Совершенствование маркетинговой деятельности (на примере ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.
Актуальность темы курсового исследования продиктована тем, что эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит от трех основных составляющих любого процесса управления: планирования, организации и системы контроля на предприятии. При этом элемент планирования первичен в данной триаде.

Содержание

Введение 6
Теоретические вопросы планирования маркетинга предприятия 8
Понятие и типология планов маркетинга 8
Структурные компоненты плана маркетинга предприятия 13
Этапы, технологии разработки плана маркетинга предприятия 18
Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
Общая характеристика предприятия 22
Организационная структура 24
2.3Анализ основных технико-экономических показателей
за 2008-2009гг. 27
2.4 Анализ ситуации на рынке 29
2.5 Анализ сильных и слабых сторон предприятия 31
3. Разработка плана маркетинга предприятия ОАО
АФ «Кубаньпассажиравтосервис» 32
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

МАРКЕТИНГ!.docx

— 136.82 Кб (Скачать)

Существует  два направления анализа:

1) анализ возможностей предприятия

2) анализ  конкурентов. 

Для этого используется SWOT-анализ и анализ конкуренции. С помощью SWOT-анализа (акроним от английских слов "strengths, weaknesses, opportunities и threats", т.е. "сила, слабость, возможности и угрозы") выявляют сильные и слабые стороны, а также существующие возможности и угрозы.

SWOT-анализ  может быть проведен по предприятию  в целом, товарной линии или  конкретному товару. Он объективно  напоминает о существующих возможностях  и ограничениях предприятия, которые  важно иметь в виду перед  планированием. При этом возможности  на рынке выявляются в связи  со сформулированной предпосылкой  нового товара или планируемыми  продажами существующего. Выявление  угроз дает возможность своевременно  принять необходимые меры защиты. Способность превратить существующие  возможности в капитал и защититься  от угроз зависит от сильных  и слабых сторон предприятия.

В целом, "SWOT-анализ обеспечивает объективный контекст для определения задач предприятия и планов маркетинга".

Конкурентный  анализ: в этот раздел следует включать обобщенную информацию о том, как  ведут себя на рынке конкуренты. Необходимо указать, от какой деятельности конкурентов может исходить угроза предприятию при выводе на рынок нового товара и продолжении выпуска существующих. Необходимо также представить описание того, что предлагают конкуренты, указать существующие доли их рынка, а, если возможно и информацию о программах и затратах конкурентов в каждом направлении деятельности.

Анализ  программ маркетинга конкурентов проводится в каждой из областей рыночной деятельности предприятия и довольно детально. "Информация о конкурентах может обогатить результаты SWOT-анализа (в разделе "угрозы"), а проведение SWOT-анализа по каждому из конкурентов помогает лучше понять их сильные и слабые стороны, что служит основой при планировании соответствующих действий".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

    1. Общая характеристика предприятия

 

Открытое акционерное общество Акционерная фирма «Кубаньпассажиравтосервис», образована 28 декабря 1992 года, является правопреемницей созданного в 1971 году Объединения автовокзалов и автостанций  Краснодарского края. Адрес: 350000, г. Краснодар, Привокзальная площадь, 5.

Основным видом деятельности является организация перевозки пассажиров автомобильным транспортом по установленным  пригородным, междугородным, межобластным, межрайонным и международным  маршрутам и расписанию.

Приоритетными направлениями деятельности фирмы являются: организация перевозок  пассажиров и багажа по всему краю и регионам России; заключение договоров  с перевозчиками, контроль за исполнением договорных условий, соблюдением технологии, культуры обслуживания пассажиров и правил безопасной перевозки пассажиров.

По состоянию на 1 января 2010 года в АФ «Кубаньпассажиравто-сервис» насчитывается 87 структурных подразделения по краю:

    • 16 автовокзалов
    • 22 автостанции
    • 49 отдельно стоящих автокасс

Численность работающих составила 1119 человек.

В состав АФ «Кубаньпассажиравтосервис» входят 127 линейных сооружений – автовокзалов, автостанций и автокасс, объединенных в единый технологический процесс по организации и обслуживанию сети автобусных перевозок по всему Северному Кавказу и далеко за его пределами.

АФ «Кубаньпассажиравтосервис» обслуживает 17 млн. человек в год.

АФ «Кубаньпассажиравтосервис» осуществляет перевозочную деятельность совместно с постоянными партнерами, владельцами пассажирского автотранспорта в Ростовскую область, в Ставропольский край, Астраханскую область, республики Северного Кавказа и Закавказья, республику Украина, Крым, Германию.

Общая протяженность  маршрутов – 148503 км, из них краевых  маршрутов – 53104 км, межобластных – 80103 км, межгосударственных – 15296 км. Самая  большая протяженность маршрута – Сочи-Астрахань  –  1188 км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организационная структура

 

В стандартной  организационной системе управления автотранспортным предприятием можно  выделить три самостоятельных блока  управления: эксплуатационный, технический  и экономический, каждый из которых  подчиняется соответствующему руководителю.

 

 

Рисунок 1- Организационная структура

 

Все функции  по управлению сосредоточены в аппарате управления предприятия.

Организационная структура управления является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются  функции и права командования и принятия решений, а на функциональные подразделения – методическое руководство при подготовке и реализации решений по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной деятельности.

Каждый  исполнитель подчиняется только одному руководителю. Все указания и решения по функциям управления исполнитель получает от непосредственного  руководителя. Между исполнителем и  функциональными подразделениями  остаются информационные связи методического  и консультационного характера. Для того чтобы решение функционального  подразделения стало директивным, оно должно быть утверждено руководителем.

Несмотря  на то, что, в принципе, все руководители ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис » выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу сотрудников более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует действия неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления.

Научная организация транспортного  процесса и эффективное использование  транспортных средств зависят прежде всего от совершенства работы эксплуатационной службы, степени подготовленности се кадров и оснащенности необходимыми вычислительными и другими техническими средствами.

Эксплуатационная служба АТП организует свою работу на основе плана пассажирских перевозок. Она изыскивает возможности  для наиболее рационального осуществления  этих перевозок с наименьшими  затратами. На АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечить более полное удовлетворение нужд населения в таксомоторных перевозках. Эксплуатационная служба занимается, прежде всего, научной организацией транспортного процесса и эффективным использованием транспортных средств. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления перевозок с наименьшими затратами. В целом, на служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечивать более полное удовлетворение нужд заказчиков.

Техническая служба уделяет главное внимание вопросам поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия. Она имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ. Главный инженер отвечает за организацию и безопасность движения и ответственен за безопасность в работе всего подвижного состава. Он занимается всеми дорожно-транспортными происшествиями, нарушениями правил дорожного движения и выполняет работу по их профилактике. Для выполнения задач снабжения, ремонта подвижного состава в ведении технического отдела, возглавляемой главным инженером есть мастерские, в составе которых имеются производственные участки и бригады по ТО и ремонту подвижного состава

Экономическая служба определяет пути, по которым  должны разрабатываться технические  и организационные мероприятия, направленные на повышение технической  готовности подвижного состава и  совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности.

В состав экономической службы обычно входит бухгалтерия. Этот отдел проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

Достоинства: простота, четкая иерархия, распределение  влияния начальства в определенных сферах деятельности.

Недостатки:

-отсутствие отдела сбыта;

-отсутствие должностей маркетолога и логистика; 

-низкий уровень стимулирования  работников;

-незаинтересованность сотрудников  в общем успехе предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ основных технико-экономических  показателей

 

Таблица 1 -  Показатели  перевозочной деятельности

                ОАО АФ  “Кубаньпассажиравтосервис” 

Показатели

2008

2009

Темпы роста, %

Абсолютное изменение, тыс. р.

Выручка от оказания услуг, тыс. р.

1 286 476,3

1 372 645,3

106,6

86 169

Себестоимость оказанных  услуг, тыс. р.

956 519,8

1 016 197,3

106,2

59 677,5

Прибыль от реализации, тыс. р.

329 956,8

356 447,6       

108,9

26490,8

Затраты на 1 руб. реализованной  продукции

0,75

0,74

98,6

-0,01

Прочие доходы, тыс.р.

98 556,6

109 345,9

110,9

10 789,3

Прочие расходы, тыс.р.

297 005,7

328 614,8

110,6

31 609,1

Прибыль до налогообложения, тыс. р.

131 507,7

137 178,7       

104,3

5671

Сумма налогов, тыс. р.

31 561,5

32 922,8

104,3

1 361,3

Чистая прибыль, тыс. р.

99 946,2

104 255,9

104,3

4 309,7

Рентабельность производства, %

10,4

10,3

99

-0,1

Рентабельность продаж, %

7,8

7,5

96

-0,3

Численность персонала, чел.

1081

1119

103,3

38

Среднемесячная з/п одного работника, тыс. р.

14,5

15,2

104,8

0,7

Годовой фонд оплаты труда, тыс. р.

188 094

204 105,6

108,5

16 011,6

Производительность труда, тыс.р./чел.

1190

1226,6

103,07

36,53


Из таблицы  видно, что в 2009 г. По сравнению с 2008 г. выручка предприятия сохранила  положительную динамику и увеличилась на 6,6% или на 86 169 тыс.р.

 

 

Рисунок 2 – Изменение объема выручки  от оказания услуг в исследуемый  период

 

Себестоимость представляет собой совокупность затрат, которые несет организация на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ. В период с 2008 по 2009 гг.  себестоимость увеличилась  на 59 677,5 тыс.р.(6,2%). Чистая прибыль увеличилась на 4 309,7 тыс.р.(4,3%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Анализ ситуации на рынке

 

В настоящее  время «Кубаньпассажиравтосервис» имеет самое современное оборудование по кассовым аппаратам, программному обеспечению, связи и сервису для пассажиров.

Автовокзалы, автостанции и автокассы фирмы оказывают и систематически расширяют комплекс сервисных услуг населения края:

  • продажа билетов в оба направления
  • заказ билетов по телефону
  • просмотр расписания и заказ билетов по интернету

«Кубаньпассажиравтосервис» - крупнейший перевозчик юга России.

В состав АФ "Кубаньпассажиравтосервис" входят 127 линейных сооружений – автовокзалов (Абинский автовокзал, Анапский автовокзал, Апшеронский автовокзал, Армавирский автовокзал, Геленджикский автовокзал, Ейский автовокзал, Краснодарский автовокзал, Кропоткинский автовокзал, Лабинский автовокзал, Славянский автовокзал, Тимашевский автовокзал, Тихорецкий автовокзал, Усть-Лабинский автовокзал),  автостанций и автокасс, объединенных в единый технологический процесс по организации и обслуживанию сети автобусных перевозок по всему Северному Кавказу и далеко за его пределами.

Общая протяженность маршрутов - 148503 км, из них краевых маршрутов - 53104 км, межобластных - 80103 км, межгосударственных - 15296 км. Самая большая протяженность  маршрута - Сочи-Астрахань - 1188 км.

1.Ситуация в отрасли.

  В целом рынок весьма привлекательный,  с растущим спросом и большими  потенциальными возможностями.

  Несмотря на то, что различные  фирмы предлагают на рынке  услуги по перевозкам различного  качества и различные сервисные  услуги, издержки "переключения" клиента невысоки, поэтому товар можно считать стандартизированным по клиенту.

2. Влияние потенциальных конкурентов

  Относительно высокие барьеры  проникновения на рынок (высокие  затраты на достижение эффективного  масштаба производства – приобретение  транспортных средств, либо их  аренда, амортизация, расходы сопутствующие  материала; противодействие фирм  отрасли) обусловливают низкую  вероятность появления новых  конкурентов на рынке.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности (на примере ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис»)