-заменителей) по 6-балльной шкале с точки зрения каждой из трех рассматриваемых фирм-производителей.  

  Acer Asus HP
Уровень конкуренции на рынке нетбуков 2 4 5
Зависимость от поставщиков 1 1 1
Зависимость от клиентов 3 2 2
Новые конкуренты 2 3 5
Товары-заменители 4 4 4

Информация о работе Сравнительный анализ конкурентоспособности товара