Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и разработка предложения по улучшению маркетинговой стратегии предприятия.
Для раскрытия темы были поставлены и решены следующие задачи:
-раскрыть сущность стратегии маркетинга;
-рассмотреть принципы и инструменты формирования маркетинговых стратегий;
-проанализировать стратегию маркетинга предприятия;
1.3. Постановка задач анализа стратегического положения предприятия и разработки стратегических изменений
Методологической
основой инструментария стратегического
анализа и изменений являются
общенаучные методы (системный и
ситуационный анализ, комплексный подход,
программно-целевое
Применение
аналитических методов в
Управленческая значимость анализа стратегического положения выражается в возможности проявить каждый значимый фактор во внешней среде, способствующий разработке стратегического изменения компании.
Также необходимо отметить, что для успешного развития бизнеса важно не только определить методы и методические приёмы, но и выбрать, отраженный в наборе взаимосвязанных стратегий, образ действий, который гарантирует наиболее эффективный путь их достижения.
Главным этапом
при постановке долгосрочных целей
и выработке эффективной
Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия уделяет особое внимание двум группам факторов: во-первых, условиям в отрасли и конкуренции; во-вторых, конкурентоспособности, положению на рынке, сильным и слабым сторонам компании.
Как мы выяснили, для разработки стратегических изменений необходим анализ внешней и внутренней среды компании.
Следует отметить, что стратегические решения связаны скорее с внешними, чем с внутренними проблемами компании, в особенности решения по выбору номенклатуры продукции и сегментов рынка. Причем на эти стратегические решения могут сказываться как факторы “ближнего”, так и “дальнего окружения компании”.
Поэтому, внешний анализ компании, помимо оценки рыночной конъюнктуры, должен охватывать такие сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение (“дальнее окружение”), т. е. проводиться в соответствии с моделью GETS, что означает четыре группы внешних сил давления:
- government — правительство;
- economy — экономика;
- technology — технология;
- society — общество.
Метод стратегического анализа внешней среды должен быть направлен на:
- установление и оценку факторов среды, представляющих угрозу или способствующих развитию организации;
- установление возможных реакций на развитие факторов среды;
- открытия новых способов создания полезности, имеющей ценности для потребителя.
Анализ проводится
в контексте выявления
Исследование деятельности компании в контексте внешней среды предполагает также анализ общей ситуации и конкурентных условий отрасли (“ближнее окружение”). Цель такого анализа — оценка семи ключевых факторов внешней среды:
1. Основные экономические характеристики отрасли.
Размер и темпы роста рынка, масштабы конкуренции, количество компаний-участников, их относительные размеры, условия входа в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции, темпы технологических изменений, размеры экономии на масштабе и за счет эффекта обучаемости, степень стандартизации или персонализации продукции компаний-конкурентов, уровень прибыльности.
2. Формы и интенсивность конкуренции.
В отрасли присутствуют обычно пять факторов конкуренции: соперничество между участниками отрасли, возможность вхождения в отрасль новых конкурентов, конкуренция со стороны производителей товаров-заменителей, влияние поставщиков, влияние компаний-потребителей. Задача анализа конкуренции в отрасли — оценить каждый фактор, определить уровень конкурентного давления и выработать стратегию конкуренции, чтобы, во-первых, по мере возможности обезопасить компанию от воздействия пяти факторов конкуренции, во-вторых, использовать правила конкуренции в отрасли на благо компании, в-третьих, достичь конкурентного преимущества.
3. Причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде.
Условия в отрасли и конкуренция меняются под воздействием различных сил и факторов. Главные движущие силы — изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли, изменения в составе потребителей, внедрение новых товаров, выход на рынок или уход с него крупных компаний, глобализация, изменение структуры издержек и уровня производительности, рост (снижение) спроса на персонализированные либо стандартные товары, изменения в законодательстве и политике, изменение общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределенности и степени риска.
4. Сильные и слабые конкуренты.
Разработка карты стратегических групп — ценный (если не необходимый) инструмент для оценки и сравнения рыночных позиций конкурирующих компаний. Соперники, принадлежащие к одной либо соседствующим стратегическим группам, активно конкурируют друг с другом, а компании, принадлежащие к удаленным стратегическим группам, как правило, не являются конкурентами вовсе.
5. Возможные действия конкурентов.
Этот этап аналитического анализа включает в себя анализ стратегий конкурентов, выявление сильных и слабых соперников, оценку их конкурентных возможностей, прогноз их ближайших действий. Хорошо налаженный сбор информации о сопернике позволяет предугадать его действия, подготовить эффективные контрмеры и включить их в план действий компании. Менеджеры, не изучающие конкурентов, рискуют получить неприятный сюрприз в виде неожиданных действий соперников. Компания не может рассчитывать на победу, если не отслеживает и не прогнозирует деятельность конкурентов.
6. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе.
Ключевые факторы успеха — это стратегия, конкурентные возможности, результаты деятельности, определяющие коммерческий успех или провал компании, и ее конкурентоспособность. Ключевые факторы успеха играют огромную роль, поэтому все компании должны их выявлять и анализировать. Четкое представление о факторах, играющих решающую роль в достижении долгосрочного конкурентного преимущества, способствует разработке успешной стратегии.
7. Общая привлекательность
отрасли и перспективы
Если отрасль признана привлекательной, есть смысл избрать агрессивную стратегию, направленную на упрочение конкурентной позиции, расширение продаж, развитие производственной базы и обновление оборудования. В противном случае, следует искать другие возможности — слабые компании будут поглощены конкурентами, в то время как сильные ограничат инвестирование и изберут стратегии снижения затрат и (или) инновационные для повышения конкурентоспособности и обеспечения прибыльности в долгосрочной перспективе. Иногда, в целом непривлекательная отрасль, может привлечь внимание компании с хорошими позициями и необходимыми ресурсами и опытом, позволяющими отвоевать долю рынка у более слабых конкурентов.
Исходя из вышеперечисленного, следует отметить, что стратегическое положение предприятия имеет большое значение для развития. Любому предприятию необходимо производить анализ его стратегического положения. В связи с этим, необходимо регулярно производить анализ как внешней, так и внутренней среды компании.
Глава 2. Анализ стратегического положения предприятия ООО «Финанс-проект»
Общество с ограниченной ответственностью «Финанс-проект», именуемое в дальнейшем "Общество", действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом РФ “Об обществах с ограниченной ответственностью” от 14.01.98 г., другими законодательными актами действующего законодательства, а также Уставом.
ООО «Финанс-проект» располагается в Юго-Западном округе г. Москвы. Местонахождение Общества является местом постоянного нахождения его постоянно действующего органа управления в лице генерального директора.
Основной целью деятельности организации является получение прибыли. Для достижения поставленной цели предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
1. Текущая деятельность.
К основному виду текущей деятельности относится производство оконных деревянных конструкций, рам и филенчатых дверей. Неосновные виды деятельности - услуги автотранспорта.
2. Инвестиционная деятельность связана в основном с капитальными вложениями в основные фонды и нематериальные активы по программе технического перевооружения.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом предприятия.
Прежде чем приступить к PEST-анализу ООО «Финанс-проект» рассмотрим понятие PEST-анализа.
PEST-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.
Далее рассмотрим данный вид анализа на примере ООО «Финанс-проект» в табл. 1.
Таблица 1
Матрица PEST-анализа
Показатели внешней среды |
Оптимистический (ожидаются благоприятные изменения) |
Нормальный (существенных изменений не ожидается) |
Пессимистический (ожидаются не благоприятные изменения) |
Социальные |
Вероятнее всего |
Вероятнее всего |
Маловероятно |
Технологические |
Вероятно |
Маловероятно |
Маловероятно |
Экономические |
Вероятнее всего |
Маловероятно |
Вероятно |
Политические |
Маловероятно |
Вероятнее всего |
Вероятно |
Из матрицы видно, что фирма будет развиваться в нормальных социальных условиях (например, положительная демография, ожидаемое строительство социальной инфраструктуры в районе.), при благоприятных технологических перспективах (например, ожидаются инновационные разработки.), в благоприятных экономических условиях (например, стабильность политического курса.), но в ухудшающейся политической ситуации в стране, регионе (кризис, инфляция.). |
Таким образом мы видим, что влияние большинства внешних факторов на деятельность фирмы положительно, что свидетельствует о благоприятной обстановке на рынке с точки зрения возможности вступления на него.
Далее рассмотрим немаловажную часть - это анализ отрасли ООО «Финанс-проект» и построим матрицу GE.
Рассмотрим позиционирование фирмы с помощью матрицы General Electric и консалтинговой компанией McKinsey & Со на примере табл. 2.
Таблица 2
Матрица General Electric и консалтинговой компанией McKinsey & Со
Характеристики рыночной привлекательности (ось У) |
Оценка в баллах от 1 до 3 |
Характеристики сильных сторон организации (ось X) |
Оценка в баллах от 1 до 3 |
А. Факторы рынка размер (в стоимостном и натуральном выражении); величина рынка продукта; темпы роста рынка; стадия жизненного цикла; разнообразие рынка; эластичность цен; покупательная способность; цикличность (сезонность) спроса |
1 |
А. Позиция на рынке относительная доля рынка, темп изменения доли, колебание доли в зависимости от сегмента, ассортимент, имидж организации |
1 |
Б. Экономические и технологические факторы интенсивность инвестирования; природа инвестирования (условия, рабочий капитал, арендные договора); способность противостоять инфляции; мощность индустрии; уровень и срок использования технологии; барьеры входа и выхода в отрасли; доступ к источникам сырья. |
3 |
Б. Экономическая и технологическая позиция относительная позиция по издержкам, уровень использования мощностей, технологическая позиция |
2 |
В. Конкурентные факторы тип конкурентов; структура конкуренции; угроза появления продуктов-заменителей; ощущаемые изменения среди конкурентов |
2 |
В. Способности сильные стороны системы управления, системы маркетинга, система распределения труда |
2 |
Всего |
6 |
5 |
Информация о работе Схема включения маркетинга в стратегическое управление фирмой