Способы выхода товаропроизводителя на внешний рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Новыми проблемами, связанными с существенными сдвигами в политической и экономической ситуации в стране, стали возникновение сильнейшей конкуренции (во многих отраслях в первую очередь со стороны иностранных компаний), изменения поведения потребителей и т.п. Если в конце прошлого столетия большинство отечественных фирм предпринимало шаги защитного характера, позволяющие им выжить, то в последние годы приоритеты стали другими, на первый план выдвинулись цели роста компаний, в том числе выход на международные рынки.

Содержание

Введение
1 Формы проникновения на международный рынок
1.1. Экспорт
1.2. Совместные предприятия
1.3. Стратегический союз ( альянс)
1.4. Полностью собственные филиалы.
1.5. Лицензирование и франчайзинг.
1.6. Международные товарные аукционы
1.7. Международный торг
1.8. Международная аренда (лизинг).
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

способы выхода товаропроизводителя на внешний рынок.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

В широком смысле к международным стратегическим альянсам (МСА) относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно- исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР), развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах с созданием новой организации (например, совместные предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия).

В стратегических альянсах существует ряд особенностей:

- это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;

- этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;

- в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видеозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи);

- в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;

- стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;

- альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;

- компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;

- стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;

- альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;

- альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга.

Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества в сфере НИОКР. В настоящее время к этой группе относится более половины всех стратегических союзов.

Количество альянсов постоянно возрастает. Согласно UNCTAD (ЮНКТАД, Конференция ООН по торговле и развитию), общее число технологических альянсов (в области производства новых материалов, информационных технологий и биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980 году до 4512 в 1995 году, т.е. почти в 9 раз.[2]

1.4.           Полностью собственные филиалы.

Для ведения хозяйственно-экономической деятельности предприятиям необходимо иметь структуры, которые бы представляли его интересы и защищали их вне места его нахождения. Эту функцию призваны выполнять филиалы и представительства. Необходимость создания, существования, деятельности этих обособленных подразделений приводит к необходимости правовой регламентации этих процессов.

Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Сведения о филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Многие компании оказываются вовлеченными в деятельность сразу на нескольких международных рынках и в нескольких совместных предприятиях. В одной стране компания может зажиматься экспортом, в другой лицензированием, в третьей предприятиями совместного владения, в четвертой иметь свою дочернюю компанию. Для контроля над всей этой международной деятельностью компания рано или поздно учредит международный филиал или специальную дочернюю компанию. Во главе международного филиала обычно стоит собственный президент, определяющий цели этого филиала, его бюджет, и несущий ответственность за расширение деятельности компании на международном рынке.

Филиалы и представительства действуют на определенной территории и выполняют те же функции, что и учредившая их компания (их компетенция может быть ограничена, но она не может быть более той, что есть у компании).

Филиал не является самостоятельным юридическим лицом, все свои действия он осуществляет от имени компании-учредителя, и на учредившую компанию ложатся права и обязанности, вытекающие из деятельности этого обособленного структурного подразделения. Открытие и закрытие филиалов и представительств осуществляется решением общего собрания учредителей юридического лица, в соответствии с его уставом. Управляющие, возглавляющие филиалы и представительства, назначаются в соответствии с уставом юридического лица и законом, увольнение управляющего должно соответствовать тем же правилам.[3]

1.5.           Лицензирование и франчайзинг.

Международная торговля лицензиями является достаточно эффективной формой входа на зарубежный рынок. Лицензия в международной практике - это разрешение, на основании которого владелец исключительного права на изобретение, товарный знак, услуги и другие виды деятельности ( лицензиар ) дает возможность другому лицу ( лицензиату ) за соответствующее вознаграждение в соответствии с договором пользоваться объектом этого права или собственности.

Лицензионное соглашение - это договор между сторонами, распространяемый и на дополнительную конфиденциальную информацию особого рода, называемую ноу-хау. Под ноу-хау в международной практике понимаются технологические и конструкторские секреты производства, не защищенные патентами. Под поставками следует понимать :

- различные виды продукции, производственные линии- заводы, сдаваемые "под ключ";

-различные виды производственных услуг ;

-непроизводственные услуги;

- интеллектуальные услуги, изобретения и др.

В международной практике торговли лицензиями более 50% соглашений заключается на передачу изобретений и ноу-хау одновременно,  30% - только ноу-хау, остальные - это чисто патентные лицензии. Лицензии по наличию правовой охраны могут быть патентными и безпатентными.

Виды лицензий:

Простые лицензии - сохраняют право выдачи аналогичных лицензии третьим лицам, а также право самому использовать объект лицензии на той же территории, что не защищает лицензиата от конкурентов.

Исключительные лицензии - обеспечивают лицензиату исключительные права использования объекта данной лицензии в пределах, оговоренных в соглашении, а так же лицензиар отказывается от права самостоятельного использования объекта на территории данного соглашения и предоставления лицензий третьим лицам.

Полная лицензия в полном объеме передает права на изобретение на весь оставшийся срок действия патента.

Сублицензия предоставляется третьему лицу лицензиатом, владеющим исключительной или полной лицензией. Она по нашему прав соответствует простой лицензии, а вознаграждение за нее распределяется между лицензиатом и лицензиаром.

Возвратная лицензия предоставляет лицензиару право пользоваться усовершенствованиями объекта лицензии, дополнительно созданными лицензиатом.

Кросс-лицензии дают возможность взаимного обмена правами на использование объектов интеллектуальной собственности.

Чистые лицензии являются предметом передач неовеществленных сведений.

Более развитой разновидностью лицензий – франчайзинг.

Суть франчайзинга — крупная материнская фирма (франчайзер) предоставляет право мелкому предприятию (франчайзи) в течение определенного промежутка времени и в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием ее торговой марки, технологий про­изводства, ноу-хау в форме, которая определяется условиями договора.

Как правило, материнская фирма берет на себя обязательства по обучению персонала, поставке оборудования и сырья, оказывает помощь в организации дела, налаживании системы управления. Также фирма-франчайзер оказывает финансовую поддержку своего франчайзи, предоставляя кредиты, либо косвенно — в виде поручительств и гарантий.

Цель франчайзинга — осуществление крупными компа­ниями экспансии при освоении новых рынков с минимальными рисками.

Пример: "Макдоналдс" компания имеет свыше 10 тыс. франчайзи по всему миру, обслуживая более 20 млн. человек. Американскими фирмами заключено по всему миру более 20 000 франчайзинговых соглашений с зарубежными фирмами.

Начинающая - вести собственный бизнес фирма с помощью франчайзинга может быстро начать свой бизнес, а постоянная поддержку, материнской фирмы позволяет быстро преодолеть проблемы, возникающие на начальном этапе создания предприятия. Стремясь завоевать и укрепить свои позиции на российском рынке, фирмы могут идти на предоставление значительных льгот и скидок российским франчайзи.

Наибольшее распространение франчайзинг получил в розничной и оптовой торговле, в сфере услуг, и производстве напитков. Создаются рестораны и закусочные, строительные фирмы, службы автосервиса, доставки, продукто­вые магазины, консультационные фирмы оказывающие аудиторские, юридические и другие услуги.

В России система франчайзинга раньше всего появилась
в производстве напитков (в конце 70-х. и начале 80-х гг. прошлого века в Новороссийске, Москве были построены заводы по производству пепси-колы). На таких же условиях про­изводится и кока-кола.

Принципы франчайзинга:

- высокая степень доверия партнёров

- единая сбытовая стратегия и ценовая политика фирмы

- совместное освоение рынка

- взаимная поддержка и обмен информацией

- развитие предпринимательской инициативы

- совместная политика на сегментах осваиваемого рынка

- прогноз развития системы

-конкурентное преимущество

- отлаженная система поставок

Преимущества для франчайзера:

- расширение рынка сбыта товаров и услуг

- усиление контроля на рынке

- ограничение конкуренции между франчайзи

- контроль над качеством ведения бизнеса

- осуществление единой ценовой политики

- расширение сферы бизнеса

- обеспечение стабильного дополнительного дохода от уступки прав    на использование товарного знака.

Преимущества для франчайзи:

- независимость при принятии решений

- вступление в готовый бизнес

- возможность постоянной поддержки со стороны франчайзера

- использование товарного знака компании

- гарантированное получение товаров и услуг

- гарантия для франчайзи определённого уровня защищённости

- ведение самостоятельных финансовых переговоров

- расширение сегмента рынка за счёт популярности франчайзера

- снижение риска банкротства

      - экономия ресурсов и времени на рекламе

      - отработанная технология ведения бизнеса.

 

 

Существует 4 вида франчайзинга:

1.        Товарный франчайзинг - характерен для фирм, специа­лизирующихся на конкретной группе товаров, при этом про­давец организует продажу товаров конкретной фирме, имеет возможность, привести свой имидж в соответствие с имид­жем производителя и быть узнаваемым на целевом рынке. Наиболее ярким примером эффективной работы по этой схеме является ведущая зарубежная компания "Дженерал моторс", удерживающая передовые позиции на мировом автомобильном рынке.

2.         Производственный франчайзинг - франчайзинг, который дает право франчайзи на производство и сбыт продукции под торговым знаком франчайзора с использованием поставляемого франчайзором сырья, материалов и технологий.

3.         Сервисный франчайзинг применим в сфере услуг, когда франчайзи предоставляет какие-либо услуги под торговой маркой франчайзера. Данный вид франчайзинга является в настоящее время распространенным и перспективным ведением бизнеса.

4.         Франчайзинг бизнес-формата предполагает наличие у франчайзера, наряду с торговой маркой, индивидуальной технологии ведения дела, стандартов, коммерческих методов и определенной системы знаний, технических и маркетинговых ноу-хау, другими словами системы, право на использование, которой и предоставляется франчайзи.[4]

 

1.6.            Международные товарные аукционы.

Международные товарные аукционы – это специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, производящие реализацию предварительно осмотренных покупателем товаров, которые переходят в собственность покупателя, предложившего наиболее выгодную цену. Аукционы бывают открытые и закрытые. «Открытые аукционы» осуществляют торги при непосредственном участии самих покупателей. «Закрытые аукционы» организуют специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей на условиях комиссии, т.е. сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют, а их поручения выполняют брокеры.

Информация о работе Способы выхода товаропроизводителя на внешний рынок