В зависимости от территории
охвата маркетинг может быть внутренний,
региональный, экспортный, импортный,
внешнеторговый, маркетинг по продаже за рубеж патентов и лицензий,
маркетинг прямых зарубежных инвестиций,
международный маркетинг, мультинациональный
и глобальный маркетинг.
1. Внутренний маркетинг связан с вопросами реализации товаров
и услуг в рамках одной страны и ограничен
ее национальными границами. Обычно на
внешний рынок фирма начинает выходить
позднее, когда она достигла определенных
результатов и ей уже не хватает простора
отечественного рынка. Однако в мировой
практике встречаются фирмы, специализирующиеся
в основном на зарубежной деятельности
и практически не работающие на внутреннем
рынке, и наоборот.
2. Экспортный маркетинг связан с усложнением функций и задач
в области маркетинговой деятельности
фирмы, так как предполагает дополнительные
исследования новых заграничных рынков
сбыта, создание зарубежных сбытовых служб
и сетей и т.д.
3. Импортный маркетинг одними экономистами признается, другими
уже отрицается, поскольку он не связан
с технологией продвижения товаров на
рынок, организацией успешных продаж и
эффективного сбыта. На мой взгляд, импортный
маркетинг имеет право на существование,
так как предполагает особую форму исследований
рынка для обеспечения высокоэффективных
закупок. Это тоже работа на рынке, хотя
и специфичная.
4. Внешнеторговый маркетинг определяет своим объектом экспортные
и импортные виды маркетинговой деятельности
относительно объектов внешней торговли.
5. Зарубежный научно-технический
маркетинг касается специфики продаж и закупки
результатов научно-технической деятельности
– патентов и лицензий, что в значительной
степени изменяет характер маркетинговой
работы, и связан с подготовкой лицензионных
и патентных материалов для продажи, с
задачами изучения направлений патентного
права соответствующих стран и т.д.
6. Маркетинг прямых
зарубежных инвестиций включает вопросы изучения условий зарубежной
инвестиционной деятельности, более глубокий
и всесторонний анализ возможностей работы
нового предприятия и его сбытовой активности,
а также специфики организации продаж
на внешнем рынке фирмой, которая выражает
интересы материнской компании, но функционирует
по законам зарубежной страны, где она
находится.
7. Внешнеэкономический
маркетинг в качестве особенностей рассматривает
формы не только внешней торговли, но и
внешнеэкономического сотрудничества
(научно-техническое, промышленное и др.).
8. Международный маркетинг предполагает новую ступень в развитии
маркетинга, в частности осуществление
его в отношении сбыта продукции национальными
предприятиями (или контролируемыми национальными
компаниями), зарегистрированными за рубежом,
в третьих странах, или иностранными компаниями
в собственной стране.
9. Мультинациональный
маркетинг отличается спецификой производственно-сбытовых
задач и присущ главным образом транснациональным
компаниям, охватывая рыночные территории
большого числа стран.
10. Глобальный маркетинг связан с маркетинговой деятельностью
крупнейших фирм и транснациональных
корпораций в мировом, глобальном масштабе
и включает стратегии развития и формирования
мировых рынков независимо от национальных
границ и территорий согласно стандартизованным
маркетинговым программам.
Виды маркетинга в зависимости от спроса.
- Конверсионный маркетинг (при отрицательном спросе). Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры и т.д. Задача маркетинга - проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативные отношения рынка.
- Стимулирующий маркетинг (при отсутствии спроса). Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом. Задача маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
- Развивающий маркетинг (при скрытом спросе). Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты. Задача маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
- Ремаркетинг (при падающем спросе). Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Задача маркетинга - обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
- Синхромаркетинг (при нерегулярном спросе). У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени.
- Поддерживающий маркетинг (при полноценном спросе). О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию.
- Демаркетинг (при чрезмерном спросе). У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Задача маркетинга - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса.
- Противодействующий маркетинг (при нерациональном спросе). Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья (сигареты, спиртные напитки, наркотические средства и т.д.). Задача маркетинга - убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек.
Другие виды
маркетинга
Маркетинг различается
по видам товаров и услуг. В
частности, обладает своей спецификой
маркетинг потребительских товаров и товаров производственного
назначения, банковский и финансовый маркетинг,
торговый маркетинг, маркетинг услуг,
аграрный маркетинг, маркетинг строительства,
маркетинг туристического бизнеса, научно-технический
маркетинг, маркетинг идей и др.
В зависимости от типа
организации и фирм, от субъекта,
осуществляющего предпринимательскую
деятельность, могут быть выделены:
маркетинг некоммерческих организаций
(больниц, библиотек, научных и учебных
заведений, благотворительных фондов
и т.д.), маркетинг малого бизнеса, маркетинг предвыборных
кампаний, шоу-бизнеса, отдельных лиц,
личной карьеры и т.д.
Основные функции маркетинга
1. Аналитическая
функция
- Изучение рынка как такового. Это первый шаг к познанию внешней среды, в которой намерено действовать предприятие. Нецелесообразна и, конечно, расточительна для бюджета предприятия попытка выйти с товаром на все рынки сразу. Следует провести аналитическую работу с целью выбора из множества потенциальных рынков таких, которые могут быть наиболее интересными и приоритетными для предприятия и его товаров, на которых с наименьшими усилиями и затратами можно достичь коммерческого успеха. Выбор рынков осуществляется по нескольким критериям: емкость рынка (объем реализуемого в регионе товара, аналогичного тому, который производит предприятие, в течение одного года), инвестиционная политика, импортное регулирование (в случае внешнеэкономических операций), географическое положение, стабильность правового режима и др.
- Изучение потребителей. Задача состоит в том, чтобы из большого числа потенциальных покупателей выбрать такую группу, которая при оптимальных коммерческих усилиях компании легче и быстрее, по сравнению с другими группами, станет покупателем предлагаемой продукции. Определение таких групп (называемое сегментацией рынка потребителей), позволяет фирме сосредоточить усилия на наиболее эффективных направлениях движения к коммерческому успеху, к завоеванию определенной доли рынка.
- Изучение фирменной структуры. Исследование обычно проводят по трем группам фирм: фирмы-контрагенты (фирмы-покупатели), фирмы-конкуренты, фирмы-посредники.
- Изучение товара (товарной структуры). Чтобы выяснить, как удовлетворяется потребность в продукции, подобной той, которую предполагает поставлять предприятие на выбранном рынке, необходимо изучить товарную структуру рынка, технический уровень и качество обращающихся на рынке товаров, систему товародвижения и сервиса конкурентов, особые требования к товарам, действующие стандарты, нормы, правила технической безопасности.
- Анализ внутренней среды предприятия. Такой анализ предполагает изучение организационной структуры предприятия с точки зрения ее конкурентоспособности на целевых рынках, оценку НИОКР и их соответствия уровню НИОКР у конкурентов; анализ интеллектуального потенциала сотрудников, их способности быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде; анализ творческих возможностей коллектива, наличия «генераторов новых идей», новаторов, оценку технологического уровня производства, сравнение с возможностями конкурентов; изучение потребности рынка в высококачественных, экологически чистых и общественно полезных товарах и технологиях. В конечном счете — это оценка конкурентоспособности предприятия сегодня и на перспективу.
2. Производственная
(созидательная) функция
- Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.
- Организация материально-технического снабжения.
- Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
3. Сбытовая
функция (функция продаж)
- Организация системы товародвижения. Эта подфункция маркетинга включает в себя все то, что происходит с товаром в промежутке времени после его производства и до начала потребления. Система товародвижения обеспечивает предприятию (и потребителю) создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в то время, когда он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества (имеется в виду сохранность во время транспортировки), на которое рассчитывает потребитель.
- Организация сервиса. Сервисом называют подфункцию маркетинга предприятия, которая обеспечивает комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией машин, оборудования и другой промышленной продукции. Высококачественный сервис высококачественного товара непременно вызывает расширение спроса на любой товар, способствует коммерческому успеху предприятия, повышает его престиж.
- Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
- Проведение целенаправленной товарной политики. Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия предприятия, построенные на таких принципах, благодаря которым обеспечиваются эффективное с коммерческой точки зрения формирование номенклатуры и ассортимента товаров и запланированные объемы продаж.
- Проведение целенаправленной ценовой политики. Целенаправленная ценовая политика в маркетинге состоит в том, что предприятие устанавливает на свои изделия такие цены и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных краткосрочных и долгосрочных целей и решение оперативных задач.
4. Функция управления
и контроля
- Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. Одна из основных целей маркетинга — установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия, особенно в рамках его долгосрочных стратегических целей. Реализация всех функций маркетинга практически невозможна без продуманного и всеобъемлющего планирования.
- Информационное обеспечение управления маркетингом. Внешняя и внутренняя среда — основной источник маркетинговой информации, на базе которой следует принимать все управляющие решения.
- Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии). Коммуникативная подфункция в маркетинге обеспечивает предприятию активное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду.
- Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ). Контроль — заключительная стадия цикла управления маркетингом, завершающее звено процесса принятия и реализации решения. Контроль позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить новые резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Функции системы
маркетинга в обществе в целом
- Достижение максимально возможного высокого потребления. Многие руководители считают, что цель маркетинга - облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства. За всем этим кроется утверждение, что, чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся. Однако некоторые сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья.
- Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. Потребление большого количества жевательной резинки что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворенности. К сожалению, степень потребительской удовлетворенности трудно измерить. Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно.
- Предоставление максимально широкого выбора. Некоторые считают, что основная цель системы маркетинга - обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предоставить потребителю максимально широкий выбор. Система должна дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу. Потребители должны иметь возможность максимально улучшить свой образ жизни, а, следовательно, и получить наибольшее удовлетворение.
- Максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении «качества жизни». Это понятие складывается из: 1) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров, 2) качества физической среды и 3) качества культурной среды. Сторонники этого взгляда склонны оценивать систему маркетинга не только по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности, но и по воздействию, которое деятельность в сфере маркетинга оказывает на качество физической и культурной среды.
5. Влияние глобализации
на изменение концепции маркетинга.
Новое направление в
развитии маркетинга – глобальный
маркетинг – связано с его
интернационализацией. Этот процесс
особенно характерен для транснациональных
компаний. Рынки ими воспринимаются уже не как отдельные сегменты, а все
более как единый рынок на основе процесса
гомогенизации потребителей и высокой
вовлеченности потребителей в приобретение
широко известных и зарекомендовавших
себя товарных марок. В основе глобального
маркетинга лежит идея превращения инновационного
товара в стандартизированный и доступный
для широкого сегмента потребителей
способ удовлетворения потребностей.