Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:43, дипломная работа
Для достижения успеха в бизнесе не существует готовых рецептов, тем интереснее рассматривать примеры успешной рыночной деятельности. Для всех лидеров рынка можно выделить две общие черты. Во-первых, постановка амбициозных целей и, во-вторых, тщательная разработка и последующее внедрение маркетинговой стратегии. «Без преувеличения можно сказать, что разработка стратегии – это искусство, которым владеют успешные предприниматели. Компании должны ясно представлять, какие товары и для каких потребителей они должны выводить на рынок.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 теоретические ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ТЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДприятия
1.1 Характеристика маркетинговой деятельности розничных торговых предприятий
1.2 Особенности маркетинговой деятельности предприятий розничной торговли
ГЛАВА 2 Анализ маркетинговой деятельности РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВЕРС»
2.1 Общая характеристика ООО «АВЕРС» как субъекта маркетинговой деятельности
2.2 Организация маркетинговой деятельности на предприятии ООО «АВЕРС»
2.3 Рыночные возможности предприятия и его целевой рынок
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АВЕРС»
3.1 Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей ООО «АВЕРС»
Практические рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «АВЕРС»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Специалисты коммерческого отдела ООО «АВЕРС» эмпирически установили характер зависимости между удовлетворенностью и лояльностью потребителей, используя различные виды конкуренции на рынке Хакасии.
ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВИДОВАЯ МЕЖФИРМЕННАЯ
Разные товары удовлетворяют одну и ту же потребность
Преимущества имеет тот, кто лучше овладел вниманием покупателя
Лучше удовлетворяет потребность товар с лучшими качествами
МЕТОДОВ
КОНКУРЕНТ-
НОГО
УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДЫ
КОНКУРЕНЦИИ
Ценовая конкуренция
Неценовая
конкуренция
Состояние рынка
Конкурентоспос.товара
Характеристики потенциальных потребителей
Ценовая политика конкурентов
Рисунок 3 - Основные виды и методы конкуренции
Если рассматривать состояние рынка, то оно в Хакасии определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами. Соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Величины спроса на рынке Хакасии имеют определенное значение и относятся к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях. Необходимость в выборе стратегии диктует состояние рынка и его участников (рисунок 4).
Лидеры рынка
Последователи лидеров рынка
Последователи лидеров рынка,
Избегающие
прямой
конкуренции (слабый бизнес)
Фирмы в кризисной ситуации
Стратегии
Постоянное наступление
Оборона и укрепление
Конкурентное давление на последователей лидера
______________________________
Стратегии вакантной ниши Специалист
«У нас лучше,
чем у них»
Рост за счет Стратегия
Приобретения характерного имиджа
______________________________
Круговое наступление
Оборона и укрепление Немедленное
Отступление
______________________________
Стратегии восстановления
Рисунок 4 - Управление конкурентной позицией фирмы на рынке
На рынке продаж оргтехники выступает много покупателей, фирма работает в ускоренном режиме доставки товаров потребителю, поэтому немаловажный факт – доверительные и прочные связи с поставщиками. Ими долгое время являются зарекомендовавшие себя с положительной стороны фирмы: «1С:Мультимедиа», Сибирь», «Аверс-Красноярск», ООО «Альдо», ООО «Бюро Поставок и Коммуникаций», ООО «Ост-Комп», «Русский Стиль РС», «Технотрейд», «Орион-Косметикс», «Аксофт ЗАО»,ЗАО «СофтЛайн Трейд», «Сторадж Компонентс ООО», ООО «ТЕКО Сибирь», «Эр-Эс-Ай», ООО «Тонер Плюс». Данные оптовые фирмы находятся как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.
Так как на рынке Хакасии много как продавцов оргтехники, так и покупателей, целесообразно будет рассмотреть рыночный спрос.
Изменение спроса. Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого товара, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Это - неценовые детерминанты. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Рассмотрим влияние неценовых детерминант:
Увеличение спроса, при прочих равных условиях, порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества оргтехники. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества товара. На рынке Хакасии обнаруживается прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества технического товара.
Учитывая специфичность предлагаемых технических продуктов, не являющихся товарами массового спроса, предприятием ООО «АВЕРС» выбран концентрированный маркетинг. Согласно его концепции, стратегия продвижения техники планируется как с учётом запросов потребителей, так и с учётом личных качеств представителей целевой группы.
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АВЕРС»
3.1 Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей ООО «АВЕРС»
Предприятие ООО «АВЕРС» является крупной розничной торговой группой, одним из лидеров продаж оргтехники в республике Хакасия.
Несмотря на активную деятельность ООО «АВЕРС», и связи с растущей конкуренцией на рынке продажи оргтенических средств, существует определённая конкуренция на рынке техники на региональном уровне. По этой причине автором было проведено маркетинговое исследование, целью которого было решение проблемы, с которой столкнулось предприятие – увеличение рыночной доли, повышение конкурентоспособности продаваемой оргтехнической продукции и ООО «АВЕРС» в целом.
Исходя из этого, были определены задачи исследования:
Характер целей предопределил выбор типа исследования – описательный. Автором было решено использовать один из широко известных методов проведения маркетингового исследования - опрос потребителей, ориентированный на массовых респондентов различной квалификации и компетенции. Исследование протекало в одном направлении – определение отношения клиентов к продаваемой технике ООО «АВЕРС».
Инструмент реализации опроса в данной работе - анкета (Приложение Б). С помощью вопросника получена первичная информация, необходимая для определения недостатков в организации предоставления услуг по продаже оргтехники, охвата исследуемой проблемы. Тип вопросов – закрытый. Варианты вопросов, используемых при проведении исследования – дихотомические и многовариантные, использование которых должно активизировать деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчить процесс ввода полученных данных.
«Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности»19.
Сбор первичной информации заключался в опросе респондентов различной квалификации и компетенции. Количество опрашиваемых – 200 человек. Первичные данные были собраны в течение нескольких дней. Подход к сбору данных – самостоятельный. Были получены ответы респондентов практически на все вопросы анкет.
Обработка полученной в ходе данного исследования информации проводилась с помощью редактора таблиц Microsoft Excel, который позволяет выполнять вычисления, анализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах.
Анализ анкет клиентов показал, что респондентам знакома данная фирма.
Основной источник получения данной информации – СМИ, что прослеживается на диаграмме рисунка 5.
0
10
20
30
Реклама
в СМИ
Наружная
реклама
от
знакомых
другое
Из каких источников Вы узнали об
ООО «АВЕРС»?
Рисунок 5 – Источники получения информации о фирме
Кроме того, потребители знают о фирме достаточное время, большинство – на протяжении 3 лет, что показывается на рисунке 6.
Рисунок 6– Известность фирмы
На вопрос, указанный в п. 3 анкеты, где выяснялось, что же повлияло на выбор предприятия, специализирующегося на продаже оргтехники, респонденты показали, что причина – лучшие условия обслуживания, а также реклама предприятия (рисунок 7).
Рисунок 7 – Влияние на выбор фирмы
Значения, собранные в результате опроса о фирмах-конкурентах, показали, что лидером по продаже оргтехники – Фирма «Алво» (рисунок 8).
Рисунок 8 – Фирмы, занимающиеся реализацией оргтехники
Примечание
2- другие
6 – «Никлайн»
10 - «СТЭК»
8 – «Старком»
24- - «Алво»
Оценка ассортимента предлагаемой технике (рисунок 9) в ООО «АВЕРС» достаточно высока – большинство респондентов оценили его как широкий. Это отрадно.
Удалось выяснить, каковы цены на товары техники. Основная масса респондентов ответила «приемлемы» (рисунок 10). Коэффициент высок, но недостаточен.
Рисунок 10 – Сравнение цен на аналогичные товары
Чувствительность потребителей к скидкам показана на рисунке 11.
Анализ следующих пунктов
Рисунок 12 – Оценка качества обслуживания в ООО «АВЕРС»
Последними вопросами анкеты были вопросы классификационного характера, куда относились вопросы о возрасте, поле, образовании, уровне дохода, сфере профессиональной деятельности.
Подведя итоги исследования, удалось выяснить, что большинство клиентов являются самодостаточными гражданами, имеющими, в большинстве своем высшее образование, возрастной ценз различен: большинство респондентов - от 25 до 55 лет, т.е. работающее население Республики Хакасия. В отношении занятости населения можно сказать, что клиенты работают в сферах, где не возникает проблем с оплатой труда (это – финансы, кредит, страхование, транспорт, торговля, общественное питание, образование, культура), что говорит об их платежеспособности (от 3000 до 15000 руб).
Таким образом, исследование поведения покупателей и оценка деятельности предприятия розничной торговли ООО «АВЕРС» позволили сделать следующие выводы.
Большинство покупателей заходят в магазин с целью приобретения конкретного ортехнического товара.
Наиболее популярным источником получения информации о месте совершения покупки является реклама в СМИ, далее – наружная реклама, информация от друзей и знакомых, другое. Характерно, что за последние пять выросла значимость наружной рекламы и несколько снизилась значимость «первого визита в магазин из любопытства».
Степень приверженности покупателя к конкретному данному магазину усилена. Основные факторы выбора ООО «АВЕРС» является лучшие условия обслуживания, далее по значимости: удобное расположение магазинов, широкий ассортимент товаров, качество обслуживания, рекомендации знакомых и наличие скидок.