Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 05:36, шпаргалка
Работа содежит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Промышленный маркетинг".
1. Предмет и задачи курса ПМ. Предмет ПМ-совокупность отношений, кот-е устанавливают производственные или оптовые организации с друг. организациями по поводу удовлетворения наилучшим образом их потребностей в средствах производства с целью получения максимальной прибыли. Задачи ПМ:1) показать особенности проявления экономических законов и закономерностей в сфере ПМ; 2) обратить внимание на необходимость использования в практической деят-ти принципов марк-га с учетом специфики деят-ти на рынке средств произ-ва; 3) раскрыть специфич. требования к организации, планированию и осуществлению марк-га в субъектах хозяйствования, ориентированных на промышл. среду.
2. Сущность промышленного маркетинга и его значение для экономики страны. ПМ- процесс управления разработкой товаров и услуг промыш-го назначения, ценовой политикой, распределением и продвижением товаров, удовлетворяющих потребности организаций. Экономика Беларуси отличается большим количством организаций,выпускающих товары промышленного назначения . Этим организациям целесообразно применять в св. практике ПМ.
Главная особен-ть ПМ –в кач-ве потребителя на рынке выступает не человек, а организация. ПМ нацелен на промежуточное (произв-е) потребление, а не на конечное.
3. Субъекты и объекты промышленного маркетинга. Суб-ты:: организации ,использующие ПМ в св.деят-ти (предприятия промышленности, с/х, лесного хоз-ва, строительства, оказывающие услуги промышленного характера). Объекты:: все производственные предприятия, а также предпр-тия, орган-ции, учреждения и индив. предпр-ли, кот-е используют приобретаемые товары и услуги в качестве средств производства для осуществления собственной производственной или иной деятельности.
4.
Особенности промышленного
маркетинга: 1)Суб-ты (кто осуществляет
марк-г) - организации по производству
товаров промыш-го назначения и оказанию
услуг для организаций.2)Об-ты (на кого
направлены маркет-е усилия.3)Товарн. рынки(на
каких рынках применяется маркетинг)-рынок
средств произ-ва и услуг промыш-го харак-ра
для организаций. Главн.особенность-потребителем
является организация, а не человек. Поведение
орг-ции как покупателя отличается от
поведения человека. Это требует совершенно
иного подхода к разработке и осуществления
комплекса маркетинга. ПМ направлен на
промежуточное (производственное), а не
конечное потребления тов-
5.Сбыт в системе промышленного маркетинга. В настоящее время сбыт - функция мар-га. Взаимодействие служб мар-га и сбыта имеет особое значения для ПМ, т.к. производственные пред-я наделены функцией сбыта, т.е. они должны продавать свою продукцию др. пред-ям. Произв. пред-я не занимаются рознич.торговлей и не имеют непосредственных контактов с конечным потребителем (человеком). Их деят-ть по реализации прод-ции – сбыт.
Тесная связь сбытовой и марк.деят-ти приводит к размыванию функций соотвт. служб и дублированию в их работе. Чтобы разграничить их обязанности, нужно четко определить и закрепить за соотв. подразделениями конкретных функций.
Функции отдела марк-га:
Функции отдела сбыта:
Вывод:
маркет.служба выполняет анлитическую
функцию в области сбыта, а продажами занимается
сбытовое подразделение. Сейчас вместо
термина «сбыт» чаще употребляется слово
«продажи», а отдел сбыта – это отдел продаж,
но содержание их работы не изменилось.
6 Промышленный маркетинг и материально-техническое снабжение. техническое снабжение.
Еще одной сферой деятельности предприятия является материально-техническое снабжение, которое в последнее время чаще называют закупочной деятельностью. Служба закупок или материально-технического снабжения обычно выполняет весь комплекс работ, включающий как закупку материальных ресурсов, так и обеспечение ими цехов, участков и рабочих мест.
Большинство
функций по закупке материальных
ресурсов связано с рынком: изучением
рынка средств производства, поиском и
выбором поставщиков, заключением договоров
с ними, выбором каналов товародвижения
и др. Выполняя функции закупок, предприятие
выступает на рынке как покупатель средств
производства и является объектом, на
который направлен комплекс промышленного
маркетинга изготовителя. В качестве покупателя
от имени организации-потребителя действует
служба закупок. Обоснование покупки какого-либо
оборудования или материалов делается
работниками службы материально-технического
снабжения производственных предприятий,
которые специализируются на определенной
группе товаров и хорошо их знают. Они
не только знакомы с конъюнктурой того
или иного товарного рынка, но и достаточно
компетентны в отношении технических
характеристик товаров. Кроме того, специалисты
материально-технического снабжения находятся
в тесном контакте с конструкторской и
технологической службами своего предприятия.
Готовясь к закупке особо ответственных
компонентов, они консультируются с коллегами
из этих подразделений. Решения о закупке
дорогостоящих видов средств производства
— прерогатива высшего руководства организации.
На предприятиях иногда создаются специальные
центры закупок или тендерные комитеты,
членами которых являются специалисты
различных служб. Это позволяет всесторонне
изучить последствия покупки. На рынке
средств производства в качестве покупателей
выступают специалисты в области эксплуатации,
хорошо осведомленные о предложении различных
товаров, их взаимозаменяемости, эффективности
потребления. Для определения качества
товаров предприятия могут прибегать
к услугам бюро товарной экспертизы. Применение
принципов маркетинга в области материально-технического
снабжения позволяет поднять этот процесс
на более высокую качестве
7. Промышленный маркетинг и логистика.
Логистика — прежде всего одна из эффективных концепций управления предприятием.Логистика — это комплексное управление материальными и информационными потоками в экономике предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом.Для отдельного предприятия логистика связана с комплексным планированием, оперативным управлением и контролем над поступающими к нему, перерабатываемыми на нем и покидающими его материальным и информационным потоками. Обычно выделяют составные части логистики, соответствующие основным функциям производственного предприятия: закупочная логистика, производственная логистика, логистика складирования и запасов, транспортная и распределительная (сбытовая) логистика.
Логистика имеет непосредственное отношение к товародвижению, а поскольку разработкой политики товародвижения занимается служба маркетинга, то маркетинг и логистика — пересекающиеся сферы деятельности.
Перечень функциональных сфер логистики свидетельствует, что большинство логистических операций осуществляется в промышленной среде. Следовательно, именно промышленные маркетологи заинтересованы в тесном сотрудничестве со специалистами по логистике.Объектом логистики является реальное движение товаров. При этом рассматриваются и сопутствующие ему информационные потоки, внимательно изучается документооборот.С позиций логистики целесообразно разбить материальный поток на составляющие операции, характеризующиеся завершенностью на определенном этапе товародвижения. Обязательное условие — достижение согласованности действий при передаче товара от одного хозяйствующего субъекта другому и из одного подразделения предприятия в другое.
. Без
системного подхода к управлению товародвижением
не исключено, что кому-то из участников
этого процесса удастся работать с минимальными
оборотными средствами, но это произойдет
за счет других субъектов, которые будут
вынуждены вкладывать большие средства
в запасы.Можно разработать множество
вариантов товародвижения, существенно
различающихся по издержкоемкости. Использование
логистики позволяет создать схему товародвижения,
обеспечивающую четкое взаимодействие
всех участвующих звеньев при отсутствии
барьеров между ними и минимуме затрат
каждого участника на доведение товаров
от изготовителей к потребителям.Принципы
логистики весьма действенны и в решении
отдельных проблем. Например, для отечественной
экономики актуально внедрение принципов
логистики в работу таможни, это способствовало
бы быстрому прохождению грузов через
границы страны. В мировой практике широко
применяется система снабжения рабочих
мест материальными ресурсам «канбан»,
которая практически исключает образование
производственных запасов у потребителей.
8.
Значение сервиса
в промышленном маркетинге. Конструкторско-технологическая
и маркетинговая службы разрабатывают
определенный перечень операций, которые
должны осуществляться производителями
товара в порядке его сопровождения на
рынок и при эксплуатации. Современный
покупатель склонен отвергать товары,
не обеспеченные сервисом, так что сервис
становится неотъемлемым элементом не
только сбытовой, но и товарной политики
организации. К функциям
сервиса относят:1) консультирование
потенциальных покупателей с целью подготовки
их к осознанному выбору товара;2) консультирование
покупателей во время приобретения товара,
обучение их правилам безопасной эксплуатации;3)
передача технической документации (инструкций
для пользователя) вместе с продаваемым
товаром покупателю с целью обеспечить
ему необходимый объем знаний о предмете
потребления;4) предпродажная подготовка
изделия; 5)доставка изделия на место
эксплуатации;6) приведение изделия
в рабочее состояние на месте эксплуатации
и демонстрация его покупателю в действии;7)
обеспечение полной готовности изделия
к эксплуатации в течение всего срока
потребления;8) обеспечение запасными
частями к проданному изделию;9) сбор
и анализ информации от потребителей о
ходе эксплуатации изделия, доведение
ее до соответствующих служб предприятия.Комплекс
мероприятий поставщика, проводимых до
момента оплаты продукции покупателем,
называют предпродажным
сервисом. Услуги потребителю по поддержанию
проданного изделия в постоянной готовности
к эксплуатации определяются как послепродажный
сервис, который бывает гарантийным
и послегарантийным. Гарантийный
сервис предусматривает оказание изготовителем
бесплатных услуг по осуществлению работ,
от которых зависит безотказная длительная
эксплуатация изделия: обучение персонала,
контроль за правильной эксплуатацией,
замена вышедших из строя деталей, профилактические
операции. Послегарантийный
сервис осуществляется на платной основе
в объеме услуг потребителю, обусловленном
договором с изготовителем. Перечень работ
обычно включает регулярное проведение
технических осмотров и ремонтов, обеспечивающих
безотказную работу изделия в течение
всего нормативного срока его эксплуатации.Для
продукции производственно-технического
назначения (особенно сложнотехнической)
сервис имеет исключительное значение.
Чем сложнее изделие, тем больше информации
о нем хотел бы получить покупатель на
стадии приобретения. Он заинтересован
не только в детальных инструкциях по
безопасной и надежной эксплуатации станков,
машин и оборудования, но и в их демонстрации
в действии. Покупателям технически сложной
продукции сервис помогает выбрать оптимальный
вариант покупки того или иного изделия.
Это означает, что в промышленном маркетинге
сервис должен занимать достойное место.В
Беларуси сервис пока не получил должного
развития, однако первые шаги на этом пути
уже сделаны: не только на внутреннем рынке,
но и за рубежом известна деятельность
в области сервиса крупнейших отечественных
предприятий БелАЗ, МАЗ, МТЗ,
9. Рынок Товаров промышленного назначения (ТНП) –совок-ть лиц и орг-ций, закупающих т-ры и услуги, кот. используются при пр-ве др. товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых др. потребителям.
Осн. отраслями деят-ти, составляющими рынок ТПН, являются:
1) сельское, лесное и рыбное хозяйство,
2) горнодобывающая промышленность,
3) обрабатывающая промышленность,
4) строительство,
5) транспорт,
6) связь,
7) коммунальное хозяйство,
8) банковское, финансовое и страховое дело,
9) сфера
услуг.
10. ТПН можно класс-ть на основе того, в какой мере участвуют они в процессе пр-ва, и по их относительной ценности. Можно выделить три группы этих товаров:
1) материалы и детали- товары, полностью используемые в изделии производителя. Их можно подразделить на две группы: сырье- включает в себя с/х продукцию (пшеница, хлопок, фрукты, овощи и т. п.) и природные продукты (рыба, лес, сырая нефть, железная руда).; полуфабрикаты и детали - предст собой либо матер. компоненты (железо, пряжа, цемент, проволока и т.п.), либо комплект-ие изделия (небольшие моторчики, шины, отливки ).
2) капитальное имущество - товары, частично присутствующие в гот. изделии. Его можно подразделить на две группы: Стационар. сооруж - строения (заводы, администр.здания.) и стационар.обор-ие (генераторы, вертикально-сверлильные станки, компьютеры, подъемники).Вспомог.обор-ние - движимое заводское оборудование (ручной инструмент, автопогрузчики и т.п.) и конторское оборудование (пишущие машинки, письменные столы
3)
вспомогательные материалы и услуги-объекты,
вообще не присутствующие в гот. изделии.
Вспомогат материалы
бывают двух видов: раб.материалы (смазочные
масла, каменный уголь, писчая бумага)
и матер для тех. обслуж-ия и ремонта (краски,
гвозди, щетки).Деловые услуги
подразделяются на услуги по тех.обслуж-ю
и ремонту (мытье окон, ремонт пишущих
машинок и т. п.) и услуги консультативного
характера (правовые консультации, консультации
для руководства, реклама.).
11-1.
Конкуренция в
промышленной среде. Для конкур-ции
в пром.среде хар-на необходимость вести
конкур.борьбу не только с произв-ми аналог.
товаров, но и с собств.покупателями, потреб-ми
и поставщ-ми материалов , др.деятелями
р-ков. Прямыми конкур.явл.пр-тия той же
отрасли. Внутриотрасл. конкур. развивается
м-у произв-ми аналог.пр-ции. В ней исп-ся
все методы и премы конкур.борьбы. Р-к ср-в
пр-ва обычно явл.олигополистическим.
Иногда конкур-ция бывает межотраслевой.
Соперничают все пр-тия , кот. удовлетворяют
одну и ту же потребность. Конкур-ми явл.и
собств.покупатели, торговые орг-ции (
банки, финн.и лизинг.компании-приобретконтр.