Сравнительный анализ конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
Раскрытие сущности понятия конкурентоспособности;
Определение и анализ тех факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
Выявление возможных путей повышения конкурентоспособности товара;
Сравнение аналогичных товаров (компьютерная техника - нетбуки) по различным параметрам и показателям.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 156.68 Кб (Скачать)
 
  1. Классификация Трубилина:
 
  • факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения  в структуре потребления, колебания  конъюнктуры, состав конкурентов, имидж  и престиж предприятия;
  • показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;
  • экономические показатели — показатели, формирующие себестоимость и цену товара.
 

    3. Наиболее подробно  и комплексно, по моему мнению, факторы конкурентоспособности товара представлены у  Р. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:

  • Внешние факторы:
    • Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    • Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    • Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    • Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
    • Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    • Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    • Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
    • Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
    • Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
    • Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).
  • Внутренние факторы:
    • Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
    • Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
    • Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
    • Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
    • Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
    • Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
    • Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).
 

   Необходимо  отметить, что во всех приведенных  классификациях факторов конкурентоспособности  продукции можно выделить одну общую  особенность, а именно: их деление  на внешние и внутренние.

   Существует  также мнение, что товарная конкурентоспособность  находится в прямой зависимости  от разноплановых  факторов, среди  которых первостепенное значение имеют  издержки производства,  производительность и интенсивность труда, которые  влияют на цену и качество изделий.

   Издержки  производства – это выраженные в  денежной форме затраты фирмы, связанные  с приобретением факторов производства и их использованием.

   Производительность  труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность  на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются  материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.

   Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности  производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска  продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.

   В настоящее  время на первый план в мировой  конкурентоспособности выходят  неценовые факторы, из которых важнейшее  значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость  изделий. Поэтому большинство стран  мира обеспечивают повышение своей  товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

   В последние  годы большое значение в обеспечении  конкурентоспособности товаров  приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические  стандарты, возрастающие требования к  качеству товара и одновременно более  острая конкуренция на мировом рынке  заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе  с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей  является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы  экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой  продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический  фактор их производства, а также  использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.

    1.4 Методы оценки  конкурентоспособности.

 

     Оценка  уровня качества продукции - это совокупность операций включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой  продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

     Начальным этапом оценки конкурентоспособности  любого товара является определение  цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения  положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспективы сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие.

     Следовательно, совокупность качественных и стоимостных  характеристик товара, способствует созданию превосходства данного  товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности  покупателя, позволяет количественно  оценить конкурентоспособность  товара.

     Оценка  конкурентоспособности товаров  осуществляется в следующей последовательности:  

     1) Анализ рынка - изучение потребностей  потенциальных покупателей и  конкурентов; 

     2) Формирование рыночных требований  к товару - и отражение их в  структуре оценочных показателей; 

     3) Выбор базы сравнения показателей; 

     4) Выбор вида моделей оценочного  класса;

     5) Оценка товаров по единичным  и интегральным показателям конкурентоспособности; 

     6) Вывод об уровне конкурентоспособности  и решение о целесообразности  его производства или приобретения; 

     Как отмечают специалисты, в применяемых  теоретических и методических подходах оценки конкурентоспособности не нашел  отражения тот факт, что конкурентоспособность  товара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую  конкурентоспособность. Производителя  же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой  стадии жизненного цикла находится  тот или иной вид продукции.

     Для оценки конкурентоспособности продукции  можно использовать аналитические  и графические методы оценки. К  аналитическим методам можно  отнести: 

  • Модель Розенберга;
  • Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;
  • Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;
  • Модель с идеальной точкой;
 

Графические методы оценки конкурентоспособности включают: 

  • Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»;
  • Построение карт стратегических групп;
  • Матрица Портера.
 

   В разных методах оценки конкурентоспособности  используются  различные группы факторов, в основном выявленные с  помощью экспертных оценок. Использование  только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности. Поэтому при  оценке конкурентоспособности товара необходимо использовать комплексный  метод.

         Вышеперечисленные методы будут применяться в аналитической  части курсовой работы для оценки конкурентной среды компьютерного  рынка.

 

Глава 2. Аналитическая  часть.

     2.1 Общая характеристика рассматриваемых товаров.

 

     Нетбук (англ. Netbook) – это небольшой ноутбук, отличающийся, прежде всего, габаритами (диагональ экрана 7—12 дюймов, или 17,8—30,5 см), малым весом (0,2-1,5 кг), низким энергопотреблением, небольшой ценой и относительно невысокой производительностью. Предназначены эти устройства для выхода в сеть интернет, работы с электронной почтой, офисными приложениями, а также для общения. Важно отличать нетбук от субноутбука. Последний, имея малый размер и вес, в производительности не уступает стандартному ноутбуку или настольному ПК, нетбуки же, в свою очередь, не предназначены для выполнения сложных задач. С распространением технологий беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi), одним из самых важных параметров компьютерной техники стала портативность, или транспортабельность. Пользователь не мог взять полноценный ноутбук с собой на прогулку или в деловую поездку, так как он неудобен для транспортировки и имеет большой вес. Нетбуки были призваны решить, прежде всего, эту задачу. Нетбук – это доступный вариант портативного ПК, позволяющий выходить в интернет всегда и везде.

     Аппаратная  платформа нетбуков, как уже было отмечено выше, не отличается высокой  производительностью. Большинство моделей не имеет даже приводов для чтения CD-дисков, которые, впрочем, не так уж необходимы, их заменяют другие внешние носители, на основе технологии флеш (Flash Drive), имеющие больший объем, меньший размер, они более надежны и универсальны (легко могут быть подключены к любому компьютеру через USB-порт). Кстати, физическая память нетубка зачастую базируется именно на этой технологии, взамен большим, тяжелым и ненадежным накопителям с жесткими магнитными дисками. Сегодня практически каждый нетбук оснащен wi-fi приемо-передающими устройствами, которые могут быть подключены к точкам доступа (беспроводной интернет), вэб-камерой для осуществления видео-звонков и создания любительских снимков, микрофоном для общения через интернет, USB-портом, кард-ридером (слоты для дополнительной памяти) и тач-падом (Touch-pad) для управления системной средой. Графическая и звуковые платы чаще всего интегрированы в материнскую плату. Количество оперативной памяти варьируется от 256 мегабайт до 2,5 гигабайт. Очевидно, что в таких дешевых устройствах, как нетбуки, производители не могут предоставить пользователю высокий уровень оснащения. Любая дополнительная функциональность сверх минимально необходимого уровня (разъемов, беспроводных адаптеров и т. д.) неизбежно приводит к увеличению конечной стоимости продукта, а значит, к утере конкурентных преимуществ – ведь на решение о покупке здесь влияет каждый лишний десяток долларов. Вместе с тем производители хорошо понимают, что для привлечения внимания покупателя к их продукции ей жизненно необходимо выделяться из серой массы аналогичных устройств.

Информация о работе Сравнительный анализ конкурентоспособности товара