Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО Барановичский комбинат хлебопродуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является изучение особенностей и принципов организации маркетинга на примере ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов». Целью курсовой работы: провести анализ и разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов». Маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции и способен повысить шансы выживания организации на рынке.

Работа содержит 1 файл

Маркетинговая деятельность на предприятии.doc

— 719.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Объект экономики данной отрасли  – перерабатывающая промышленность сформировалась на втором, т.е. частном  этапе разделения труда. Перерабатывающая отрасль АПК является, прежде всего, отраслями промышленности со всеми  характеристиками чертами индустриального производства. Разделение на перерабатывающую и пищевую промышленность носит условный характер. На предприятиях перерабатывающей промышленности производятся пищевое сырье или пищевой продукт для дальнейшей обработки в пищевой промышленности и готовый к непосредственному потреблению пищевой продукт – консервы, масло, сыр, мясные изделия и т.п. Поэтому эти отрасли, как правило, в практике планирования и учета сведены в одну группу отраслей пищевой промышленности и именуются пищевой промышленностью, как, скажем, и легкая промышленность, состоящая из гораздо более разнородных отраслей – обувной, текстильной, швейной и др.

Исходя из выше сказанного, перерабатывающую промышленность можно определить как  совокупность отраслей промышленности и отдельных производств, специализированных на выпуск продуктов питания.

Перерабатывающая промышленность - составная часть всей промышленности и агропромышленного комплекса. И это обстоятельство делает ее, с одной стороны, представителем самой ведущей отрасли народного  хозяйства и, с другой стороны, завершающим звеном и основой продовольственного комплекса.

Ведущая роль промышленности в системе  народнохозяйственного комплекса  и всей национальной экономики общеизвестна и очевидна.

Принадлежность пищевой и перерабатывающей промышленности ко всей промышленности и агропромышленному комплексу еще раз подтверждает ее ведущую роль к сфере материального производства и социально-экономической жизни общества. И, естественно, она вправе требовать адекватного отношения к себе от того же общества, кого кормит, а не сложившегося порочного остаточного принципа к ее нуждам.

Актуальность изучаемой  темы заключается в том, что сельское хозяйство является важной отраслью экономики, которое создает продукцию, необходимую для развития промышленности и для питания населения. Поэтому очень важно развитие маркетинговой деятельности для развития предприятия.

Объектом исследования является предприятие ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

Предметом курсовой работы является изучение особенностей и принципов организации маркетинга на примере ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

Целью курсовой работы: провести анализ и разработать рекомендации по совершенствованию  маркетинговой деятельности на предприятии  ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

Маркетинг рассматривается как  основа для достижения успеха в конкуренции  и способен повысить шансы выживания  организации на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 Маркетинг:  сущность, функции, роль в деятельности  предприятия

1.1 Сущность  и принципы маркетинга

Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий  даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия  не являлись собственностью начальника или директора.

Ныне же политика предприятия  полностью изменилась и руководство  вынуждено включать в аппарат  управления службу маркетинга. Специалисты  в области маркетинга на предприятии  называются маркетологами. Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке.

Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых сервисных услуг[13. с. 11].

Маркетинг, как порождение рыночной экономики, является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.

Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

  1. Надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
  2. Создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
  3. Необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю “несогласованную” предварительно с рынком продукцию.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые  включают:

  1. нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием;
  2. концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности;
  3. направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность;
  4. применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них.

Методы маркетинговой  деятельности (см. Приложение А) заключаются в том, что проводятся:

1. анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;

  1. анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
  2. изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.
  3. планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;
  4. обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;
  5. обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок.
  6. удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;
  7. управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений [21. с. 15].

 

1.2. Цели и  функции маркетинга

Регулирование маркетинга во всемирном масштабе предполагает  четыре цели:

  • достижение максимально возможного высокого потребления: многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга - облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства; 
  • достижение максимальной потребительской удовлетворенности: согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления;
  • представление максимально широкого выбора: некоторые деятели рынка считают, что основная цель системы маркетинга - обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предоставить потребителю максимально широкий выбор. Система должна дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу. Потребители должны иметь возможность максимально улучшить свой образ жизни, а следовательно, и получить наибольшее удовлетворение;
  • максимальное повышение качества жизни: многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении "качества жизни". Это понятие складывается из: качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров, качества физической среды и качества культурной среды. Сторонники этого взгляда склонны оценивать систему маркетинга не только по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности, но и по воздействию, которое деятельность в сфере маркетинга оказывает на качество физической и культурной среды.

Субъекты  маркетинга включают производителей и  организации обслуживания, оптовые  и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Как показано на рис. 1.1, у каждого из них своя роль. Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 Основные субъекты маркетинга [21. с. 17]

Основными функциями  маркетинга являются:

  • анализ окружающей среды рыночные исследования,
  • анализ потребителей,
  • планирование товара (услуги),
  • планирование сбыта,
  • планирование продвижения товаров,
  • планирование цены,
  • обеспечение социальной ответственности и управление маркетингом.

       Несмотря  на то, что многие операции требуют выполнения однотипных функций, таких, как анализ потребителей, продвижение продукции и установление цены, они могут выполняться различными способами.

Кроме того маркетинговый отдел занимается исследованием конкурентов.

Первым этапом в исследовании конкурентов должна явиться оценка степени конкуренции на выбранном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия).

Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует  определить: какую часть рынка  контролирует конкурент, насколько  быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку.

При правильно проведенном  исследовании возможно открыть недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии несомненно скажется на прибыли и развитии фирмы.

Изучение фирменной  структуры рынка представляет собой  исследование поставщиков и посредников, без помощи которых фирма практически  не может существовать в современных  условиях.

Поставщик – это отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье, оборудование, информацию.

Также исследование фирменной  структуры рынка включает в себя изучение транспортных компаний, страховых  организаций и др. Это помогает фирме сразу почувствовать себя уверенней на зыбкой почве еще неосвоенного рынка.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО Барановичский комбинат хлебопродуктов