Сравнительный анализ конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
Раскрытие сущности понятия конкурентоспособности;
Определение и анализ тех факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
Выявление возможных путей повышения конкурентоспособности товара;
Сравнение аналогичных товаров (компьютерная техника - нетбуки) по различным параметрам и показателям.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 156.68 Кб (Скачать)

Введение. 

      Существует  достаточно большое количество определений понятия «конкурентоспособность товара», так как факторы, напрямую или косвенно определяющие этот параметр очень разнородны, и объединить их всех в одну короткую формулировку достаточно сложно. Поэтому, на мой взгляд, наиболее точным и объемным определением является то, которое раскрывает смысл понятия, основываясь не на причинах, т.е. детерминантах конкурентоспособности, а на целях, которых стремится достигнуть предприятие, принимая определенные шаги в этом направлении. Иными словами, конкурентоспособность товара можно определить как «способность товара обеспечивать коммерческий успех в условиях конкуренции».

      Рынок сегодня – это чрезвычайно  изменчивая среда. Новые технологии развиваются крайне быстрыми темпами, появляются новые потребности, новые виды товаров и услуг, массовое использование высокотехнологичных средств получения и передачи информации способствуют появлению новых видов рекламы и способов продаж продукции. Эти и многие другие факторы, влияющие на динамику рынка, заставляют производителей тщательно отслеживать и своевременно реагировать на любые изменения среды. Конкурентоспособность товара в этом смысле является, пожалуй, главным показателем эффективности деятельности предприятия. Продукция должна быть максимально адаптирована к существующим реалиям рынка, применительно к конкретному месту и времени. Динамичность – ключевое определение современных рыночных отношений – хорошо продаваемый товар сегодня совсем не обязательно будет таковым завтра.

      Целью данной работы является:

  • Раскрытие сущности понятия конкурентоспособности;
  • Определение и анализ тех факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
  • Выявление возможных путей повышения конкурентоспособности товара;
  • Сравнение аналогичных товаров (компьютерная техника - нетбуки) по различным параметрам и показателям.
 

     В аналитической части этой работы будет рассмотрен определенный сегмент  рынка компьютерной техники, в частности, мы коснемся относительно нового направления в производстве персональных компьютеров – нетбуки (от англ. Netbook, то есть небольшой портативный ноутбук, предназначенный для выхода в сеть Интернет и работы с офисными приложениями), проведем анализ представленных моделей и выявим тенденции развития этого сегмента, а также рассмотрим пути повышения конкурентоспособности товаров этого типа.

     Проведение  анализа в данной работе опирается, в основном, на классические методы, которыми оперирует экономика: сравнения, графические и статистические методы оценки, комплексный анализ хозяйственной деятельности, прогнозирование, моделирование и прочие.

     Данная  работа имеет практическое значение и актуальна в современных  условиях рынка. В соответствии с  поставленной задачей, структура курсовой работы состоит из 4 основных разделов: введение, теоретическая часть, аналитическая часть и заключение, каждая из которых содержит более узкие подразделы, включающие в себя детальное рассмотрение конкурентоспособности товаров, как с теоретической, так и с практической точек зрения.

     Следует также отметить, что тема «конкурентоспособность»  в широком смысле достаточно хорошо разработана в научной литературе. Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых. Анализу непосредственно компьютерного рынка (нетбуки) посвящено не так много работ, в связи с относительной новизной данного вида товаров.

 

Глава 1. Теоретическая  часть.

    1.1 Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге.

 

     Конкурентоспособность как таковую определяет, прежде всего, товар, точнее его свойства, качества. В зависимости от набора этих качеств, товар либо успешно продается на рынке, то есть он востребован, либо спроса на него нет, и реализация такого товара весьма проблематична.

      Товар - основной элемент деятельности общества. Для того, чтобы получить прибыль и существовать, любое предприятие должно иметь свой товар, определить его цену и выйти с ним на внешний или внутренний рынок. Иными словами, товар - это продукция, удовлетворяющая какой-нибудь спрос и предназначенная для продажи на рынке, а конкурентоспособность этого товара зависит от того, насколько хорошо или плохо, в полной или неполной мере товар удовлетворяет определенную потребность покупателя. Немаловажным показателем конкурентоспособности является также цена. Конкурентоспособный товар должен иметь оптимальный набор свойств, необходимых потребителю за ту сумму, которую последний готов заплатить.

     Конкурентоспособность товара тесно связана с конкуренцией между производителями вообще. Товар – результат деятельности предприятия, и имидж товара равен имиджу предприятия, поэтому на любом этапе своего развития, любое предприятие стремится создать как можно более конкурентоспособный товар.

     Согласно  федеральному закону «о защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, а конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Исходя из этого, конкурентоспособность товара – это способность продаваемого объекта соперничать с остальными товарами за право быть приобретенным покупателем.

     Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

      

    1.2 Показатели конкурентоспособности товара.

 

     Оценка  конкурентоспособности продукции  основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы  товар удовлетворял потребности  покупателя, он должен соответствовать  трем основным показателям: 

    • Техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
    • Нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
    • Экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
 

Технические характеристики товара:  

    • Технико-экономические  показатели качества продукции (качества технологии изготовления, эксплуатационные характеристики, надежность и долговечность товара);
    • Экологические показатели (уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду);
    • Транспортабельность товара, обусловленная его габаритными и весовыми параметрами;
    • Эргономические показатели (соответствие особенностям человеческого организма, соблюдение гигиенических требований: освещенность, шум, вибрация);
 
    • Антропометрические  (соответствующие формы и конструкции изделия размерам и конфигурациям человеческого тела);
    • Физиологические;
    • Психологические;
    • Эстетические показатели (внешний вид, дизайн, привлекательность);
 
 

Нормативные показатели:  

    • Соответствие стандартам качества (учитывая стандарты, как на внутреннем рынке, так и на внешнем);
    • Обеспечение чистоты и защиты товара.
 

Экономические показатели:  

    • Экономические условия потребления. По экономическим условиям потребления конкурентоспособность товара включает большое число показателей, к основным из них относятся:
      • Энергоемкость и экономичность в потреблении сырья на единицу выпускаемой продукции или совершаемой работы;
      • Стоимость сырья и эксплуатационных материалов;
      • Уровень безотходности используемых технологий;
      • Надежность, периодичность и стоимость ремонтов, стоимость запасных частей;
      • Численность обслуживающего персонала и его квалификация.
 

     Показатели можно разделить на две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».

     «Жесткие» параметры описывают важнейшие  функции товара и связанные с  ним основные характеристики, изменение, и, тем более, замена которых могут  осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными  принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые  включают показатели назначения и показатели эргономичности. Для сельскохозяйственной продукции это могут быть параметры безопасности, сохранности, вкусовые параметры.

     Особую  группу «жестких» параметров составляют параметры соответствия международным  и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и т. д., причем для товаропроизводителя  этот аспект чрезвычайно важен, так  как, прежде всего, необходимо оценить принципиальную возможность реализации производимого товара на рассматриваемом рынке с позиции соответствия характеристик товара нормативным параметрам, регламентируемым нормативными стандартами и нормами. Если не все параметры производимого изделия соответствуют регламентированным требованиям покупателя, то это свидетельствует о его не конкурентоспособности.

       «Мягкие» параметры характеризуют  эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т. д.). В настоящее  время, когда рынок заполнен  разнообразными товарами, в том  числе со схожими «жесткими»  параметрами, возрастает значение  «мягких» параметров, придающих  товарам особую привлекательность.  Причем данная тенденция проявляется  не только на рынках массового  спроса, но и для товаров производственного  назначения.

     Для сопоставления величины различных  показателей, характеризующих конкурентоспособность  товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две  большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и  др.). При этом по совокупности критериев  самый высокий уровень конкурентоспособности  товар имеет на этапе роста  и зрелости.

     Важное  направление повышения конкурентоспособности  продукции - совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса. Это требует дополнительных затрат, но производитель идет на это, увеличивая таким образом объем продаж и, соответственно, прибыль. 

    1.3 Факторы конкурентоспособности  товара.

 

      Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий, это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.

      В настоящее время существует большое  количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые  из них: 

  1. Классификация Гарбацевича:
 
  • внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также  детерминанты, включающие конъюнктуру  внешней среды и уровень конкуренции  на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного  спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;
  • внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.

Информация о работе Сравнительный анализ конкурентоспособности товара