Совершенствование маркетинговой деятельности (на примере ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.
Актуальность темы курсового исследования продиктована тем, что эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит от трех основных составляющих любого процесса управления: планирования, организации и системы контроля на предприятии. При этом элемент планирования первичен в данной триаде.

Содержание

Введение 6
Теоретические вопросы планирования маркетинга предприятия 8
Понятие и типология планов маркетинга 8
Структурные компоненты плана маркетинга предприятия 13
Этапы, технологии разработки плана маркетинга предприятия 18
Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
Общая характеристика предприятия 22
Организационная структура 24
2.3Анализ основных технико-экономических показателей
за 2008-2009гг. 27
2.4 Анализ ситуации на рынке 29
2.5 Анализ сильных и слабых сторон предприятия 31
3. Разработка плана маркетинга предприятия ОАО
АФ «Кубаньпассажиравтосервис» 32
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

МАРКЕТИНГ!.docx

— 136.82 Кб (Скачать)

3. Влияние покупателей.

Отсутствие  крупных клиентов и относительно высокая значимость услуги у покупателя ограничивают возможность угрозы со стороны покупателей. Ситуация останется  стабильной и в перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Анализ сильных и слабых сторон предприятия

 

Анализ сильных и слабых сторон предприятия служит для того, чтобы  определить какие области деятельности и функции предприятия нуждаются  в улучшении.

Сильными  сторонами предприятия ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис» являются: большое количество филиалов по Краснодарскому краю,  увеличение численности персонала, рост показателей объема производства, а, следовательно, и увеличение прибыли, постоянно ведутся работы по вводу в эксплуатацию новых кассовых аппаратов и обновлению парка устаревших машин, самое современное оборудование по кассовым аппаратам, программному обеспечению, связи и сервису для пассажиров, по сравнению с другими предприятиями.

Слабыми сторонами являются: недостаточно хороший  уровень сервиса, высокие цены, невозможность  расчета безналичными деньгами, не развитая маркетинговая деятельность, на сегодняшний день еще используется устаревший подвижной состав, его  обновление происходит достаточно медленно.

Рассмотрев сильные и слабые стороны предприятия можно сделать  общие выводы. Предприятию ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис» необходимо ввести и усовершенствовать маркетинговую политику предприятия, принять меры по развитию сбыта услуг, введению скидок и льгот и разработке рекламного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

3. Разработка плана маркетинга предприятия ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис»

 

Планирование  в маркетинге – это непрерывный  циклический процесс, имеющий своей  целью приведение потенциальных  возможностей предприятия в соответствие с требованиями рынка.

Планирование  маркетинговой деятельности на разных предприятиях осуществляется по-разному, в зависимости от поставленных целей  и задач, от длительности планируемого периода, организации системы планирования и т.п. Диапазон содержания планов маркетинга достаточно широк: иногда они практически  представляют собой решения отделов  сбыта, а иногда включают определяющие стратегии бизнеса и разнообразные  маркетинговые аспекты в деятельности предприятия.

Малые предприятия  могут не иметь плана маркетинга как отдельного документа. Единственным плановым документом для них может  быть бизнес-план, составленный для  предприятия в целом или для  отдельных направлений его развития. В этом плане дается информация о  рыночных сегментах, формулируются  стратегии маркетинга, даются прогнозные оценки объемов сбыта. Средние и  крупные фирмы детально планируют  свою маркетинговую деятельность, разрабатывают  стратегические (долгосрочные) и тактические (оперативные) планы.

Стратегический  план маркетинга, разрабатываемый на 3 – 5 лет, содержит долгосрочные цели и  определяющие маркетинговые стратегии  с указанием ресурсов, необходимых  для их реализации. Этот план уточняется и пересматривается ежегодно, на его  основе составляется годовой план маркетинга (рис. 3).

Рисунок 3 - Содержание стратегического планирования

 

Оперативный план маркетинга описывает текущую  маркетинговую ситуацию, цели деятельности на рынке, маркетинговые стратегии  на текущий год. В его состав включается программа мероприятий, ресурсное, в том числе и финансовое обеспечение (рис. 4).

 

Рисунок 4. Процесс планирования в маркетинге

 

Бюджет  маркетинга – раздел плана маркетинга, отражающий планируемые величины доходов, затрат и прибыли (рис. 7.3). Величина дохода обосновывается прогнозируемым объемом продаж в стоимостном  выражении. Затраты определяются как  сумма всех видов издержек. Утвержденный бюджет является основой для обеспечения  производства товаров и маркетинговой  деятельности.

 

Рисунок 5 Алгоритм составления маркетинговой программы

 

Проводить успешную стратегическую политику, обеспечивающую стабильное развитие предприятия и  сведение к минимуму рисков возникновения  кризисных ситуаций, позволяют специальные  программы маркетинговой деятельности. Маркетинговая программа представляет собой разработанный на основе комплексных  исследований рынка и собственных  ресурсных возможностей план научно-технической  и производственно-сбытовой деятельности предприятия на планируемый период времени, определяющий оптимальный  вариант его развития. Процесс  разработки маркетинговой программы  не является тривиальной задачей, поэтому  при его реализации необходимо применять  методы системного анализа и, в частности метод структуризации (декомпозиции). На рис. 6 изображен укрупненный алгоритм работ по составлению маркетинговой программы.

 

 

 

Рисунок 6. Разработка бюджета маркетинга

 

На первом этапе должен производиться полномасштабный  анализ состояния (маркетинговый аудит  или маркетинговая ревизия) маркетинговой  деятельности предприятия. Это так  называемый ситуационный анализ, хотя здесь более уместен термин мониторинг маркетинга, поскольку подобный анализ, завершающийся выводами и принятием  управленческих решений, должен выполняться  систематически. Данный этап включает изучение положения предприятия  на конкретных сегментах рынка в  сравнении с основными конкурентами. Здесь устанавливается миссия предприятия, а затем последовательно производится сегментация рынка, оценивается  привлекательность рынка (размер сегмента, объём продаж, динамика потребности, покупательная способность и  др.), производится анализ конкурентоспособности (SWOT-анализ), портфельный анализ текущего состояния предприятия, оцениваются  все виды издержек, включая издержки маркетинга, рассчитываются критерии доходности и прибыльности каждого  сегмента.

Второй  этап разработки плана маркетинга включает прогнозирование развития целевых  рынков (сегментов), динамики макро- и  микроэкономических процессов, а также  ресурсных возможностей предприятия.

На третьем  этапе формулируются основные цели предпринимательской деятельности, структурированные в виде дерева целей, в вершине которого расположена  глобальная корпоративная цель.

Для реализации поставленных целей на четвёртом  этапе выбираются (разрабатываются) маркетинговые стратегии, представляющие собой магистральные направления  действий руководства предприятия  в конкретных условиях развивающегося рынка. С точки зрения дальнейшего  существования предприятия следует  выбрать одну из эталонных стратегий: концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста  или стратегию сокращения деятельности. Далее для детализации глобальных направлений маркетинговой стратегии целесообразно воспользоваться маркетинговыми моделями, в частности матрицей БКГ и моделью Портера.

Пятый этап конкретизирует стратегические направления  действий предприятия путём планирования тактических мероприятий. Для каждого  целевого сегмента рынка должны быть спланированы соответствующие товары (услуги) требуемого качества и количества, их цены, места продаж и тактика  их продвижения до потребителя.

На шестом этапе производится проверка достаточности  ресурсов для выполнения программы. Если ресурсов недостаточно, то пересматриваются цели и задачи, корректируются стратегии  и планируемые мероприятия.

На седьмом  этапе осуществляется оформление маркетинговой  программы (плана маркетинга), а именно: компоновка, согласование со всеми  заинтересованными лицами и утверждение  документа.

Выполнение  маркетинговой программы включает организацию и руководство ходом  работ, контроль, учёт и анализ их выполнения, а также корректировку запланированных  целей, стратегий и мероприятий  программы. Фаза реализации продолжается до начала действия новой маркетинговой  программы. Таким образом, соблюдаются  основные принципы планирования: целевая  направленность, непрерывность и  перманентность плана, скользящий метод  его составления, наличие оптимистического, пессимистического и усреднённого вариантов.

Структурно  содержание плана маркетинга состоит  из следующих разделов:

 а)  основные итоги деятельности  за предыдущий период;

 б)  анализ и прогноз развития  экономики и целевого рынка;

 в)  выдвигаемые цели преимущественно  в количественном выражении с  выделением главной цели;

 г)  стратегии поведения предприятия  на рыночных сегментах;

 д) мероприятия товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения.

Кроме того, в план должны быть включены планы  маркетинговых исследований и совершенствования  информационного обеспечения маркетинга, потребности в необходимых ресурсах (денежных, людских и материальных), оценка ожидаемой эффективности  предпринимаемых маркетинговых  усилий. План маркетинга может быть дифференцирован по уровням управления, по периодам планирования, по рынкам, по продуктам, по производственным подразделениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ни одно предприятие, ведущее свою деятельность в рыночных условиях и  в условиях жёсткой конкуренции, не может обойтись без разработки собственной стратегии поведения  на рынке. Стратегия действий предприятия  и план маркетинга отражаются в бизнес-плане, который даёт ответы на многие вопросы, касающиеся дальнейших действий предприятия.

Так как  маркетинговые исследования рынка  проводятся с целью правильного  распределения ресурсов (денежных, трудовых) предприятия и выработки  нужной стратегии, то планирование маркетинга тесно связано с внутренней организацией предприятия и с планированием  его деятельности.

Без плана  маркетинга предприятию практически  невозможно закрепить свои позиции  на рынке, успешно соперничать с  конкурентами и выгодно реализовывать  свою продукцию (услуги).

АФ  “Кубаньпассажиравтосервис” в целом довольно развитое предприятие, но неплохо было бы уделить больше внимания и средств рекламе, а также участию в выставках, ярмарках и форумах города и края. Также минимизировать расценки, путем введения системы скидок, льгот для пенсионеров, студентов. Эти мероприятия могут существенно помочь и с расширением клиентской базы, и, в общем, с продвижением на рынке.

Перспективы дальнейшего  развития:

1.Дальнейшее совершенствование  перевозочной деятельности и  расширение ее сфер,

2. Повышение эффективности  производства услуг.

3.Поэтапное внедрение  автоматизированной системы продажи  билетов на автовокзалах и   автостанциях

4.Повышение  фондоотдачи  линейных сооружений (аренда и  проч.)

5.Повышение культуры обслуживания  пассажиров, внедрение новых услуг.

6.Повышение  эффективности контроля за сбором выручки

Итак, все мероприятия по совершенствованию  системы управления маркетинговой  деятельностью в АФ “Кубаньпассажиравтосервис” направлены, прежде всего, на развитие предприятия, улучшение его позиций на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг: Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003.
  2. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник/Александр Федорович Барышев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Вествуд Дж. Маркетинговый план. – СПб: Питер, 2000. - 256с.
  4. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995.
  5. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. Учебно-методическое пособие. - М.: ИСАРП, "Бизнес - Тезаурус", 1999.
  6. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. - М.: Юристъ, 2001.
  7. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учеб. пособие/Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  8. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности (на примере ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис»)