Система планирования маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Так как в условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной функцией предприятия, то и план маркетинга доминирует над другими планами и разрабатывается в первую очередь, и вот почему:
решения в области маркетинга являются приоритетными, так как определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать;
содержание маркетингового плана оказывает непосредственное влияние на показатели других планов (вопросы ценообразования, определяемые в маркетинговом плане, влияют на финансовые показатели, решение о разработке и выпуске новой продукции окажет влияние на производственный план).

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 106.99 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

      Под планированием маркетинга понимается логическая последовательность отдельных видов деятельности и процедур по постановке целей маркетинга, выбору стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению за определенный период исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана, т.е. это деятельность по разработке различных видов плана маркетинга. Эта деятельность является элементом более общего понятия — системы планирования маркетинга, включающей помимо разработки плана маркетинга также его реализацию и контроль.

      Так как в условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной функцией предприятия, то и план маркетинга доминирует над другими планами и разрабатывается в первую очередь, и вот почему:

  • решения в области маркетинга являются приоритетными, так как определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать;
  • содержание маркетингового плана оказывает непосредственное влияние на показатели других планов (вопросы ценообразования, определяемые в маркетинговом плане, влияют на финансовые показатели, решение о разработке и выпуске новой продукции окажет влияние на производственный план).

      Далее, так как маркетинг является основной функцией, обеспечивающей связь между  желаниями потребителя и возможностями  компании, то формирование миссии бизнеса, проведение SWOT-анализа и формирование общих целей и стратегии предприятия  также становится маркетинговой  задачей. 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

      Несомненно, перед тем, как браться за разработку плана маркетинга, следует понять, чем он может быть полезен предприятию.

План маркетинга подобен карте: он показывает, где  находится предприятие в данный момент, куда оно движется и как  собирается туда попасть.

Чтобы выяснить, зачем нужен план маркетинга, рассмотрим проблемы, которые возникают на предприятии  при отсутствии плана маркетинга, а также те результаты, которые  предприятие получает после его  разработки.

Таблица 1

Проблемы, вызванные отсутствием  плана маркетинга Результаты  разработки плана  маркетинга
у предприятия  есть несколько вариантов развития, но не решено, в какой из них лучше  вкладывать деньги; определен перечень привлекательных направлений развития, непривлекательные отброшены;
неизвестно, на каких покупателей нужно ориентироваться  в первую очередь; определена  группа целевых потребителей и получено их описание;
неизвестно, какие виды продукции надо развивать, какие совершенствовать, от каких  — отказываться; определены  сильные и слабые стороны предприятия  — ясно, какие проблемы нужно  решать в первую очередь;
предприятие развивается «рывками», четкие перспективы  развития отсутствуют. установлен  четкий план действий, который должен привести к намеченным целям.

Таким образом, план маркетинга:

  • систематизирует и доносит до всех сотрудников предприятия те идеи, которые до его составления находились исключительно в голове руководителя;
  • позволяет четко установить цели и проконтролировать их достижение;
  • является документом, организующим работу всего предприятия;
  • позволяет избежать лишних действий, не приводящих к намеченным целям;
  • позволяет четко распределять время и другие ресурсы;
  • наличие плана мобилизует сотрудников компании. [3]

Подытожим вышесказанное  и еще раз рассмотрим все аргументы "за" и "против" разработки маркетингового плана предприятия.

Таблица 2

Аргументы «против» разработки плана маркетинга Аргументы «за» разработку плана  маркетинга
Нет времени  на разработку плана маркетинга Разработка  сокращенного варианта плана маркетинга по предложенному в этой серии  статей алгоритму займет несколько  дней

Разработанный план маркетинга позволит вам сэкономить время за счет того, что вы не будете совершать лишних действий, которые  не приводят вас к целям, установленным  в плане маркетинга

Мы  успешно работаем и без него В таком случае при наличии плана маркетинга предприятие будет работать еще  успешнее
Неизвестно, как его разрабатывать В этой серии  статей будет приведен подробный  алгоритм разработки плана маркетинга, следуя которому, вы сможете самостоятельно разработать план маркетинга предприятия

      Иными словами, план маркетинга помогает повысить эффективность работы предприятия  за счет четкого определения целей  и методов их достижения, устранения неясностей и лишних действий, не приводящих к запланированным результатам.[3] 

1.1. Определение миссии предприятия 

      Итак, первый этап разработки плана маркетинга — определение миссии предприятия. 
Миссия — это краткое выражение основной цели предприятия, четко сформулированная причина его существования.

В идеале в миссии должны быть отражены следующие моменты:

  • кто клиенты (для кого работает организация);
  • какие товары и/или услуги предлагает предприятие (какие потребности удовлетворяет организация и какими способами);
  • какими ценностями руководствуетесь при принятии решений;
  • к чему стремитесь в будущем (какой хотите видеть свою организацию через много лет).

      Миссия  предприятия служит своеобразным маяком. В ее основе должно лежать такое  состояние бизнеса, которое может  быть достигнуто в отдаленном будущем  при самых благоприятных условиях. Наиболее удачным считается заявление  о миссии, отражающее идеальное представление, «неосуществимую мечту», задающее направление  развития предприятия на ближайшие  десятилетия. 

1.2. SWOT-анализ 

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). [2]

      В этом разделе необходимо привести краткие  результаты SWOT-анализа: основные сильные  и слабые стороны предприятия, а  также основные возможности и  угрозы внешней среды. Также в  этот раздел обязательно нужно включить выводы, сделанные на основе SWOT-анализа. Он должен включать:

  • описание основных направлений развития предприятия (сочетание рыночных возможностей и сильных сторон предприятия);
  • основные задачи (сочетание угроз и сильных сторон — что нужно предпринять, чтобы снизить угрозы внешней среды);
  • основные проблемы предприятия: сочетание возможностей и слабых сторон предприятия (что может помешать вам воспользоваться предоставляющимися возможностями), а также сочетание угроз и слабых сторон (самые большие опасности для предприятия).

      Для проведения SWOT-анализа предприятия понадобится информация о внутренней среде предприятия (для анализа его сильных и слабых стороны) и его внешней среде (для анализа возможностей и угроз).

В идеальном  случае для SWOT-анализа используется информация, которая постоянно собирается с помощью маркетинговой информационной системы предприятия.

      Маркетинговая информационная система — это  алгоритм, который позволяет регулярно  собирать необходимую для принятия решений информацию их различных  внешних и внутренних источников, и передавать ее заинтересованным лицам. МИС состоит из четырех подсистема, две из которых (система внутренней отчетности и система анализа маркетинговой информации) предназначены, в основном, для сбора внутренней информации, а две другие (система наблюдения за внешней средой и система маркетинговых исследований) обеспечивают предприятие внешней информацией.[1]

      Для сбора информации о предприятии  при отсутствии маркетинговой информационной системы необходимо:

  • Составить список параметров, по которым нужно оценить предприятие;
  • Решить, каким образом можно оценить каждый параметр,
  • Определить, из каких источников можно получить необходимую информацию;
  • Собрать информацию, оценить с ее помощью каждый параметр и отнести его к сильной либо слабой стороне предприятия.

      Внешняя среда предприятия состоит из макросреды и микросреды. Микросреда предприятия — это покупатели, поставщики, конкуренты, партнеры, государственные органы. Макросреда предприятия — факторы, в которыми предприятие не сталкивается напрямую, но которые оказывают серьезное влияние на его деятельность.

      Для анализа макросреды предприятия  используется вторичная информация, которая может быть получена из публикаций Госкомстата и его региональных подразделений, из газет и журналов, сети Internet (в том числе на отраслевых порталах, сайтах специализированных фирм и т.п.). После сбора необходимой вам информации необходимо оценить каждый документ с точки зрения достоверности и актуальности содержащейся в нем информации, а также проверить данные на согласование с другой имеющейся в вашем распоряжении информацией.[1]

      Для анализа микросреды предприятия  также может быть использована вторичная  информация из перечисленных выше источников, а также данные, собранные на отраслевых выставках, однако дополнительно рекомендуется  собрать и первичные данные о  покупателях, поставщиках, конкурентах. Для этого можно воспользоваться  двумя наиболее популярными методами сбора первичных данных — наблюдением  и опросом. 

1.3. Цели маркетинга 

      В этом разделе необходимо обосновать выбор наиболее привлекательных  для предприятия сегментов рынка  и привести их краткое описание. Также необходимо сказать здесь  о том, в чем будет заключаться  основное отличительное преимущество предприятия (продукции) — основа его позиционирования.

      После данных о целевых рынках и основах  позиционирования товара (предприятия) необходимо указать цели, которые вы хотели бы достичь в течение планируемого периода. Еще раз напомним, что цели должны быть конкретными , измеримыми, достижимые, ориентированные на результат и четко привязанными ко времени.[5]

1.4. Маркетинговые политики 

      Здесь необходимо указать, с помощью каких методов вы планируете достичь обозначенных в предыдущем разделе целей. Данный раздел будет состоять из четырех подразделов — описание товарной, ценовой, сбытовой политики и политики продвижения.

Таблица 3

Маркетинговые политики

Товарная  политика В этом разделе  плана должна быть отражена следующая  информация:

1.    Результаты ревизии товара (тип товара (повседневного, особого, пассивного спроса, предварительного выбора), стадия жизненного цикла, описание товара по многоуровневой модели, текущие финансовые показатели, объемы и динамика продаж за предыдущий период в натуральном выражении);

2.    Краткое изложение стратегии в отношении товара, включая:

  • определение широты ассортимента;
  • принятие решения о целесообразности использовании марки;
  • определение необходимого уровня качества товара.
Ценовая политика В этом разделе  необходимо уделить внимание следующим  моментам:
  • описать выбранную стратегию ценообразования (внедрение на рынок, снятие сливок или специализация на конкретном сегменте) и обосновать ее выбор;
  • описать методику ценообразования, привести расчеты себестоимости товара/услуги;
  • привести окончательную цену и описать методы адаптации цены, которые планируется применять для данного товара (ранжирование цен, скидки, методы ценовой дискриминации и учета психологических аспектов цены).
Сбытовая  политика В этом разделе  необходимо:
  • провести оценку существующей сети распределения (по охвату и характеристикам торговых точек);
  • перечислить цели сбыта;
  • указать планируемую интенсивность распределения и длину канала распределения.

Критерии выбора посредника (в случае необходимости) лучше привести в приложении, чтобы не перегружать основную часть документа.

Политика  продвиже-ния В этом разделе  следует:
  • установить цели и задачи продвижения;
  • привести основные характеристики целевой аудитории, на которую вы будете ориентировать свои обращения;
  • рассчитать и обосновать бюджет продвижения;
  • описать основные методы продвижения (которые вы собираетесь применить для продвижения товара) и обозначить основные пункты программы продвижения.

Информация о работе Система планирования маркетинга